gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Проблемы миссии arrow «Желаю, чтобы ваше братство собирало людей, стремящихся к пониманию». Беседа еп. Тихвинского и Лодейнопольского Мстислава с членами Преображен. бр-ва
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
06.10.2016 г.

«Желаю, чтобы ваше братство собирало людей, стремящихся к пониманию»

Беседа епископа Тихвинского и Лодейнопольского Мстислава с членами Преображенского братства

Image 

Считаю, что цель любого братства заключается в том, чтобы научить людей понимать, что они слышат на службе, как молятся и о чем молятся. Ведь многие не понимают очень важные догматические вопросы, например, что такое единство Троицы... Казалось бы, это те вещи, которые входят в программу Закона Божия. Но получается, что независимо от возраста и ребенку, и человеку взрослому, надо объяснять многовековой опыт Церкви, опыт личной молитвы, богослужения, смысл праздников. Мы должны разъяснять основы веры, чтобы человек приходил не просто поставить свечку, а понимал слово Божие, смысл услышанного им. Вы же все много читаете, вы прекрасно знаете, что было много книг, которые помогали людям, в которых говорится, что нужно делать, как поступать, даже как вести себя в быту. Я считаю, что мы не должны идти против традиций, а сохранять их.

Поэтому сегодня очень важно не вводить людей в соблазны по отношению к языку, избегать непослушания по этому вопросу. Всегда все надо делать с терпением. Я своих духовных чад наставляю, чтобы они научились читать молитвы и на церковнославянском, и на русском языке. Cчитаю, что на церковнославянском языке молитву воспринимаешь по-другому, и это очень важно.

Конечно, есть вещи, которые непонятны на церковнославянском, особенно апостольские чтения. Однако люди должны понимать и воспринимать то, о чем они читают. Разумеется, мы не сможем передать полностью смысл церковнославянских слов, потому что они очень многозначны. Как, например, переведешь «благосеннолиственная» из акафиста Богоматери? Но каждый приходящий в храм Божий все равно должен понимать, что поётся и что читается.

При этом очень важно не разрушать основы церковной жизни. И в этом смысле церковнославянский язык важен, он передает тот мистический, духовный опыт, который на протяжении многих веков накапливался служителями Христовыми, молившимися перед престолом Божиим. Даже если брать древний быт, он все равно связан с Церковью, с историей, с праздниками.

В начале ХХ века в Санкт-Петербургской духовной академии с осторожностью поменяли часть слов церковнославянского языка на славянские же слова, но более доступные. Но самое главное – чтобы это не привело к какому-то внутреннему расколу, чтобы тех, кто это делает, не обвиняли.

Я считаю, что наша задача – духовно помочь людям, которые только начинают свой путь к Богу. Нужно объяснять им, что читает священник. В отдаленных поселках можно заранее вывешивать в притворе храма текст воскресного Евангелия. А в городе ты нажал на кнопку сотового телефона, и можешь читать Евангелие и Апостол на русском языке, и тебе понятно все, что читает диакон или священник, ты стоишь и радуешься: «Я все понимаю!». Это говорит о том, что человек в душе к этому стремится. И стихиры, и все прочие песнопения вполне можно объяснить, можно перевести.

Поэтому я желаю, чтобы ваше общество объединяло людей, которые не просто заходят в храм и выходят из него, но остаются в храме, стремятся к Богу и в радости, и в скорбях, болезнях, семейных проблемах.

Без полноценного оглашения это сделать невозможно.

Да, это нужно, Святейший Патриарх говорит, что это нужно обязательно. Но, как говорит апостол, нельзя сразу давать людям твердую пищу, надо начинать с самых маленьких глоточков молока, с элементарных вещей, с того, что человек может запомнить. Я всегда говорю, что молитвы нельзя учить наизусть. Их нужно просто читать каждодневно. Если ты искренне читаешь, ты все запомнишь без всякого зазубривания.

Я знаю десятки людей, которые окончили воскресную школу, а сейчас стали взрослыми – и перестали ходить в храм. Или ходят только на Пасху и Рождество. Я спрашиваю их: «Почему ты не ходишь в храм?» А они отвечают: «Я помню, как мне было тяжело, как я хотел выспаться». Нужно уметь заинтересовать ребенка, надо ему дать что-то, что ему понравится, чтобы это было не в тягость. Маленькому ребенку можно объяснять веру с помощью каких-то рисунков, более взрослому, скажем, стихами. Многие поэты и писатели говорили о молитве.

Поэтому я желаю, чтобы ваше братство было центром людей, стремящихся к пониманию. Это очень важно.

Фото: Павел Зайцев

Кифа № 10 (212), август 2016 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!