gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
08.11.2016 г.

Два храма

Фрагменты исследования Дианы Березиной, ученицы 8 класса школы города Нижневартовска

Image
Храм иконы Знамения Пресвятой Богородицы в Ларьяке. Гравюра XIX века
 

В моей жизни большую роль играют город Нижневартовск, в котором я родилась и живу сейчас, и село Ларьяк, где прошло моё детство и в котором живут сейчас мои родственники и друзья. Моя бабушка работала в Ларьякской школе и вместе с моей мамой жила в знаменитом доме купца Прохора Кайдалова. В этом селе познакомились мои родители.

Мой дядя участвовал в раскопках на месте, где был храм в Ларьяке. Но сейчас храма в Ларьяке нет. Только стоит памятный крест.

Мне стало известно, что у храма, который находится в Старом Вартовске, тоже давняя история. Я решила сравнить историю двух храмов и узнать, почему закрываются храмы и что необходимо сделать, чтобы они появились вновь.

Я познакомилась с работами краеведов, материалами краеведческих конференций, монографиями преподавателей Нижневартовского государственного гуманитарного университета Валерия Валентиновича и Ольги Петровны Цысь.

История

Храм иконы Знамения Пресвятой Богородицы был построен в Ларьяке в 1772 году. На протяжении своего существования деревянная церковь несколько раз перестраивалась. Для поездок по инородческим селениям Ларьякский причт был обеспечен переносным престолом во имя Праведного Симеона Верхотурского и специальной крытой лодкой (каюком). С середины XIX века при церкви действовала библиотека и приходская школа для обучения остяцких детей русской грамоте.

Первый храм в районе Нижневартовска, только на левом берегу Оби, в юртах Вартовских, был построен в конце 1908 года, освятили его во имя прп. Сергия Радонежского. Однако в 1911 году в храме произошел пожар, уничтоживший его дотла. Интересно, что пока не было храма, службы проводились в жилом доме на переносном престоле, полученном в пользование из Ларьякской Знаменской церкви.

Споры по поводу того, где именно нужно восстанавливать храм, длились почти 2 года. Новую церковь решили возводить на другом берегу, там, где была дровяная пристань, а сейчас находится город Нижневартовск.

Хотя до 1917 года православие поддерживалось государством, большинство храмов, особенно вне крупных городов, строилось на пожертвования прихожан. Кто были эти люди? До конца XIX века здесь проживали почти исключительно ханты и лесные ненцы. Неслучайно русские миссионеры построили храм в Ларьяке на особо почитаемом остяками месте.

С появлением пароходного сообщения в этих краях появляются русские переселенцы. Когда строили первый храм в Вартовских юртах, то большие средства вложил «торгующий мещанин» из Сургута Василий Панкин. Но этого было недостаточно и в «Тобольских епархиальных ведомостях» появилось обращение с просьбой о пожертвованиях. На этот призыв откликнулся московский священник П.Н. Соколов. В 1904 году он пожертвовал 5 тыс. рублей.

Священники

Первым священником в Ларьякской церкви был Яков Кайдалов, а в юртах Вартовских – Афиноген Собрин, представлявший коренное население края.

В различных храмах Тобольско-Тюменской епархии служили священники из рода Вергуновых. Отец Василий Вергунов в 1912 году перестроил храм в Ларьяке, создал приходскую школу. Пятеро его сыновей тоже стали священниками. Его сын Пётр (который был дьяконом в церкви и учителем в приходской школе) был расстрелян в 1937 году «за участие в контрреволюционной организации "Союз Спасения России"».

Священник Арсений Вергунов имеет отношение к истории обеих церквей. Он служил псаломщиком в церкви прп. Сергия Радонежского в селе Вартовском, участвовал в обсуждении, где строить храм, и нам известно, что он владел остяцким языком. Позже он был последним настоятелем храма в Ларьяке. В 1937 году он был расстрелян как бывший священнослужитель.

Известным среди северного духовенства был и брат отца Василия – протоиерей Иоанн Вергунов. В Тобольске в 1818 году открылось отделение Библейского общества, которое поставило перед собой задачу перевести на язык остяков и вогулов Евангелие и некоторые молитвы. Эта работа была поручена березовскому протоиерею Вергунову. Отец Иоанн сделал перевод на остяцкий язык, которым он, как коренной северянин, хорошо владел, Евангелия от Матфея и Десятисловия – десяти заповедей.

После 1917 года

Антирелигиозная политика советского государства поставила церковь в крайне тяжелые условия. В 1922–1923 г. производится изъятие ценностей в Ларьякском и Нижневартовском храмах. В 1929 г. ужесточились требования, предъявляемые к православным общинам. Активизируется антирелигиозная пропаганда.

В селе Нижневартовском жители отказались брать храм на своё содержание, и он был закрыт. Здесь уже было много приезжего населения, а у Артемия Ламбина, который в 1925 году был председателем сельского совета, в юности были конфликты с церковью. Именно он, как утверждают старожилы, скидывал купола с этого храма.

В Ларьяке же прихожане долго боролись за храм. Первым председателем Ларьякского туземного райисполкома был Сидор Сигильетов. В доносе на него было написано, что на общем собрании родового совета в селе Ларьяк в присутствии председателя обсуждался вопрос «о сборе руги на содержание церкви», то есть сборе средств для местной церкви.

В этот сложный период особенно важное значение имела роль отдельного человека.

