И боль, и радость Православное братство «Трезвение» выпустило электронное издание «Трезвенное отношение к зависимому человеку» Название сборника, ставшего плодом труда всех членов братства, ставит одну из серьезных проблем в сфере трезвеннического движения: как может христианин трезвенно помогать зависимому, не попадая сам в ту же ловушку зависимости – только от другого человека. Издание состоит из трех разделов. В первый включены размышления братчиков, второй («Вектор усилий») основан на личном опыте, третий («От несения обетов – к служению через общение») – включает в себя обсуждение статьи прмц. Марии (Скобцовой) об опыте служения людям, в том числе зависимым. Духовный попечитель братства «Трезвение» священник Георгий Кочетков как-то сказал, что у каждого человека есть свой коэффициент искажения реальности. И потому трезвенность необходима всем христианам, чтобы определить границы ответственности за своих ближних и близких. Вспоминая в день памяти прп. Марии Египетской житие этой святой, которая в начале своей жизни, несмотря на то, что считалась христианкой, строила свою жизнь отнюдь не по Христу, шла в прямо противоположную сторону и ненасытно исполняла все свои греховные пожелания, он говорит о духовной пустоте, о пустыне, в которую попадает такой зависимый человек. По словам о. Георгия, «эта пустота становится все более агрессивной, она уже не терпит рядом с собою тех, у кого этой пустоты нет или почти нет». И особенностью жизни современного человека является переживание сначала внутренней, а потом и внешней пустыни. Эта пустыня и связанное с ней разорение проникает и в церковную жизнь. Фактическое неверие – пусть и с элементами покаяния и сожаления о происшедшем – остается главной характерной чертой современной жизни. Человек, который ни на что не надеется, убегает от своего креста. Надежда и упование ищущих христиан заключается в том, что безумие, обольщение и одержимость пройдут, «и тогда вместо нечестия явится сила Божья и, значит, святость». Проповедь напоминает об актуальности твердости, мужества в церковной жизни: «нам не хватает соборности, умения жить, отказываясь от себя и своего... умения жить с другими, почитая всякого другого верного выше себя». «В наших трудах по отношению к зависимым близким мы лишь сотрудничаем со Христом, потому что Он выше всех, и Он, в первую очередь, больше всех заинтересован в освобождении людей от зависимости», – напоминает сопредседатель братства «Трезвение» профессор Александр Копировский. Он подчеркивает значение наших границ, когда мы служим зависимым. Эти границы часто теряются, затмевается память о том, чему посвящена наша жизнь. «Здесь мы идем по лезвию. Это не только узкий путь, но еще и путь, где многие почти буквально режут себе подошвы. Потому что хочется твердости, определенности, и мы говорим: да, я готов положить жизнь за этого зависимого человека! А тебя никто не просит это делать, потому что Христос за тебя уже положил Свою жизнь, и за зависимого тоже». Трезвение как лезвие, как острый меч: «Трезвиться больно, неудобно, неэстетично, не приносит мгновенного удовлетворения». Однако благодаря Богу мы открываем для себя вещи, которые наполняют ум и сердце, «дают способность идти по лезвию и радоваться». Второй раздел по существу посвящен обсуждению докладов психолога Наталии Никулиной о созависимости. Приводится образ архим. Тавриона (Батозского): «наше гнездышко на кресте». Образ «свивания гнезда» связан с преодолением одного из главных духовных ступоров нетрезвенного участия в жизни зависимого, в котором нет места кресту. Этот образ помог сформулировать проблему: как перестать заботиться о своем. Христианину нельзя отречься от отношений со Христом и личной Голгофы, от личного общебратского призвания. Поиск Божьей воли и готовность принять ее и есть несение креста. «Нельзя решать судьбу другого, выбирать за него, как жить». Это путь трезвения. «Чрезмерная забота о зависимом так же разрушительна, как и зависимоcть. Усиленно заботясь о пьющем, человек не может выражать свои чувcтва, выражает их с трудом. По словам святителя Феофана Затворника, умение владеть своими чувствами есть христианская добродетель. Размышляя об этом, важно понимать разницу между отказом от проявления чувств (душевное состояние) и умением владеть ими (духовное состояние)». Для навыка владения чувствами нужны творческие усилия. «В общении с зависимым важно не брать на себя роль спасителя», утешителя с «дешевой милостью», обнадеживая себя и его, что все будет хорошо. «Жизнь в духовной семье предполагает совместное духовное творчество», дает надежду на разрешение семейной ситуации братчика. Одна из иллюстраций к сборнику: Дуччо ди Буонинсенья. Воскресение Христово – Сошествие во ад. Одна из сцен алтарного образа «Маэста» («Прославление Богоматери») в кафедральном соборе Сиены, 1308–1311. Нетрезвенное общение с зависимым человеком приводит к еще большей несвободе обоих, к другой зависимости. «Этот дух атакует каждого и внезапно: после общения с зависимым просыпается