1917 год и старообрядцы Историк М.А. Дзюбенко: Повлиять на общий ход событий 1917 года старообрядчество, может быть, и хотело, но не могло М.И. Бриллиантов, Н.Д. Зенин, П.Г. Брехов, Ф.Е. Мельников, С.Д. Шиглов. «Старообрядческая мысль», 1914 г. Часто можно услышать, что старообрядцы поддерживали революционеров материально, «спонсировали революцию». А как в старообрядческих кругах отнеслись к событиям 1917 г.? Начнем с того, что я не уполномочен говорить от имени старообрядцев. Что же касается утверждения «Часто можно услышать, что старообрядцы спонсировали революцию», то каждое из этих слов нуждается в расшифровке. Имеются в виду старообрядцы как Церковь? Нет, как люди. А люди отвечают за свои поступки сами. Скажем, человек пошел и украл. Разве об этом можно сказать: «старообрядцы украли»? Теперь о том, что «часто можно услышать». Идея о том, что революцию в значительной степени сделали старообрядцы, появилась совсем недавно, в 1990-х гг., когда страну покинула большая часть тех, кого псевдопатриотические круги до этого традиционно считали виновными в революции, то есть евреи. Потребовалось найти новых виновных. А поскольку ни русский народ в основной своей массе, ни господствующая церковь виновными в революционных событиях признавать себя не хотят, то появилась идея назначить виновными староверов. Эту идею в нескольких статьях обозначил экономист О.Л. Шахназаров. А затем ее стал развивать некто А.В. Пыжиков, историк, бывший чиновник и несостоявшийся депутат, судя по сочинениям – поклонник Андропова. За последние три года он выпустил уже вторую книгу о старообрядцах. Это как раз его идея, что старообрядцы не просто спонсировали революцию, а сформировали костяк новой власти. Если внимательно прочитать его книги, то видно, что они не имеют ничего общего с научной литературой. Там не определен предмет исследования, не обозначена методология, содержится огромное количество фактических ошибок и умолчаний. Перед нами псевдонаучный манипулятивный монтаж в востребованном ныне стиле. Относиться к этим работам и содержащимся в них заявлениям серьезно не стоит. Например, говорится о «революции». Но какая из них имеется в виду? В начале XX в. у нас было три революции, и все разные. К февралю 1917 г. старообрядцы относились положительно, потому что думали, что из этого что-то получится. Потом, уже в августе, на Государственном совещании в Большом театре П.П. Рябушинский заявил, что все разваливается и надо с этим что-то делать. В ноябре, когда были выборы в Учредительное собрание, у старообрядцев был свой отдельный избирательный список, который в отдельных губерниях получил какие-то ничтожные проценты. И в целом, конечно, старообрядцы были настроены отрицательно по отношению к тем, кто захватил власть в октябре. Правда, есть один сложный момент: когда говорят «старообрядцы», не различают поповцев1 и беспоповцев2. В беспоповцах было много людей достатка ниже среднего (мало кто знает, например, что бурлаки тоже были староверами – не все, но в значительной степени). Этим людям терять было нечего. А традиционные старообрядцы-поповцы были люди зажиточные, на которых держалась чуть ли не половина хозяйства страны. И они к 1918 г. потеряли все. Им не нужна была революция, им нужна была эволюция. Распространенное представление о том, что старообрядцы только старого держались и ничего нового не делали, – это тоже неправда. Возьмем Первую мировую войну, которая, на мой взгляд, ничего хорошего России не принесла. Но кто у нас налаживал производство вооружений? Военно-промышленный комитет. А кто его возглавлял? Павел Павлович Рябушинский, виднейший деятель старообрядчества, строитель храмов, меценат. Таким образом, кто начал в ХХ веке создавать современный российский ВПК? Старообрядцы. Кто начал строить завод АМО, который потом стал ЗИЛом? Тоже старообрядцы. Там и танки планировали собирать. Есть двухтомный сборник статей по военным и общественным вопросам 1910 г., который называется «Великая Россия», его редактировали братья Рябушинские – Павел Павлович и Владимир Павлович (кстати, в эмиграции он основал знаменитое общество «Икона»). Это ответ Столыпину3. Так вот, в предисловии Владимир Павлович пишет, что для того, чтобы создавать великую Россию, не нужно оглядываться на XVII в. Да, мы знаем, что на деньги Саввы Морозова революционерами в 1905 г. покупалось оружие, но он не спонсировал этих покупок. Это произошло потому, что он дал вексель людям, которым доверял. А потом представитель этих людей, Красин, его убил. Я уж не говорю о том, что Савва Морозов был очень светским человеком. Дело в том, что монолитность старообрядчества к тому времени была нарушена. Тут надо понимать, что в какие-то моменты оно было чисто религиозным движением, в какие-то – больше культурным и хозяйственным. И в том, что происходило в те годы, в значительной степени решения каждый принимал сам. Еще иногда говорят, что якобы беспоповцы построили советскую власть. Это совершенно бездоказательное утверждение. Старообрядцы – кулаки. Крупская даже говорила: «Борьба со старообрядчеством есть борьба с кулачеством». Да, действительно, сначала старообрядцы думали, что им дадут жить, как они хотят4. Хотя