gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
25.12.2006 г.

В библиотеке «Русское Зарубежье» прошел семинар, посвященный духовному наследию матери Марии (Скобцовой)

Темы свободы Церкви и свободы христианина, жертвы и святости обсуждали участники семинара, посвященного осмыслению многогранного духовного и творческого наследия матери Марии (Скобцовой). Семинар из цикла «Наше время еще не разгадано...»: Опыт ХХ века и его осмысление в культуре русского Зарубежья» состоялся 4 декабря в Библиотеке-фонде «Русское Зарубежье» (БФРЗ). Организатор встречи, сотрудник БФРЗ, кандидат филологических наук Наталья Ликвинцева  назвала семинар «Вызовы времени и ответы на них в жизни и творчестве матери Марии».

В начале семинара Н. Ликвинцева сообщила собравшимся, что в издательстве «Русский путь» готовится полное собрание сочинений матери Марии; многие ее работы будут опубликованы впервые - сотрудники БФРЗ сейчас трудятся над расшифровкой рукописей автора. На основе анализа некоторых прозаических произведений, в основном, еще не опубликованных, ведущая сделала доклад об особенностях литературного стиля матери Марии. Отметив, что как писатель Елизавета Кузьмина-Караваева сложилась в эпоху модерна, Н. Ликвинцева показала, что этот  стиль присутствует в ее произведениях, но он не стал доминирующим. Главное в творчестве писательницы - ведущая для русской литературы тема «маленького человека на фоне глобальных исторических событий». Эти события - первую мировую войну, катастрофу революции - она осмысливает с духовной точки зрения, «с живой искренностью» говоря о наказании за грехи и необходимости покаяния.

Одной из «пророческих» статей матери Марии - «На страже свободы» (1939 г.) - был посвящен доклад Анны Шмаиной-Великановой - библеиста, преподавателя богословских вузов. Уникальность положения Русской Православной Церкви в эмиграции, приводила она слова матери Марии, состояла в ее полной свободе, в первую очередь, от взаимоотношений с государством. Это не было «завоеванием» эмиграции, но следствием «полной экзистенциальной ненужности» ее и, соответственно, ее Церкви. Начало Второй мировой войны воспринималось матерью Марией и ее сподвижниками как «начавшийся апокалипсис»; для них было очевидно, что явился тот самый «зверь из бездны» с тремя ликами: коммунизма, нацизма и фашизма. В этих условиях мать Мария пророчески утверждала, что «только свободная Церковь может отстаивать христианство», но она ясно осознавала также, что за это придется «расплачиваться жертвой». Этот «план» был выполнен ею самой: «Ей удалось явить русскую эмигрантскую Церковь в свободе и жертве и отдать жизнь за самых угнетенных», размышляла А. Шмаина-Великанова.

 Главный редактор издательства «Русский путь» и «Вестника РХД» профессор  Никита Струве (Париж) согласился с докладчицей в том, что мать Мария призывала русскую эмигрантскую Церковь «воспользоваться полной свободой от государства, а ее (матери Марии) жертва является удостоверением этого пророчества». Однако, зная изнутри жизнь русской эмиграции («Мы были как бы вне истории»), он не считает, что сегодняшнее положение русской Церкви подобно той краткой эпохе. Несмотря на то, что «христианство во всех странах сейчас становится маргинальным, и в этом смысле ситуацию можно сравнить с  русской церковной эмиграцией 30-х гг», но «вопросы сейчас - новые», подчеркнул Никита Струве. Он предложил не устраняться от взаимоотношений с государством, а четко понимать, какой характер этих отношений недопустим для христиан.

Поэт и религиозный мыслитель Ольга Седакова продолжила тему, отметив, что «мы не усвоили опыт матери Марии», которая «из глубины того апокалипсиса прозрела», что имя «зверю» - насилие, а между ним и христианством не может быть ничего общего. К сожалению, этот урок актуален и сейчас, особенно в нашей стране, где «с насилием пока не покончено, оно остается привлекательным». Для христиан неприемлема такая лояльность, которая «часто требует принять насилие». Однако иной «образ зверя» более актуален для «цивилизованного мира». Его одолевают другие «апокалиптические всадники» - это обожествление безопасности, благосостояния, здоровья и плюрализма, что также несовместимо с христианством. «В глобальном мире необходимо слышать чистый христианский голос», - отметила О. Седакова.

