gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Встреча с Богом и человеком arrow Любви с кулаками не бывает (КИФА 57)
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
25.12.2006 г.

Любви с кулаками не бывает

Происшедшее комментирует о. Георгий Кочетков, ректор Свято- Филаретовского православно- христианского института:

Image
Фото семьи отца Андрея
«Убийство священника Андрея Николаева, к сожалению, вызывает у меня очень неприятное ощущение, что это не какое-то чудовищное исключение из правил, не что-то такое из ряда вон выходящее, чего никогда не было и быть не может, а то, что может угрожать не одному священнику в наше время. Это странно, быть может, звучит, потому что сейчас даже власти поднимают Православную Церковь на щит. Но здесь мы столкнулись со случаем жизни и смерти просто деревенского священника.

Андрей Николаев был просвещенным человеком. Он хорошо знал, что делал, и делал это мужественно. Когда он боролся с алкоголизмом местных жителей и когда он защищал храм от разграбления, не вступая ни в какие сговоры, не идя ни на какие компромиссы, было ясно, что он впал в противоречие с теми, кто стоит за массовым спаиванием народа.
Для многих людей в нашей стране церковь - это только что-то официальное: какая-то атрибутика, какие-то странные люди в рясах с крестами, которые говорят иногда весьма странные вещи. И все. А на самом деле церковь живет другой жизнью.

Мне тоже приходилось какое-то время в конце 80-х годов служить в аналогичных условиях под Москвой, мне дали совершеннейшие развалины храма, в которых нельзя было служить. И я столкнулся с очень странным отношением к церкви со стороны местных жителей. В таких случаях приходится реагировать сразу, и очень многое зависит от решимости и мужества человека, от его четкого внутреннего различения добра и зла. Потому что очень часто мы сталкиваемся со случаями не только вне церкви, но, увы, часто и в церкви, когда у людей эти границы света и тьмы, добра и зла просто путаются или как бы отменяются, что всегда приводит к страшным последствиям. Но надо не только отличать добро и зло, надо научиться со злом бороться. Как, чем? Тем же злом?

Но любви с кулаками не бывает. Здесь надо определиться: или любовь, или кулаки. Есть разные способы борьбы со злом. Всем известно, что бороться со злом любовью - это самый высший путь борьбы. Это огромная сила. Вообще же человек может бороться со злом тремя способами: через любовь, через добро или через выбор наименьшего зла. И каждый выбирает путь, который, во-первых, ему по силам, а во-вторых, зависит от ситуации. Человек иногда попадает в ситуацию, когда вынужден выбирать наименьшее зло, хотя прекрасно понимает, что это все равно зло, пусть и меньшее. Например, когда государство сажает преступника в тюрьму, оно выбирает именно этот путь. И в церкви есть подобные средства. Конечно, церковь знает и возможность борьбы со злом с помощью добра. Как говорит апостол Павел: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром». А есть и высший путь, когда молитвой, любовью, духом истины и свободы можно разогнать все тучи. Но вы же прекрасно понимаете, что не всякий человек, даже святой, и не во всякое время может иметь такую силу.

Image
Храм, в котором служил отец Андрей
Последние 15 лет я не служу в деревенском храме, и поэтому мне трудно обо всем этом говорить. Но насколько я знаю из общения с людьми, ничего не изменилось: у приходского священника по-прежнему очень много опасностей. Есть явное зло, когда угрожают, когда хотят затоптать или очернить твое честное имя. Это бывает очень часто, тем более что в наследство от советского времени нам досталась вполне определенная атеистическая психология, когда отношение к церкви и любому священнику может оказаться слишком пренебрежительным, слишком несправедливым. Причем априори, без всякой жизненной проверки. Но мы имеем тот народ, какой имеем. Этот народ приходит в церковь, и он же смотрит на церковь иногда очень двойственным взглядом. С одной стороны, иногда слишком суеверно, слишком почтительно, почти все обожествляя, доводя до каких-то немыслимых идеалов, совершенно невыполнимых в жизни. Или, наоборот, все очерняя: если встречается с чем-то хорошим, пытается объяснить это через что-то очень плохое, но зато понятное ему.

Я с этим очень часто сталкиваюсь. Вот недавно ехал в поезде, и мы там решили тихонечко совершить молитву. Попутчики были очень положительно настроены, а вот проводница сказала, что священники могут все это делать только для выгоды себе. То есть ей даже в голову не пришло, что у людей может быть совершенно иная мотивация.

Люди приходят в церковь со своими ожиданиями и естественно судят по себе. Вот это самое страшное - судить не по Евангелию, не по образу Христа или по слову Христову, а по себе. И при этом люди обычно считают, что только так в церкви и должно быть. И если священник поступает не так, как они ожидают, то начинается обструкция, вражда, иногда очень жестокая. А если сюда добавляются еще какие-то материальные интересы, что бывает сейчас нередко, то это еще сильнее все усложняет. Все считают, что если они чуть-чуть чем-то помогут церкви, то церковь должна работать на них, повышая рейтинг каждого своего «спонсора». Или как-то иначе, используя свой церковный авторитет, помогать каким-то меркантильным делам своих «благодетелей». А церковь живет и трудится не для этого, у нее есть свое призвание в мире, в народе, в культуре и в истории. Это надо всем нам понять и признать, и тогда будет меньше тех дикостей, с которыми мы сталкиваемся в нашей стране до сего дня».

Комментарий опубликован в газете «РОССIЯ» № 46 (998), 7-13 декабря 2006 г.

Фото: сайт Baznica.Info

 КИФА №19(57) декабрь 2006 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!