надо сказать, что уже в 1918 г. в одном из последних номеров журнала «Голос Церкви» было напечатано воззвание архиепископа Московского Мелетия к борьбе с безбожниками. Несколько епископов и видных деятелей старообрядческой церкви вынуждены были бежать уже тогда. Однако планомерные закрытия старообрядческих храмов начались с конца 1920-х годов, и это связано с Декларацией митрополита Сергия (Страгородского), который был непримиримым противником старообрядчества. В 1927 г. состоялся последний ежегодный собор Старообрядческой Церкви, который власть разрешила провести. Из 27 епископов, служивших в этом году, к 1941 г. оставалось всего двое (из них один на свободе), то есть меньше 10 процентов5. Остальные или погибли, или бежали. Перед революцией только в Москве старообрядцами было построено около 20 храмов. Но когда я пришел в Церковь, в Москве был только один поповский храм на Рогожском кладбище и один беспоповский – на Преображенском6. Все остальное или снесли, или отдали под общежития, или продали, поскольку формально они не считались памятниками, хотя там есть изумительные постройки эпохи модерна. И так было по всей стране. Кроме того, до революции значительная часть старообрядческих богослужений совершалась в домашних молельнях. Купеческие молельни были открыты для всех. Но когда не стало купцов, не стало и этих молелен... Хотел бы также напомнить, что весь комплекс антирелигиозных мер советской власти был заимствован ею у Синода, занимавшегося как раз борьбой с «раскольниками». Об этом мне уже приходилось подробно говорить и писать. В совокупности по всей стране до революции примерно 10-15% русского населения были старообрядцами, у них было около 1000 храмов. Старообрядчество было очень влиятельной конфессией, оно имело огромное количество школ, печатных изданий. Сейчас нас в 10 раз меньше – примерно 1,5% населения. И это невосстановимо. Если вернуться к моему вопросу об отношении к событиям 1917 года: известно, что некоторые священнослужители Русской православной церкви восприняли происходившие события как суд Божий, как кару в том числе за их грехи, за то, что они делали или, наоборот, не успели сделать. Было ли такое сознание среди старообрядческого духовенства? Да, сохранились письма некоторых старообрядческих священников о том, что не следовало поддерживать отречение царя от престола. Однако надо четко понимать: старообрядчество лишь в последние десять лет существования Российской империи было ограниченно допущено к общественной жизни и, в отдельных случаях, к государственной жизни. Повлиять на общий ход событий оно, может быть, и хотело, но не могло, поскольку весь уклад российского государства противоречил ценностям древлеправославия. Так что, безусловно, главную ответственность за произошедшее в 1917г. несут те, у кого были власть и численное преимущество, и переложить эту ответственность на других не получится. Беседовала Анастасия Наконечная -------------- 1 Поповство – обобщенное название старообрядческих согласий, имеющих священство. В конце XVII – первой половине XIX в. существовало в основном в виде беглопоповства, то есть объединений старообрядцев, принимавших священство, поставленное в господствующей Греко-Российской церкви, но по тем или иным причинам перешедшее к старообрядцам («бегствующее священство»). В 1846 г. с присоединением к беглопоповцам Босно-Сараевского митрополита Амвросия (Поповича) возникла Белокриницкая иерархия (в настоящее время Русская Православная старообрядческая Церковь). «Беглопоповцами» после этого стали называть меньшую часть старообрядцев, которые не признали законным принятие митрополита Амвросия и продолжали принимать беглых священников. В 1920-хгг. к ним присоединился обновленческий епископ Николай (Позднев). В настоящее время их наследники называются Русская древлеправославная церковь. На сегодняшний день во всех согласиях «поповцев» на территории России в сумме насчитывается более 500 приходов. В Москве в Рогожском поселке располагается Митрополия Московская и всея Руси Русской Православной старообрядческой Церкви. 2 Беспоповство возникло в конце XVII в., по смерти присоединившихся к старообрядчеству священников «старого» рукоположения, то есть поставленных в Русской церкви до реформы патриарха Никона. Если поповцы согласились принимать священников нового рукоположения, другая часть, «священства не приемлющие», в просторечии «беспоповцы», на это не согласилась. Оставшись без священников, они лишились церковных таинств: причащения, миропомазания, брака, елеосвящения и т. д. Впоследствии два таинства – крещение и исповедь – стали совершаться выборными мирянами. По вопросам брака у беспоповцев произошло разделение на приемлющих и не приемлющих брак. В Москве центром беспоповства является Преображенское кладбище. 3 Имеются в виду слова Столыпина, сказанные им в 1907 г. во время выступления во II (отличавшейся крайним либерализмом) Государственной думе: «Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие потрясения - нам нужна великая Россия». Впоследствии последняя фраза была высечена на памятнике, стоявшем на могиле Столыпина в Киево-Печерской лавре и снесенном 16 (29) марта 1917г., через две недели после Февральской революции. 