Преодолевая удушье К семидесятилетию известного публициста, историка Сергея Бычкова вышла в свет книга «Преодоление удушья», где собраны его статьи, эссе, интервью разных лет. Бычков пишет о церковной жизни изнутри, культура и политика в его научных статьях привязаны «к религиозному горизонту». Именно потому, что этот горизонт прозрачен, в заметках Бычкова наряду с научным подходом появляется дискурс русского религиозного ренессанса. Особенно в связи с именем Георгия Федотова, двенадцатитомник которого увидел свет благодаря трудам ученого. Федотовские цитаты в устах Бычкова звучат сильно и злободневно. Например: «Современная нация уже потому не может поставить свой интерес высшим благом и целью, что ее жизнь невозможна вне той культурно-политической системы – назовем ли мы ее христианской или европейской, – к которой она принадлежит... Поэтому последовательно проведенный принцип национального интереса становится невозможным: он подкапывает существование самой нации, которой хочет служить». Бычков – один из немногих современных авторов, который размышляет о проблемах истории духовной жизни. В частности, его интересуют вопросы канонизации новомучеников. Известно, что целый ряд святых недавно были вычеркнуты из святцев только потому, что они якобы дали показания в ходе следствия на своих собратьев. Но можно ли доверять протоколам допросов как документам, в истинности которых невозможно сомневаться? В сборнике наряду с фрагментами следственных дел ученый поместил беседы с теми, кого советская репрессивная машина пыталась сломать. В этом смысле впечатляет его разговор с М.В. Тепниной, где участница катакомбной общины бесхитростно рассказывает о том, как с ней работал следователь: «Он задаст вопрос, потом замолкает и сидит пишет, пишет. Потом опять что-то спросит и начинает писать. Подавал мне расписаться в такой довольно объемистой тетрадочке. Когда я один раз вздумала почитать, он мне не дал. Мол, это я так писал, исходя из того, что вы говорили. Я подписывала каждую страничку, не читая. Правда, вначале я первую страничку успела прочитать. Он там пишет: я такая-то признаюсь, что я являюсь членом антисоветской организации. Я ему говорю: "Я этого не говорила". Он мне на это отвечает: "Это наша формулировка"». На страницах книги мы встречаем известные имена религиозных деятелей советского времени – архимандрита Тавриона (Батозского) (в связи, к слову, с магистерской работой А.Н. Лепехиной), митрополита Николая (Ярушевича), архиепископа Михаила (Мудьюгина), священника Николая Трубецкого, богослова Бориса Бакулина етс. Сам Бычков входил в меневский круг, и убитый священник неоднократно возникает на страницах книги. Здесь и интервью с о. Александром Менем, и размышления о его пастырской деятельности. Так, Бычков свидетельствует, что в храм ходили окрестные старушки. И отец Александр не делал различия между ними и теми интеллигентами, которые приезжали из Москвы. Книга хорошо издана: твердая обложка, качественная бумага, обширные примечания. Вот только тираж маловат – всего 500 экземпляров. Борис Колымагин Кифа № 13 (215), октябрь 2016 года |