«Особенность этой конференции в честном разговоре по душам» Вступительное слово ректора СФИ профессора священника Георгия Кочеткова «Кифа» обратилась к участникам конференции по катехизации с вопросом: «Здесь, на конференции, собрались священники и миряне, которые готовы отдавать свои силы просвещению людей, приходящих в Церковь, и помогать им преодолевать те проблемы, о которых мы говорили. Какие вопросы и какие ответы в ходе обсуждения показались Вам наиболее важными?» Священник Андрей Мояренко: Я услышал, скажем так, эхо первой половины первого дня, потому что прибыл ко второй половине, когда были если не дебаты, то живая дискуссия об отличии сути керигматической и догматической проповеди. Все говорили, что начало этого разговора было очень важным, и я надеюсь прочитать его в сборнике конференции, когда все ее материалы будут опубликованы. Большинство наших священнослужителей имеют духовное образование, они заканчивают семинарию, где о керигме можно услышать при изучении библеистики. Но если сделать опрос, мало кто сможет описать слово «керигма», скажет, что это проповедь – и всё. Если ты этого не знаешь, тебе трудно обращаться к народу. Поэтому так велико количество сугубо морализаторской проповеди. А ведь если в центре проповеди не стоит Христос, она, по мысли отца Александра Шмемана, отражает псевдодуховность*. Получается, что нашего брата самой сути не смогли научить и сам он не научился. Поэтому мне так важно уже в рамках издания это обсуждение прочитать. Одной из форм обсуждения стал литературно-музыкальный вечер, в котором участвовали катехизаторы Ещё меня заинтересовало выступление Александра Михайловича Копировского. У нас есть распространённый стереотип: храм – это живая проповедь, начиная с того, что иконостас – окно в горний мир. Понятно, что давно ставился вопрос о том, что это – окно в духовный мир или преграда? Если не ошибаюсь, у Александра Михайловича в учебном пособии «Христианский храм» есть упоминание об этом. Но возникает и другой вопрос: можем ли мы в пространстве храма оглашать или нет? И для меня было очень важно посмотреть на эту проблему глазами тех людей, которые проводят катехизацию, понять, исходя из их опыта, что в храме помогает, а что может помешать оглашаемому при длительном оглашении дойти до сути, до личной встречи со Христом. Хочется услышать и о том, какая литература может в этом помочь. По своей работе в молитвенных комнатах при вузах я могу сказать, что люди неверующие с трудом воспринимают Евангелие «в лоб», может помочь опыт чтения и знания художественной литературы, музыки и даже, хоть и в меньшей степени, кинематографа. Сегодня шел разговор о том, что биографическая литература, в том числе отражающая опыт ХХ века, бывает полезна для чтения оглашаемыми. Но я ожидаю, что будет и более подробный разговор об этом. Я знаю, что о. Георгий Кочетков составлял список художественных произведений, которые могут помочь людям, ищущим пути к вере, и этот список опубликован. Но время-то идет, поколения меняются, ментальность людей уже другая. И мне хочется услышать мнения разных участников конференции. Ведь их становится все больше и больше – не в геометрической прогрессии, конечно, но количество людей, участвующих в конференции из разных мест, имеющих опыт и не имеющих, растёт. Игумен Агафангел (Белых), настоятель Свято-Троицкого храма села Новотроевка: Эти конференции всегда очень интересны, потому что здесь действительно можно услышать и увидеть то живое, что и должно, как мне кажется, составлять нашу жизнь в Евангелии. Люди говорят о том, что их волнует на самом деле, а волнует их как раз возможность выразить этот опыт жизни. Ведь здесь собраны те, кто имеет прямое отношение к свидетельству о своей вере. И услышать, как это делается кем-то ещё в другом месте, воспринять этот опыт, увидеть в новом ракурсе вроде бы уже старые, известные тебе вещи – это очень важно. Так что я считаю, что эти конференции, конечно, очень нужны. Иеромонах Димитрий (Першин), председатель Миссионерской комиссии при Епархиальном совете г. Москвы: Прежде всего, замечательно, что православие остается пространством очкариков, что людям, здесь присутствующим, присуща культура мысли, умение аргументировать свою точку зрения, а не поверхностно оценивать чьи-либо идеи, преисполнившись обличительного пафоса. Чудесно и то, что наша, казалось бы, замшелая церковная традиция может оказаться источником вдохновения. Творения Отцов, богослужебное последование вновь и вновь удивляют