В селе Нижневартовском в 1929 году в храме открыли клуб. И там, где раньше совершалась литургия, теперь смотрели кино, танцевали, пили спиртные напитки. Затем тут находился склад.

Некоторые исследователи утверждают, что в Ларьяке тоже был клуб, во всяком случае, есть решение прихожан церкви об этом в 1936 году. Но местные жители утверждают, что клуба там не было. Была школа. Потом интернат, а последнее время пожарное депо.

Восстановление

Когда в Нижневартовск приехала Александра Леонтьевна Костеренко, храм не действовал более 60 лет. После поездки в Тобольск на Пасху она решила собирать православную общину, чтобы восстановить храм. Александра Леонтьевна стала ходить по городу, разговаривать с совершенно незнакомыми людьми на остановках, в магазинах, во дворах. Вскоре в Нижневартовске появилась православная община, а Александра Леонтьевна стала её первой старостой. Она смогла решить вопрос с жильём для священника, затем добилась, чтобы здание храма, в котором был в это время склад, отдали православной общине. Сегодня Александре Леонтьевне 88 лет, но каждые выходные она молится в храме. Многие в нашем городе знают её и называют ласково «матушка Александра».

В феврале 1989 года на Вербное воскресенье иереем Михаилом Вивчаром была совершена первая литургия в возродившемся храме.

В апреле 1991 года настоятелем храма в Нижневартовске был назначен иерей Георгий Безнутров, который много сделал для возрождения православия в нашем городе.

Но в октябре 1994 г. деревянное здание храма сгорело. Сейчас на этом месте стоит новый каменный храм, построенный в 2007 году.

В ожидании храма

Здание церкви в Ларьяке было включено в список объектов архитектурного наследия в Тюменской области, но в 1986 г. по распоряжению председателя сельсовета Александра Титова сруб был распилен на дрова для клуба. Он дал распоряжение о распиле, говоря, что якобы маковки церковные покосились и сама церковь начала рушиться. Но те мужики, которые участвовали в распиле, говорили, что пилы звенели, потому что церковь была построена из лиственницы, на смоле и была крепче крепкого.

Сейчас в Ларьяке нет храма, но есть улица Александра Титова, так же как и в Нижневартовске улица Ламбина.

В Ларьяке в то время старостой церковной общины был Александр Смолин. Он с помощью ребят и педаго гов восстановил крест на месте старой церкви и писал письма с просьбой помочь восстановить храм. В письме председателю Думы ХМАО Василию Сондыкову он сообщил, что на строительство храма были выделены средства, часть из них были потрачены на археологические раскопки, а остальные пошли на строительство храма в Излучинске. Чиновник предложил обратиться к руководителям предприятий Нижневартовского района. Было написано много других писем, но храма до сих пор нет.

Уже много лет в Ларьяке стоит кружка для сбора средств на постройку храма. Житель деревни Чехломей, что близ Ларьяка, Александр Прасин, каждый раз, бывая в Ларьяке, жертвует в кружку по 1000 рублей. Он хант. Его мама говорила: «Езжай в Ларьяк – там люди грамотные. Там церковь есть и потому они счастливые люди!»

В настоящий момент при Ларьякской больнице действует молельная комната, куда приходят активные прихожане. В этой комнате находится крест, который сохранился из Знаменской церкви. При въезде в Ларьяк установили поклонный крест, и регулярно приезжает священник.

От чего же зависит судьба храма?

Мне кажется, на историю храмов влияет прежде всего политика государства.

После революции 1917 года церковь испытала гонения, и храмы стали закрываться. Было время, когда в нашем районе не было ни одного храма. После перестройки изменилось отношение государства к церкви, и сейчас она пользуется поддержкой государства. Однако многое зависит и от деятельности местной власти.

Отдаленность населенного пункта от центра может иметь как положительное, так и отрицательное влияние. Благодаря этой отдалённости храм в Ларьяке закрыли гораздо позже, чем в Нижневартовске, а теперь это обстоятельство играет отрицательную роль.

Но главное, от чего зависит судьба храма, – это деятельность людей. Когда я искала ответ на вопрос, почему же в Ларьяке до сих пор нет храма, одно из моих предположений было то, что там нет активных людей, заинтересованных в появлении храма. Но потом выяснилось, что это не так. Я познакомилась с этими людьми.

В истории двух храмов оставили свой след епископы, священники, учителя, купцы, представители власти, охотники, рыбаки, медсёстры и простые пенсионерки. Благодаря всем этим людям, которые любили и любят Бога и Его церковь, на нашей земле стоят «Божьи юрты», как их называли ханты.

Теперь я знаю, что принято решение о воссоздании Знаменского храма, которое, возможно, начнётся уже этим летом, и я смогу принять в этом участие. И моя исследовательская работа может быть вкладом в это важное дело.

Работа над этой темой привела меня и моих родителей к решению принять Святое крещение.

От редакции: Летом 2016 года в селе Ларьяк началось строительство храма.

Кифа № 12 (214), сентябрь 2016 года

Материалы этого выпуска:

«Братчики сами оглашали, переводили то, чему учил миссионер, становились крёстными отцами». В Нижневартовске изучают историю обдорского братства во имя свт. Гурия

Милосердия двери. Впервые мы попали в неврологическое отделение городской больницы благодаря учёбе в СФИ

Новая традиция. Вот уже третий год утром 9 мая мы отправляемся не на парад, а на городское кладбище

От составителей

 
<< Предыдущая

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!