Истина невозможна вне общения Из слова ректора СФИ, проф.-свящ. Георгия Кочеткова на вечерне 1 декабря 2006г. Апостол Павел говорит, что "знание надмевает, а любовь назидает". Что значат эти слова? С одной стороны, апостол Павел говорит об относительности знаний. Всякий, кто думает, что он что-то познал, должен понимать, что он ещё не проник до конца во все тайны, которые имеют жизненное значение для человека, что за скобками всегда остаётся слишком многое, и поэтому опираться на внешнее знание очень опасно, даже если это глубокое научное знание или философское познание. По-другому относится апостол к познанию духовному, которое связано с любовью, ибо любить Бога - значит познавать Его. Кто познаёт Бога, тот сам познан Им, кто себя видит, мыслит внутри божественной Жизни, тот сам в себе носит эту божественную Жизнь, носит эту благодать и милость, тот сам находится в общении, потому что знание, которое от Бога, означает общение. Очень важно, что любовь, как и свобода, невозможна вне общения, и истина невозможна вне общения. И поэтому всякое желание чему-то научиться, особенно в духовной жизни, вне общения, вне общины, вне братства, вне Церкви, вне благодати Святого Духа - обречено на провал. Это имеет принципиальное значение для всех, кто имеет отношение к нашему институту. Институт даёт знание, но он строит свою работу, предполагая, что и учащие и учащиеся в нём любят Бога и познаны Им, и стремится расширить, углубить это познание. Он даёт и внешнее, научное знание, но и показывает, чего мы ещё не знаем. Мы должны обратить внимание ещё на одну вещь: чем больше знания у человека, чем оно глубже, полнее, тем яснее человек понимает, что он знает недостаточно. Когда человек знает мало или только начинает своё познание, это может заполнить его сердце и ум, он может быть в восторге, ему может казаться, что этого вполне достаточно для его жизни, что это полное знание. Но это наивно. Такое надмение от полученного знания, часто ведущее к распрям, к спорам, ссорам, озлоблению, к обидам, к расколам, скорее говорит о незрелости, о душевности человека, а не о его духовности. Наполненность же человеческого сердца, человеческой жизни любовью говорит, наоборот, о глубине и мудрости в познании, которые человек в себе несёт. Я всегда удивлялся, что выдающиеся, великие люди всегда были очень скромными и простыми в общении. Если человек прост и скромен, если он очень хорошо может понять границы своего познания, то значит, у него, действительно, большой потенциал. Да, реализован он бывает по-разному, но он, безусловно, есть. А когда у человека этих качеств нет, значит, у него потенциал очень небольшой и ему не хватает любви, не хватает познания Бога и того, чтобы быть познаным Им. Не случайно апостол Павел говорит о том, что Церковь - это невеста Христова, что как невеста познаётся женихом при вступлении в брак в акте любви, так и Церковь познаётся Христом, если она являет свою любовь к Богу, ко Христу, если она живёт в Духе Святом, в Духе Любви Христовой. И это глубочайшее единство человеческого мира и Бога - самое ценное, что даёт подлинное, настоящее, не дискурсивное, а экзистенциальное, духовное знание, которое, собственно, только одно и назидает, только одно и ведёт, только одно и может укрепить человека. КИФА №19(57) декабрь 2006 года |