Диалог светской культуры и церкви в России XIX-XX веков Теме, которая когда-то стояла в центре внимания таких исследователей, как о. Сергий Булгаков и о. Александр Шмеман, а сегодня оказалась основательно забыта, была посвящена докторская диссертация Юлии Балакшиной 14 апреля в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена состоялась защита докторской диссертации доцента РГПУ и СФИ Юлии Балакшиной. По итогам защиты 17 из 17 членов диссертационного совета проголосовали за присвоение автору степени доктора филологических наук. В диссертации исследуется диалог светской культуры и церкви как часть историко-литературного процесса, его исторические этапы и литературные формы. Предметом литературоведческого анализа стали автодокументальные тексты особой жанровой организации, в которых исследуемый диалог не только осуществлялся, но и осмысливался. Среди них- «Авторская исповедь» Гоголя и его эпистолярное наследие эпохи 1840-х годов; проповеди и письма священников-литераторов Иоанна Егорова и Константина Аггеева из «группы 32-х петербургских священников»; «Дневники» протопресвитера Александра Шмемана. Автор диссертации выделяет три этапа диалога светской культуры и церкви. 1. 40-е годы XIX века- постановка проблемы: в творчестве Николая Гоголя и славянофилов разрыв между светской культурой и церковью впервые переживается как духовная и культурная проблема, ставится вопрос о возможности и необходимости преодоления возникшей дистанции. 2. Рубеж XIX-XX веков- выход проблемы на уровень общенационального бытия: в дискуссиях рубежа веков вопрос об отношениях церкви, сохранившей свою связь с народной жизнью, и светской культуры, усвоенной образованной частью русского общества, был поставлен как насущный вопрос национальной культуры и национальной истории. 3. 70-80-е годы XX века- разрешение проблемы в личности и творчестве протопресвитера Александра Шмемана: в ситуации крушения в России гуманистического типа культуры и самобытной жизни церкви, перспективы развития диалога оказались связаны с культурой русской эмиграции, богословским и культурным синтезом которой стала личность протопресвитера Александра Шмемана. Мы попросили гостей и участников защиты ответить на вопрос: «Считаете ли вы тему диалога светской культуры и церкви нужной и важной?» Александр Анатольевич Карпов, доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой истории русской литературы СПбГУ: Я считаю, что это то, что должно изучаться, поскольку эти взаимоотношения- реальность. Действительно, в разных формах все это уходит в глубь истории и продолжается и сегодня. Эта тема очень интересна, а в том, что касается моей собственной научной практики, у меня с этим связан образ Николая Михайловича Языкова, его попытка проповедовать, обличать. Вы знаете, что на рубеже 1830-1840-х годов идея «новых евангелистов» была очень популярна? Александр Иванов, например, считал, что художники должны быть «новыми евангелистами». Ведь и Гоголевская «Шинель» - об этом. Так что взаимодействие церкви и культуры- вещь абсолютно реальная, достойная изучения как научная проблема. Петр Евгеньевич Бухаркин, доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской литературы СПбГУ, один из официальных оппонентов: Я считаю эту тему, несомненно, очень важной. Если бы диалога между церковью и культурой не было, наша культура (если говорить о новом времени) была бы совсем лишена христианского начала. И конечно, в работе Юлии Валентиновны были намечены очень важные проблемы, и это позволяет яснее увидеть пути к их решению. Поздравления от ректора СФИ профессора священника Георгия Кочеткова От души поздравляю новозащитившуюся Юлию Валентиновну Балакшину, председателя Свято-Петровского братства, доцента нашего института. Ее докторская защита прошла блестяще. Такое единодушие, такой мир на защитах редко можно встретить. И главное, работа открывает новые перспективы, начинает заполнять ту брешь, то поле, которое фактически было белым пятном на протяжении всего XX века. Говорить о реальном общении и взаимопроникновении, взаимной нужде, взаимном творческом процессе церкви и общества было совсем невозможно. И вот наконец-то появляются работы, которые послужат импульсом к дальнейшим исследованиям, что чрезвычайно важно для нашей страны, для нашей церкви, для нашего народа. Тем более, что главным разрешающим тезисом ее диссертации был синтез, базирующийся на христианской антропологии, что имеет дополнительную перспективу. Еще и еще раз поздравляю Юлию Валентиновну и всех, кто ей помогал и кто участвовал в защите, которая доставила всем большое духовное и научное удовольствие! Защита оказалась радостным событием не только для соискателя, но и для всех гостей и участников Комментарии записывали Наталья Киселева, Анастасия Наконечная В материале использована новость с сайта СФИ Фото: Алёна Каплина Кифа № 5 (207), апрель 2016 года |