gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
18.11.2016 г.

Как преодолеть наследие зла

Image 

В одном из прошлых номеров мы рассказывали о конференции «Соприкасаясь с последствиями опыта насилия в лагере Аушвиц», которая проходила в Освенциме в августе этого года. В этом номере мы публикуем интервью с участниками этой конференции, которым был задан один и тот же вопрос: «В ХХ веке было много жестокости, много крови и зла, он был наполнен злом. Каковы, с Вашей точки зрения, лучшие средства борьбы со злом, особенно с тем, с которым мы столкнулись и сталкиваемся в истории?»

Архиепископ Бамбергский Людвиг Шик: Прежде всего нам надо распространять учение Евангелия Иисуса Христа, потому что оно против жестокости, против войн и терроризма, против человеческой черствости, против жестокости молодых людей. И я уверен, что везде, где будут знать Евангелие и будут подняты его вопросы, будет мир, будет справедливость, будет солидарность и любовь.

Второе: мы – люди, и поэтому мы должны молиться. Молитва к Господу придает нам силы, духовную мощь, чтобы преодолеть наши собственные страхи и затруднения, чтобы быть готовыми распространять Евангелие и поднимать вопросы Евангелия.

Третьим решением, по-моему, может стать диалог. Диалог – это общение друг с другом, ведь мы понимаем, что не все женщины и мужчины в мире станут истинными христианами. Есть и мусульмане, и индусы, и неверующие, и т. д. Но если у нас произойдет хороший диалог, независимо от наших различий, я считаю, это поможет понять друг друга лучше. К тому же, диалог помогает создать атмосферу принятия, мира и т. д.

Насколько я помню, Гитлер не был против Библии открыто, т. е. он, в общем, был за религию. Но, к сожалению, оказывается, что это не всегда уберегает от взрывов насилия.

Гитлер был против церкви, это несомненно. Он пытался создать новую церковь. Это была расистская церковь, где Бог был только для немецкой расы. Ему удалось склонить на свою сторону протестантских епископов и некоторых католиков, которые приняли эту новую форму церкви. В тот период, как известно, погибли тысячи священнослужителей и монахинь, все те, кто не принял этой новой формы церкви. Он хотел выдрать с корнем церковь Иисуса Христа и поменять ее на свою церковь.

Что могут сделать в борьбе со злом и насилием объединения верующих людей, общины, братства, движения?

Я думаю, Церковь во все времена, везде является общиной среди всех общин. А потому, я думаю, надо вдохновить все эти маленькие общины участвовать в общем деле. В таких общинах иногда проблемой является то, что они погружены в себя и у них нет никаких отношений с сочувствующими их общине, и в результате у них нет хороших отношений с миром. Мы должны верить сами, и мы должны помочь миру поверить. Если у нас нет отношений с выживающими в мире зла, мы не можем им свидетельствовать. Поэтому мы должны быть открыты миру, не терять своего предназначения и помогать миру становиться лучше.

* * *

Image

Йорг Луер, вице-председатель фонда имени Максимилиана Кольбе: Первое желание – ответить на этот вопрос вне контекста. Оно всегда опасно, потому что зло – это не всевидящее око, оно всегда конкретно и направлено на конкретных людей в какой-либо ситуации, и именно это надо рассматривать. Обычно мы не сталкиваемся со злом чистой воды. Это было бы для нас легко. Зло преподносится в виде чего-то, на первый взгляд, хорошего. Возьмем, например, коммунизм. В нем идея справедливости была очень сильна. На самом же деле она была прикрытием для того, чтобы использовать правильную мечту людей для чего-то еще. Поэтому мы должны совершенствоваться в своем развитии, чтобы различать подобные противоречия.

Из своего опыта скажу, что первое, что нам надо развить в себе, – это сострадание, когда мы сможем видеть человека в других людях. И это значит, что ты слышишь другого независимо от того, нравится тебе его история в данный момент или нет. Как уже говорилось здесь на встрече, «мы должны найти правду в неудаче других», когда мы знаем, что это ошибка, но и в ошибке есть правда. И нашей задачей является, в конце концов, найти правду. Необходимо поддерживать отношения, но и самим надо уберечься от чувства превосходства, ведь это еще один соблазн: мы добрые, остальные – нет; это обычное заблуждение. Как только ты поймешь, что ты сам – часть проблемы, ты станешь частью ее разрешения.