4 На рубеже веков русское старообрядчество переживало возрождение. Указ о веротерпимости 17 апреля 1905 г. и последовавшее за ним распечатывание алтарей позволили ему выйти на поверхность социальной и политической жизни России. Этот выход подготовлен был также внутренними процессами, происходившими в старообрядчестве в течение ХIХ в.: укреплением позиций в деревне благодаря высокой трудовой морали и социальной сплоченности, что привело к процветанию старообрядческого крестьянства, и накоплением капитала, помещением его в быстрорастущие предприятия (заводы, фабрики, железные дороги и проч.), создавшим мощную экономическую базу старообрядчества. До 1917 г. старообрядцы издавали самую разнообразную литературу по вопросам церкви и культуры, несколько периодических изданий, среди них – журнал «Церковь», газеты «Голос старообрядца», «Народная газета». В то же время Указ не давал старообрядцам даже тех прав, которыми уже пользовались в России еще до этого акта инославные и даже иноверные (магометанское, иудейское и языческое) исповедания. А в декабре 1907 г. последовало синодальное определение «О законопроектах, касающихся осуществления свободы совести». Вот выдержки из него: «Старообрядцы и другие исповедания не пользуются никакими правами распространять свое вероучение; губернаторы и полиция пресекают все подобные деяния: подвергают аресту и суду старообрядческих и иных проповедников, содействуют господствующему духовенству в миссионерском деле... Постройка старообрядческих храмов и молитвенных домов, совершение крестных ходов и т. п. разрешается с дозволения епархиального начальства господствующей церкви». Конечно, синодальное определение не имело законодательной силы, и законотворчество продолжалось в русле дальнейшей легализации старообрядчества. Однако на местах власти не знали, на что ориентироваться, и по-прежнему происходили безобразные насилия. Вот как описывает одно из них журнал «Церковь» за 1912 г.: в деревне Поганец Архангельской губернии «старообрядцы совершали в частном доме богослужение. К ним ворвался урядник, запретил богослужение и поднял безобразный скандал: он обнажил шашку, грозил всех изрубить, приказал стражнику снимать иконы и убрать походный алтарь. Тот исполнил приказание урядника и в своем усердии совершил ряд омерзительных кощунств». В этом контексте желание выйти из-под продолжающегося (хотя уже не такого жесткого, как до Указа) давления понять можно. 5 В 1938 г. единственным старообрядческим архиереем, оставшимся на свободе, был престарелый епископ Калужско-Смоленский Сава (Симеон Ананьев), хиротонисанный в 1922 г. Ожидая каждый день ареста и казни, в 1939 г. владыка Сава единолично рукоположил епископа Паисия (Петрова) своим преемником на Калужско-Смоленскую епархию. К счастью, ареста не последовало, и в 1941 г. владыка Сава по ходатайству рогожских старообрядцев возвел вернувшегося из заключения епископа Иринарха Самарского (Парфенова) в достоинство архиепископа. 6 Сейчас в Москве четыре поповских храма и три беспоповских. Комментарий редакции Редакция не может согласиться с некоторыми оценками автора (например, с тем, что о связи некоторых старообрядческих промышленников с революционерами говорили лишь в «псевдопатриотических» кругах – вряд ли можно причислить к таким кругам Николая Сванидзе, посвятившего этому явлению одну из серий «Исторических хроник»). Однако подробно мы ответим лишь на одно предположение: о какой бы то ни было роли митр. Сергия (Страгородского) в советских гонениях на старообрядцев. Этому противоречат как минимум два факта: 1) в 1929 году синод Русской православной церкви, руководимый митр. Сергием (Страгородским) принял постановление об отмене клятв соборов 1656 и 1666–1667 годов на старые обряды; 2) гонения были всеобщими, они затронули все религии и конфессии, но тяжелее всего – Русскую православную церковь. Всего через два года после Декларации митр. Сергия, в 1929–1933 гг. было арестовано около 40 тысяч церковно – и священнослужителей Русской православной церкви. В одной только Москве и Московской области – 4 тыс. человек. Большая часть арестованных была приговорена к заключению в концлагеря, многие были расстреляны. К 1935 году сохранилась лишь половина из всех храмов РПЦ, а к 1939 году (перед присоединением западных областей и Прибалтики, где еще сохранялись храмы) – вообще лишь несколько сотен (то есть фактически тысячные доли от дореволюционного количества); монастыри и учебные заведения были закрыты все поголовно. Жертвы же времен 1937–1939 гг. среди иерархов и священнослужителей поставили Русскую православную церковь на грань полного физического уничтожения. Так, если в 1917 году в церкви было 130 архиереев, то к 1939 на кафедрах оставались 4 епископа, при них 3 викария (5% от дореволюционного числа), на покое 20 и в заключении 31 (остальные эмигрировали (около 25), скончались или убиты, включая всех поставленных после 1917 года). В целом за годы советской власти были убиты 188 архиереев (из них 167 расстреляны) и 74 умерли в заключении. Жертвы среди священнослужителей и мирян исчисляются десятками (возможно, сотнями) тысяч. Кифа № 6 (208), май 2016 года |