gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
16.06.2016 г.

От разукрупнения к местной соборности

Image 

В январском номере «Кифы» к семилетию интронизации Святейшего патриарха Кирилла была опубликована статья «В поле действия положительных потенциалов». В ней говорилось о возможностях, которые открылись в различных сферах церковной жизни за последние семь лет. Сайт СФИ попросил экспертов прокомментировать семь пунктов, отмеченных в статье. Нам кажется интересным постепенно перепечатывать эти отклики, ведь далеко не все наши читатели постоянно знакомятся с материалами сайта Свято-Филаретовского института. Сегодня в нашем номере среди тех, кто размышляет, что может дать церкви разукрупнение епархий и какие потенциалы заложены в развитии высшего духовного образования, вновь встретились епископ, клирик и миряне.

Как вы оцениваете реформу по разукрупнению епархий Русской православной церкви? Какие усилия нужны для реализации ее потенциала?

Image
Митрополит Ижевский и Удмуртский Викторин беседует с корреспондентом газеты «Кифа» Анастасией Наконечной на XXIV Международных Рождественских чтениях

Митрополит Ижевский и Удмуртский Викторин: Я представляю Удмуртскую митрополию. Маленькая республика, сердце России. Недавно, буквально год назад, она была преобразована в три епархии. Устроение общинной жизни сейчас в самом разгаре, потому что мы определили границы приходов. Они уже наметились, и каждый настоятель знает не только тот населенный пункт, где у него находится храм, но и все населенные пункты, приписанные к его приходу. То есть приходская жизнь улучшается.

Как вы знаете, разукрупнение епархий по всей патриархии происходит. Это очень важно, потому что одно дело – работать только с прихожанами, другое – со всеми людьми, которые приписаны к твоему приходу. Сейчас это очень большая работа. У настоятелей порой не хватает помощников или сил.

Я сам 36 лет прослужил приходским священником и активно устраивал различные мероприятия – начинал и воскресные школы, и рождественские елки в 1990-е годы. Я это все прошел и сейчас стремлюсь, чтобы священнослужители в этом направлении работали, не только богослужебной деятельностью занимались, но и выходили за ограду, за рамки храмов, шли в библиотеки, дома культуры, естественно, в школы. Как это выйдет- не мне судить.

Вы приезжайте к нам в Ижевскую епархию, в Удмуртию, я вас приглашаю. Газету мы вашу получаем. Мы бы еще больше об этом поговорили. Сами своими глазами все увидите.

Image
Маргарита Шилкина, кандидат философских наук, декан факультета религиоведения СФИ

Маргарита Шилкина: С самого начала в церкви была как поддержка, так и критика этих решений. Те, кто возражал, опасались усиления власти архиерея над приходами и патриарха – над епархиями. Те, кто поддерживал, надеялись на реальное возрождение приходской жизни и повышение управляемости епархией и церковью.

Сегодня уже видны все плюсы и минусы продолжающейся реформы. С одной стороны, в ряде епархий появились молодые образованные епископы, которые реально пытаются общаться с людьми, возрождать катехизацию, собирать священников для епархиального совета, а не для галочки. Чаще это происходит в тех регионах, где крайне мало приходов и прихожан, где один священник на 4-5 приходов, между которыми сотни километров, где нет богатых спонсоров, но есть разрушенные и не восстановленные до сих пор храмы. Но с другой стороны, увеличение числа епархиальных управлений нередко означает увеличение материальных поборов с приходов, увеличение бумажной отчетности и усиление властной вертикали. Многое зависит как от безграничной власти епископа, данной ему Уставом РПЦ, так и, в первую очередь, от его личных и церковных качеств.

Думаю, что усиление позитивного потенциала разукрупнения епархий возможно только на путях возрождения местной соборности. Не территориальные размеры епархии определяют близость епископа к нуждам приходов, церковного народа, священников, а готовность его к реальному соборному совету в общих делах, стремление повышать самостоятельность и ответственность приходских общин, возрождение полноценной катехизации и просвещения церковного народа для участия его в общем деле церковного возрождения.

Справка

В 2011 году началась реформа епархиального устройства Русской православной церкви, в результате которой в Московском патриархате, как и в некоторых других поместных церквах, стала действовать трехступенчатая система управления: патриархат – митрополия – епархия. На заседании Священного Синода 5 октября 2011 года было сказано, что эти решения «направлены на то, чтобы правящие архиереи были ближе к приходской жизни, к духовенству и народу, лучше видели и понимали проблемы приходской жизни...». На начало 2011 года в РПЦ насчитывалось 164 епархии, на январь 2016 года мы имели 56 митрополий и 282 епархии, то есть за 5 лет увеличение на 118 епархий.

Беседовала Анастасия Наконечная
Фото: Мария Кайкова, Александр Волков

Кифа № 6 (208), май 2016 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!