Личная борьба с этими духами зла и насилия очень важна. А можно ли говорить о борьбе на уровне нации, народа?

Я бы сказал, что невозможно говорить на уровне всей нации, не коснувшись уровня личного. Это вопрос антропологии: мы – личности, мы – индивидуумы, и в то же время, мы – социальны, мы живем в обществе. Да, мы можем сказать, что нации совершили дурное. Но правда в том, что эти же нации сделали и нечто доброе. И это очень важно.

Не только частный опыт одного человека помогает бороться со злом, но опыт определенного христианского объединения людей – общины, братства. А насколько для вашего фонда этот опыт христианского общения, братские отношения важны?

Наш фонд воспринимает себя как часть церкви. И у нас есть собственный опыт в деле утешительной работы, борьбы со злом, поиска правды, восстановления отношений. Я бы сказал, в этом состоит наша задача. Не могу сказать, что мы сильны, как братство, потому что у нас иной вид организации.

Но в целом мы сплочены духом. Это часть нашего предназначения, и это наш путь следования за Христом. Все мы пытаемся отдавать и наше время, и наши возможности тому, чем занимаемся. И мы делаем все, что можем, хотя у нас и не всегда это получается.

* * *

Ульрике Ханлон, сотрудница Ассоциации по развитию взаимоотношений*: В моей организации – я работаю в основном в Африке – всегда стоит вопрос о насилии. Мы твердо убеждены, что невозможно принести мир извне, мир должен вырасти внутри. Мы обычно пытаемся найти людей, которые готовы брать ответственность за свое сообщество, за свою страну.

Мир как победа над злом?

Да, это не только отсутствие войны – это защищенность, это свобода слова, это уважение к человеку, это участие в жизни сообщества. И для всего этого нужен надежный мир. Мы полагаем, что в ситуации неспокойствия и несогласия очень важен диалог между враждующими группами, где можно все изложить, сначала выслушать друг друга, а затем понять.

Нам доверяют разные люди, понимая, что мы здесь не ради бизнеса, денег или власти. Это и есть наша твердая позиция, то, с чего мы и можем начать.

* * *

Хана Улановская, бывшая узница концлагеря Аушвиц: Я никогда об этом не задумывалась. Если Вы говорите о зле в связи с историческими событиями ХХ века, то единственное, что я знаю – это начало нацизма в Германии. И, как известно, они проиграли войну. Появился дух национализма.

Но это было и в других странах. В прошлом году, когда я сюда приезжала, здесь был японский философ. Он разрешил мне быть с ним откровенной в разговоре об этом. Ведь японцы никогда об этом не говорили. В начале века была война между Китаем и Японией, которая породила огромный национализм в Японии. И особенно это было заметно по жестокости в концлагерях на Тихом океане во время Второй мировой войны.

А о Германии я знаю теперь много. Особенно после того, как я съездила на конференцию «Дети нацистов» в Варшаву 1,5 месяца назад и впервые в жизни поговорила с историками ХХ века. Люди задавались вопросом: что допустило появление нацизма в Германии и привело впоследствии ко всему остальному?

* * *

Джанан Имамович, имам из Горожда (Босния и Герцеговина): Мне кажется, что лучшее средство борьбы со злом – это организовывать людей вокруг себя, и, конечно, самому делать как можно больше хороших дел. Любое доброе дело – это своего рода борьба, предотвращение зла. Недостаточно только утверждать, что ты против насилия. Делать добро – это и значит быть против насилия. И еще, мне кажется, большая проблема в том, что мы ничего не знаем о людях, которые как-то отличаются от нас. Поэтому еще один мой выбор – узнавать других, пытаться понять то, как они думают и поступают.

Беседовали Анастасия Наконечная, Юлия Балакшина и Игорь Феденко
Перевод Игоря Феденко, Тамары Фадеевой

---------------------------

* Католическое учреждение по отправке помощников по развитию во многие католические структуры в Африке, Латинской Америке и Азии.

Кифа № 12 (214), сентябрь 2016 года

Ещё материалы по теме:

Освенцим – рождение надежды. Из рассказа Юлии Балакшиной членам Преображенского братства

Освенцим – рождение надежды. Семинар в «Центре диалога и молитвы» собрал тех, кто размышляет о путях преодоления трагического опыта XX века

 

 

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!