не только христиан, которые уже давно в Церкви, но и внешних людей, может быть, впервые соприкоснувшихся с некатехизационной глубиной православия, и за этим удивлением следует радость узнавания. И третий момент – я очень надеюсь, что исполнится то, о чем о. Георгий напомнил, завершая нашу последнюю встречу, и результатом конференции будет некая творческая пауза, что не появится одноразовых поспешных директив, моментальных решений, что у всех участников этой встречи останется пространство свободы и возможность комбинировать, принимая какие-то решения, а может быть, и воздерживаясь от чего-либо. И последнее: я рад тому, что люди делятся не только успехами, но и ошибками. Анализ промахов и неудач, может быть, даже важнее победных реляций о достижениях. Обсуждение продолжалось и во время перерывов. Священник Александр Гинкель и протоиерей Димитрий Карпенко Священник Александр Гинкель: Прежде всего очень важно, что люди не просто пришли, послушали и разошлись. Тема богочеловечества Спасителя и вообще керигмы о Христе касается каждого христианина как личного ученика Господа. Каждый из нас, так или иначе, должен быть готов к тому¸ чтобы вопрошающему дать ответ, и ответ дать с кротостью, а не с «витиеватостью ума». Священник Алексий Малов: Человек сюда приезжает с каким-то своим внутренним вопросом, и совместно обсуждая актуальную, по нашему же общему мнению, проблему, мы находим ответы на главные вопросы конференции, и одновременно получается, что заодно отвечаем на свои личные. Для меня было важно то, что мы говорили про разные уровни проповеди – догматический, керигматический и экзистенциально-мистический. Было просто проговорено, что это такое, но при этом не возникло ощущения какой-то схематичности или излишней методологичности, все было очень глубоко. Видно было, что это сложная тема. А.А. Шарафутдинов, секретарь Миссионерской комиссии при Епархиальном совете Москвы: Особенность этой конференции в честном разговоре по душам не с целью кому-то что-то доказать, а с целью найти истину для того, чтобы служить, приносить пользу церкви и людям и приводить людей к Богу. Причем в этом разговоре участвуют люди разных взглядов, я бы даже сказал, разных церковных партий. Меня очень вдохновил разговор, как правильно говорить о Христе. Редкий и такой не популярный в нашей церкви разговор. Мы даже на ближайшей комиссии о курсах для миссионеров поставим этот вопрос: «Как миссионеру дойти до Христа». Мне кажется, это важнейший вопрос. Он задал тон всей конференции, и главное, что само пространство обсуждения такое подлинное, честное. И ответы приходили не только на круглых столах, но и в общении, которое было между людьми в кулуарах. Потому что общение здесь действительно братское и люди готовы слышать друг друга. Это очень важно. С участниками конференции беседовали Александра Колымагина, Анастасия Наконечная --------------- * «Лично я вообще бы отменил частную исповедь, кроме того случая, когда человек совершил очевидный и конкретный грех и исповедует его, а не свои настроения, сомнения, уныния и искушения. А что же делать со всеми этими обычными "состояниями"? Я убежден, что подлинная проповедь есть всегда (о чем бы она ни была) одновременно и ответ на них, и их исцеление. Ибо она всегда есть проповедь о Христе. Если же проповедь не есть все это, то она и вообще не нужна. И сила ее в том, что подлинный проповедник и к себе обращает проповедь – на свое уныние, маловерие, теплохладность и т.д. И что же к этому могут прибавить разговоры? Поразительно, как люди, "интересующиеся духовной жизнью", – не любят Христа и Евангелие. И понятно, почему: там ничего не сказано о "духовной жизни", как они ее понимают и любят. Где это я читал, что именно о такой духовности притча Христа об очищенной клети, занимаемой еще худшими злыми духами? Грешник кается и обращается. Лжедуховный осужден на гибель: это и есть хула на Святого Духа. Как все это страшно! Я со всей силой ощущаю, что одна из главных опасностей всегда и всюду – псевдорелигия, псевдодуховность... Вообще "псевдо" (псевдобогословие, например...)» (протопр. Александр Шмеман. Дневники). Кифа № 7 (209), июнь 2016 года Ещё материалы по теме: Как сдвинуться с мертвой точки. Интервью с В.И. Якунцевым, председателем оргкомитета международной конференции по катехизации Возможно ли заниматься оглашением с помощью иконописи О чем рассказывает православная культура. Интервью с участниками ежегодной богословско-практической конференции СФИ по катехизации |