Патриотизм подлинный и мнимый В декабре минувшего года в Культурно-просветительском центре «Преображение» прошла встреча членов Преображенского братства, посвященная церковно-общественным проблемам. Мы уже публиковали некоторые материалы этой встречи, а именно фрагмент доклада прот. Георгия Митрофанова, в наших предыдущих номерах. Сегодня мы хотели бы предложить еще один фрагмент – часть беседы о подлинном и мнимом патриотизме, которая началась с чтения стихов русской эмиграции, обсуждения вопросов о том, в чем причины тяжелого положения страны (особенно в провинции), чем является сегодня патриотизм, имеет ли смысл возвращение старых названий улиц и городов и можно ли сегодня называться дворянином после того, как в течение нескольких поколений дворян истребляли. Священник Георгий Кочетков: Я не очень верю в то, что история XX века ниспослана нам Богом. Или даже Им попущена. И мы все знаем ответ на вопрос, был в это время с нами Бог или не был: с кем-то был, а с кем-то – нет. Поэтому я думаю, что надо переименовывать улицы. Это достойное дело, это возвращение памяти о том, что было, что не вернётся никогда – но оно было. Это лучше, чем любые советские названия. Надо убирать памятники Ленину, как и другие им подобные. Надо чистить свой дом. Что можно поставить из старого хозяйства на место – надо ставить. Надо поставить памятник Александру III на Знаменской площади1 в Петербурге – тем более что теперь мы хорошо знаем, что об Александре III можно говорить не только плохое. Нам надо, мне кажется, идти глубже в понимании нашей истории XX века и предшествующего времени. Как и всякая история любого народа, любого государства, она многогранна, неоднозначна, противоречива, и мы имеем полное право любить именно эту Россию... Такую, в какой Бог дал нам родиться, вспоминая известные слова2. Пушкин не был квасным патриотом. Он был патриотом настоящим – у меня нет в этом никаких сомнений. Он был человеком, который трезво видел тёмную сторону России, но и умел ценить ее достоинства, которые тоже прекрасно знал. А вот у нас с вами часто на самом деле нет патриотических чувств, мы действительно не любим и не ценим свое наследство. Давайте будем такими, какие есть; не будем идеализировать ни себя самих, ни свое прошлое, ни настоящее, ни будущее, прекрасно зная, что ни то ни другое – не Царство небесное и никогда им не станет. Мы можем ценить и наши таланты, и наших гениев. Мы лучше других понимаем то, что родилось на нашей земле, но обогатило весь мир: «Троицу» Рублева, нашу музыку, нашу литературу и живопись. Пушкина никто ведь не понимает, как мы. Честно говоря, я вообще с трудом себе представляю, как можно переводить Пушкина. Конечно, интеллигентные люди, почитая такие вещи, учат язык оригиналов. И, как известно, Адольф фон Гарнак не случайно учил русский язык только для того, чтобы читать в оригинале проф. Василия Васильевича Болотова. В коллаже использованы фотографии открытия памятника Столыпину в Киеве (1913 г.) – вверху и демонстрации членом «Изборского клуба» Александром Прохановым «иконы» Сталина (2015 г.) – внизу Так что мне кажется, нам надо освободиться от страстей. Да, есть страсть, именно греховная страсть патриотизма, но есть и греховная страсть антипатриотизма. Неважно, как она родилась: как реакция на тот ужас, который пережила страна, или, наоборот, пришла с другой стороны, от палачей и мучителей (безусловно, антипатриотов). А ведь антипатриотизм – это сломленность человека. Человек же должен распрямиться и исцелиться. И если мы хотим, чтобы хоть какое-то будущее было у нашей страны и у нашей церкви, это необходимо делать. Конечно, не присоединяясь к псевдопатриотическим акциям: к ним нельзя присоединяться в принципе. Это как отпить яду и отравиться. Какие-то вещи мы должны просто исключить – даже аскетически – из своего духовного рациона. Поэтому мне представляется, что надо собирать не только церковные силы, но и силы страны, того народа, который есть. Пусть их немного, пусть иногда это будет один человек – но достойный человек, живущий на нашей земле и знающий, где и почему он живет. И пусть каждый из нас помнит, что если он не отвечает за свою страну и свой народ, если он не сможет хоть что-то сделать для других – не только в церкви и для церкви, но и для общества, для народа, для его возрождения, – то он подвергает себя упреку свыше. Мы все должны это делать, чтобы будущее просто было, иначе будущего не будет в принципе. Никакого – ни хорошего, ни плохого. И поэтому наша тема сегодня – она не праздная. Ведь мы с вами впервые говорим об этом так подробно. Год назад здесь, в нашем братском доме, проходила конференция, посвященная судьбе русской усадьбы. На ней собрались люди, которые очень хорошо понимали связанную с этим проблему: нельзя восстанавливать стены усадеб просто ради стен, надо думать о том, что будет в них, если уж их кто-то хочет возрождать, а не разрушать дальше. И я не думаю, что нужно провалиться сквозь землю каждому, кто ощущает себя наследником дворянских корней, или священнических, или крестьянских, или каких бы то ни было еще. Можно стыдиться только в одном случае – если ты наследник партийной или НКВДшной номенклатуры. Вот этого можно и нужно стыдиться, в этом случае нужно каяться за своих предков. В остальных случаях это не так, потому что были разные дворяне, как и разные крестьяне, разные священники, и мы это знаем. И будет очень, очень упрощенным представлением считать, что какой-то один класс виноват в трагедии России, в её уничтожении, или какой-то один народ сам по себе. Мне кажется, здесь надо избегать упрощений. И если ты дворянин, знай, чем ты можешь гордиться, будучи наследником дворянского рода. Если ты наследник крестьянского или священнического рода – делай точно так же. Только нельзя гордиться всем подряд. Но это, мне кажется, то, что понимают все народы, что не является спецификой нашей страны. Это то, что есть во всем мире, во всей человеческой истории. Ведь и срывы бывали у многих народов. Да, никогда не было такого срыва как в России XX века, это действительно уникальное и страшное событие в истории человечества. Но и там люди проявляли себя иногда как святые, а иногда как бесы. Важно, на чьей ты стороне, что ты наследуешь. Тогда и возникает всерьез вопрос о твоих корнях, а иначе и говорить об этом нечего. --------------- 1 Пока что Знаменская площадь называется площадью Восстания (это название было присвоено ей в 1918 году). 2 «Что же касается нашей исторической ничтожности, то я решительно не могу с вами согласиться. Войны Олега и Святослава и даже удельные усобицы – разве это не та жизнь, полная кипучего брожения и пылкой и бесцельной деятельности, которой отличается юность всех народов? Татарское нашествие – печальное и великое зрелище. Пробуждение России, развитие ее могущества, ее движение к единству (к русскому единству, разумеется), оба Ивана, величественная драма, начавшаяся в Угличе и закончившаяся в Ипатьевском монастыре, – как, неужели все это не история, а лишь бледный и полузабытый сон? А Петр Великий, который один есть целая всемирная история! А ЕкатеринаII, которая поставила Россию на пороге Европы? А Александр, который привел вас в Париж? И (положа руку на сердце) разве не находите вы чего-то значительного в теперешнем положении России, чего-то такого, что поразит будущего историка? Думаете ли вы, что он поставит нас вне Европы? Хотя лично я сердечно привязан к государю, я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора – меня раздражают, как человек с предрассудками – я оскорблен, – но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал». Из письма А.С. Пушкина П.Я. Чаадаеву. 10 октября 1836г. Петербург. Перевод с французского. Кифа № 7 (209), июнь 2016 года |