gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
17.11.2016 г.

Членам Преображенского братства посчастливилось познакомиться лично с одной из последних сестер Братства епископа Макария (Опоцкого) Екатериной Ивановной Пикиной

В ноябре исполнилось 75 лет со дня кончины епископа Макария (Опоцкого)

Image
Е.И. Пикина. Череповец, январь 2012 г. Фото Анны Дмитренко

Основанное владыкой Макарием Религиозно-Трудовое братство объединило самых разных людей: священнослужителей, монашествующих, мирян. Духовная дочь епископа-катехизатора Макария (Опоцкого) Екатерина Ивановна Пикина родилась в 1923 году в семье крестьянина Ивана Кирилловича Пикина, в деревне Шухободь Череповецкого уезда. Ее отец, познакомившись с епископом Макарием (Опоцким), навсегда полюбил и разделил идею «купножительства» и стал ближайшим соратником владыки. В начале 30-х годов он не задумываясь оставил колхозу дом, крепкое хозяйство и переехал с сестрой и тремя дочерьми, среди которых была и Екатерина, в Новгород, где после ссылки обосновался владыка и их братство. Иван Кириллович, ответив на призыв Господа: «все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною» (Лк 18:22), по словам Екатерины Ивановны, ни разу в жизни об этом не пожалел. Преданность братской жизни и своему духовному отцу Екатерина Ивановна пронесла через всю свою жизнь, пройдя через суровые испытания: расстрел отца и других братчиков в 1937 году, начало войны, оккупация и смерть владыки в 1941 году, угон на принудительные работы в Германию: «Я бы всё отдала, ничего бы не пожалела за один только день братской жизни. Даже передать не могу, какая это счастливая жизнь – купножительство. Какая она – братская жизнь? Один начинает, другой подхватывает, все вместе делают. Не надо никого ни упрашивать, ни заставлять. Каждый думает прежде о другом, а не как в мире – о себе. Я и сиротства не почувствовала». Все эти годы она бережно хранила ценнейшие документы братского архива: проповеди и работы епископа Макария, письма и стихи братчиков, фотографии.

Мы познакомились с Екатериной Ивановной в декабре 2011 года. Каждая наша встреча была настоящим духовным событием, праздником, радостью узнавания родных людей. С большим трепетом многие из нас, приезжая к ней в гости в Череповец, слышали: «Так и хочется сказать: «Днесь благодать Святаго Духа нас собра»!». Каждое ее свидетельство о владыке, о братстве были настоящими жемчужинами: «Если Бог за нас, то кто против нас? Дедушка («дедушкой» епископа Макария называли братские дети. – Прим. А.Д.) считал Христа личным примером для каждого. Он был уверен, что всё, что есть в Писании, достижимо человеку. Он никогда в этом не сомневался. И нас так научил». И как наставление, звучали ее слова: «Цените братскую жизнь – она вам понравится! Конечно, если вы не рассчитываете только брать. В братстве надо отдавать все – и тогда обретешь стократ больше!».

Анна Дмитренко

* * *

В последние годы происходит некое «второе обретение» опыта новомучеников и исповедников. Не то чтобы – как при любом восстановлении исторической памяти – этот процесс проходит закономерные стадии: после открытия самых выдающихся имен обнаруживаются имена второго ряда и т.д. В данном случае можно почти с уверенностью утверждать: то, что до самого последнего времени оставалось «под спудом», составляет едва ли не большую славу Русской церкви, чем уже известные материалы. Налицо удивительная вещь: в ответ на пристальный интерес верующих (и не только верующих, кстати!) людей Господь как будто приоткрывает доселе неизвестные страницы жизни Своей церкви, церкви «потаенной» (по выражению А.П. Арцыбушева). Действительно, в известной схеме, принятой для описания истории РПЦ советского периода, – деления церковной жизни на «официальную» и «катакомбную», все больше начинает проявляться третий элемент, феномен церкви «потаенной».

Летом 2012 г. группе паломников Преображенского братства удалось встретиться и пообщаться с последним из оставшихся в живых членом братства еп. Макария – Екатериной Ивановной Пикиной. Она не просто последняя братчица. Екатерина Ивановна непосредственно знала еп. Макария (вместе с ее отцом, расстрелянным в 1937 г., они были членами одного из «потаенных» братств, организованных вл. Макарием в местах своих ссылок, – в данном случае в Череповце; после нелегального переезда владыки в Новгород многие, в том числе Катя, последовали за ним и жили все вместе вплоть до его кончины в ноябре 1941 г.).

Слава Богу, эту беседу (длившуюся более 3-х часов) записали на видео. Небольшой отрывок из нее удалось посмотреть, и он произвел глубочайшее впечатление. В моем опыте не было личной встречи с людьми дореволюционной России (поколение 1950-х – последние, кому удалось их застать и вживую общаться с ними). Екатерина Ивановна, родившаяся в 1923 г., формально принадлежит уже к советской генерации. Однако ее глаза, речь, весь облик - совсем простой русской женщины – свидетельствует о не- или, точнее, вне-советском образе жизни. Поразительно видеть такое лицо, излучающее мир, слышать такую внятную и глубокую христианскую мудрость от человека на рубеже девяностолетия, не получившего никакого высокого культурного и христианского образования. Эта видеозапись – живое письмо к нам от исповедников веры, настоящее свидетельство их подлинного опыта.

В том же 2012 году, в декабре, пришло известие о кончине сестры Екатерины. Вот уж, действительно: «Ныне отпускаешь Ты рабу Свою, Владыка...» Ее жизнь как будто бы специально была продлена для того, чтобы успеть передать память о братской христианской жизни – взыскующим этого свидетельства, а через них – всей церкви.

Максим Граненко

Кифа on-line

Ещё материал по теме
«От учения Христа отказаться не могу...». В ноябре исполнилось 75 лет со дня кончины епископа Макария (Опоцкого)

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!