Свидетельствовать единством Интервью с протоиереем Игнатием Пекштадтом Литургия в Свято-Андреевском приходе Гента, Протоиерей Игнатий Пекштадт, священник Георгий Кочетков, священник Доминик Вербек. 2002 год (фото Анатолия Мозгова) – Не могли бы Вы рассказать об особенностях православия на Западе, или, скажем так, в Западной Европе? – Если говорить о мировом православии, то мы находимся как бы на его переднем крае. Мы не живем в стране, где каждый – православный. В нашем городе, Генте, где живет 350 тысяч человек, большинство – неверующие, много католиков по рождению, почти не участвующих в жизни католической церкви, и только тысяча православных. – Это совсем не так уж мало! – Все-таки мало в сравнении с триста пятьюдесятью тысячами. Мы, православные на Западе, должны нести свет, свидетельствующий о Христианстве, потому что в наше время одна из самых главных проблем – необходимость единства христиан во всем мире перед лицом неверия. Сейчас на Западе существует сильнейшая тенденция к нарциссизму. Мы же учим вере, учим духовности. Я состою членом национальной группы христианский церквей Бельгии, расположенной в Брюсселе. Мы только собираемся вместе. У нас нет совместных богослужений. Но христиане собираются вместе против властей, которые говорят об эвтаназии, об абортах, и вместе говорят «нет». Православие на Западе играет особую роль, несет особую миссию – отразить особый опыт христианства и опыт встречи. – Не могли бы Вы рассказать о Западноевропейском братстве, одним из основателей которого Вы являетесь? – Вряд ли меня можно так называть, я всего лишь был в первой группе, которая начала собираться тридцать лет назад для того, чтобы налаживать контакты между различными православными церквами, представленными в Западной Европе. После этих первых встреч мы созвали большой конгресс. Это было во Франции, в Анси, в 1971 г. С тех пор конгресс собирается каждые три года. Еще до этого у нас в Бельгии также было создано православное братство, и в 1972 году состоялся местный конгресс в Брюгге, в котором участвовало около 150 человек. На нем произнес речь Оливье Клеман, а президентом этого первого конгресса был я. – В этих конгрессах участвуют только представители клира? – Конечно, нет! Православные братства не для клириков. Они прежде всего для мирян. Никогда они не были только для клира. Я не клерикал, скорее антиклерикал. – Не могли бы Вы рассказать о жизни братства в наши дни? – За эти годы прошло десять конгрессов в разных странах Европы, некоторые во Франции, некоторые в Бельгии. Кроме этих встреч, которые собираются каждые три года, проходят и местные конгрессы, не только всеевропейские. Речи, произнесенные на конгрессах, собираются и хранятся. Информационная православная служба SOP – также один из плодов деятельности братства. Результатом всего этого стало множество контактов между разными церквами. – Как проходят конгрессы? – Сначала на пленарном заседании три основных докладчика произносят три главные речи. Потом участники делятся на 10 ил 15 маленьких рабочих групп для обсуждения этих выступлений. Одно из главных событий конгресса – общая служба, в которой участвуют епископы и священники различных церквей, пять хоров, которые стоят в разных местах храма. Кто-то из членов братства координирует службу, которая ведется на многих языках, необычайно торжественно и празднично. Во время конгресса проходят выставка книг, продажа икон. – Какова главная тема одиннадцатого конгресса братства? – Единство Православной церкви. Это одна из основных проблем современной Православной церкви в Западной Европе. Каждая из церквей привязана, будто длинной и тонкой ниточкой, к своему патриархату – Константинопольскому, Греческому, Московскому, Румынскому... Это ненормально. В Западной Европе православие представлено очень заметно: в Германии 800тысяч православных, в Англии – 600 тысяч, во Франции – 250 тысяч, в Бельгии – 70 тысяч, в Голландии – 25 тысяч. И мы, наиболее традиционная церковь, еще не нашли решения, как их объединить. Мне кажется, православные епископы каждой западноевропейской страны должны бы объединиться в местный синод. Пусти при этом каждый хранит свою традицию, пусть они не влияют друг на друга, но, собираясь несколько раз в году на один местный синод, решают вопросы настоящего и будущего православия в своих странах. Сейчас создается впечатление более разделения, чем единства. Нужно больше единства, которое могло бы быть свидетельством для внешних. Чтобы на вопрос: «Кто вы – русский православный, греческий православный или румынский православный?» каждый из нас мог ответить просто: я – православный. Беседовали Александр Буров, Александра Колымагина Кифа № 2, ноябрь 2002 года |