В обсуждение статьи матери Марии включились филолог Юлия Балакшина, преподаватели Свято-Филаретовского православно-христианского института Григорий Гутнер,  Сергей Каринский, Лариса Мусина. Последняя, в частности, сказала: «Мать Мария дала нам больше, чем пример. Через нее голос Божий обращается к сегодняшним христианам. Мы тоже оказались в свободе, но не свободными от современных идолов». Наряду с именем матери Марии и ее соратников - о. Димитрия Клепинина, Ильи Фондаминского, Юрия Скобцова,  на вечере упоминали также людей других исповеданий, которые во время Второй мировой войны принесли себя в жертву во имя Христа, - Симону Вейль, Эдит Штайн, Дитриха Бонхеффера. Их жизнь свидетельствует для современных христиан о том, что, по словам Анны Шмаиной-Великановой, «Церковь всегда побеждает, когда есть кто-то, кто готов заплатить кровью; Церковь проигрывает всегда, если государство строит ее для своих целей».

 

Минская духовная академия отпраздновала свое десятилетие

26 ноября в Жировичах прошли торжества, посвященные 10-летию Минской духовной академии имени святителя Кирилла Туровского, которая была учреждена в 1996 году Синодом Белорусской православной церкви с благословения Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Академия находится в ведении митрополита Минского и Слуцкого Филарета, патриаршего экзарха всея Беларуси.

Праздничный день открылся Божественной литургией в Свято-Успенском соборе, которую возглавил митрополит Минский Филарет в сослужении 5 архиереев и многочисленного священства. Прот. Геннадий Повный и прот. Виталий Антоник были награждены крестом с украшениями, а диакон Георгий Рой был рукоположен в сан пресвитера.

По окончании Литургии состоялся торжественный акт, в котором участвовали многочисленные гости, преподаватели и студенты Академии. После молитвы владыка Филарет зачитал приветствие Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексея II.

Затем прот. Александр Болонников, секретарь Ученого совета, сделал отчетный доклад за 10-летний период деятельности Академии, в котором отмечалось, что несмотря на непродолжительный период существования МинДА, был проделан огромный объем работы.

Далее актовую речь на тему «Исторические предпосылки открытия Минской духовной академии» произнес кандидат богословия Г.Э. Щеглов. Вслед за этим последовали поздравления многочисленных гостей, среди которых были ректор МДАиС архиепископ Верейский Евгений, ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев, профессор МДА В.М. Кириллин, ректор БГУ В.И. Стражев и представители многих белоруских ВУЗов - БНТУ, Гродненского Государственного Медицинского Университета, ГрГУ имени Я. Купалы, БГСХА, представители государственной власти и благотворители. Все они тепло отзывались об Академии и желали больших свершений, серьезных научных трудов и неиссякаемой ревности в деле служения Православной Церкви.

Слово от студенчества было предоставлено. диакону Виталию Дубяге, выразившему сыновнюю благодарность администрации МинДА и лично митрополиту Филарету за его активное участие и отеческое попечение об Академии. Затем свое слово произнес ректор Минских духовных академии и семинарии архимандрит Леонид. В заключение митрополитом Минским и Слуцким Филаретом было оглашено приветственное слово и вручены грамоты и медали святителя Кирилла Туровского тем, кто оказывает посильную помощь и активно участвует в жизни МинДА.

 

Российские религиоведы создали профессиональное сообщество

О создании новой профессиональной организации - Российского сообщества преподавателей религиоведения - было заявлено 1 декабря на научно-практической конференции «Религиоведение в системе высшего образования», которая проходила 1-2 декабря на философском факультета МГУ им. Ломоносова. Новое сообщество создано в рамках учебно-методического совета (УМС) по философии, политологии и религиоведению УМО (учебно-методического объединения) по классическому университетскому образованию.

Основными задачами сообщества является разработка предложений по структуре и содержанию образовательных программ по религиоведению, экспертиза учебно-методической документации. Председателем сообщества на конференции был избран зав. кафедрой философии религии и религиоведения философского факультета МГУ, профессор Игорь Яблоков.

Конференция носила научно-практический характер. В докладах представителей регионов России обсуждались проблемы методологии религиоведения, методики преподавания, места религиоведения в системе гуманитарного образования. Выступали ученые и преподаватели из Орла, Перми, Санкт-Петербурга, Курска, Челябинска, Новосибирска и Москвы.

 КИФА №19(57) декабрь 2006 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!