чрезмерная тяга то к алкоголю, то к кофе или чаю; то хочется провести вечер у телевизора или за компьютерной игрой». Не нужно отчаиваться, но такие проблемы придется решать всю жизнь, каждый день. Христианину нужно трезвенно понимать и принимать себя и другого. «Противостоять духу, противящемуся тому, что связано с покаянием, можно только вместе, в церковной среде, с помощью Христовой веры». В таком поединке с пагубной внутренней пустотой нужно найти силы для внутренней молитвы, чтобы диалог с зависимым не был разрушительным для обоих. Митрополит Сурожский Антоний писал: «помолчать, посидеть рядом, ничего не говоря, плодотворно выдержать состояние пустоты – большой духовный труд». В третьем разделе читатель узнает о том, как духовное наследие святых, в частности, прмц. матери Марии, помогает побеждать нетрезвенность по отношению к зависимому человеку, дает свободу для служения Богу и ближнему. «Необычный угол зрения матери Марии исходит из ее личного опыта, по которому любой ближний, рассчитывающий на все твое внимание, тем самым рассчитывает на всего тебя – и никак не меньше, а все, что меньше, может оказаться недейственным, не способствующим выпрямлению человека. Надо, говорит она, не прятаться за мысль, что происходящее есть следствие греха этого человека, его дурного воспитания, давления среды и т. д., а взять на себя все его обстоятельства. Это и есть крест». «Свойственны ли состраданию какие-то расчеты? У этого слова много оттенков значений. Сострадание бывает в полноте и не в полноте, время от времени и отчасти. А бывает бесчувствие, когда человек называет себя верующим и не сострадает, не сочувствует, а носит в себе теплохладное фарисейство. Все же если человек начинает сострадать хотя бы отчасти, то это уже происходит во Славу Божью. Но надо понимать, что рядом с матерью Марией такое сострадание «отчасти» выглядит бледно. Вообще находиться рядом со святыми всегда непросто...» Задевают слова протоиерея Cергия Булгакова и архимандрита Сергия (Савельева) о том, что сострадать может только тот, кто сам прошел через страдание. Общаясь с немощными, невольно входишь в пространство, в котором Господь приоткрывает тайну страдания другого. И что-то меняется в понимании мира и людей, в осознании своего причастия к страданиям человеческим. При этом важно не впасть в тщеславие. «На церковном пути нет необходимости копировать опыт материи Марии, ведь от Господа дары у всех разные. Но нужно трезвенно разделять жизнь с зависимым, не впадая в его и свои грехи и не упражняясь механически в добродетели. Качество отношений с ним и степень его исцеления зависят от того, как происходит наше возрастание в независимости от греха и в причастности Христовой любви, которую Он явил человеку». Опыт святых не дает нам какую-то «методику», мы свободны в выборе и творчестве. И не нужно бояться ошибок. Здесь также не будет сиюминутного улучшения. «Это как все время ходить по водам, не час или два в день. Мать Мария говорит: "Надо ходить все время!" Потому что нигде нет почвы твердой, и спасает только вера, хождение в ее духе и смысле. Это как "крест – меч", которого, по матери Марии, надо искать. "Меч" – сострадание к другому человеку, постоянное творческое усилие к созиданию общения с ним и стремление лучше понять его. Если "меч" не действует и ничего не меняется, нельзя сидеть и бездействовать – молись, ходатайствуй и говори Господу, что ты готов к общению с зависимым (или его родственником). Будь внутренне настроен изменить свое мироощущение – не для того, чтобы разбираться в ситуациях, которые к тебе приходят, а чтобы творчески всматриваться в мир и искать возможность для христианского служения». За этот день, за каждый день отвечу, – За каждую негаданную встречу, – За мысль и необдуманную речь, За то, что душу засоряю пылью И что никак я не расправлю крылья, Не выпрямлю усталых этих плеч. Эти слова матери Марии, написанные в 1933 году, до сих пор звучат современно. Путь к общению с зависимым человеком – долгий процесс. Он включает в себя диалог, а также трезвенное понимание того, когда стоит говорить с зависимым, а когда лучше уйти, но в мирном духе и не обидно для него. Общение, как и любовь, имеет динамику, и надо знать, когда остановиться и подождать, а когда смело идти в глубину. При этом во всем должна быть мудрая терпеливость. Все люди разные, и в пьяном состоянии, и в трезвом. Поэтому нет единой установки на общение. Главное – выработка отношения к человеку, направленного на поиск образа Божия в нем. Нужно искать форму общения, которая не оскорбляет, трезвенно вступать в разговор с зависимым человеком, в каком бы он ни был состоянии, и пытаться продолжить общение с ним, когда он протрезвеет. Тогда молитва о таком человеке будет не благопожеланием, но действенным ходатайством перед Богом. Нужно лишь решиться на жертвенную любовь и сострадание. Полную версию электронного издания можно прочитать на сайте Братства «Трезвение» Редколлегия издания Братства «Трезвение» Кифа № 11 (213), сентябрь 2016 года |