gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Живое предание arrow 19 апреля – 50 лет со дня преставления преп. Севастиана Карагандинского
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
19.04.2016 г.

19 апреля – 50 лет со дня преставления ПРЕП. Севастиана Карагандинского

Image 

Преподобный Севастиан Карагандинский (в миру – Стефан Васильевич Фомин) родился в 1884 году в крестьянской семье. 3 января 1909 года поступил келейником в скит Оптиной Пустыни. В 1917 году пострижен в монахи с именем Севастиан. После официального закрытия Оптиной 10 (23) января 1918 года монастырь продолжал существовать под видом сельскохозяйственной артели. В 1923 году богослужение было полностью прекращено, и власти приступили к выселению монахов. Отец Севастиан находился в то время под духовным окормлением старца Нектария Оптинского. После кончины старца в 1928 году он приехал в город Козлов, где служил в приходском Ильинском храме вплоть до своего ареста. В 1933 году о. Севастиан был приговорён к 7 годам исправтрудлагерей и отправлен в Тамбовскую область на лесоповал; через год был переведён в Карагандинский лагерь в поселок Долинка.

После освобождения остался в селе Большая Михайловка, под Карагандой, где в домах совершал требы, хотя разрешения на это со стороны властей не имел. В 1955 году было дано разрешение на регистрацию религиозной общины в Большой Михайловке; был построен храм, который освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

В 1964 году, ко дню своего ангела, был награждён архиерейским посохом  – награда, примеров не имеющая.

16 апреля 1966 года,за несколько дней до кончины принял постриг в схиму. Отошел ко Господу 19 апреля 1966 года.

Прославлен в 1997 году как местночтимый святой Алма-Атинской епархии.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Из рассказов о лагерной жизни прп. Севастиана

«В последние годы заключения батюшка был расконвоирован и жил в каптерке в третьем отделении лагеря, находящегося близ Долинки. Он возил на быках воду для жителей ЦПО (Центральные промышленные огороды.). Бывало, зимой привезет воду, подойдет к быку и греет об него окоченевшие руки. Ему вынесут и подарят варежки. А на следующий день он опять приезжает без варежек (подарил кому-нибудь или отобрали) и снова греет руки об быка. Одежда на нем старая, драненькая. Когда по ночам батюшка замерзал, он забирался в ясли к скоту и согревался теплом животных. Жители ЦПО давали ему продукты – пироги, сало. Что мог, он кушал, а сало отвозил заключенным в отделение. «В заключении я был, – вспоминал Батюшка, – а посты не нарушал. Если дадут баланду какую-нибудь с кусочком мяса, я это не ел, менял на лишнюю пайку хлеба».

Image

Сестрам Варваре и Февронии, арестованным с батюшкой, срок не дали. Сестру Агриппину отправили на Дальний Восток, где через год освободили. Она написала Батюшке о своем намерении ехать на родину, а он благословил ее немедленно приехать в Караганду. В 1936 году она приехала, получила свидание с Батюшкой, и он предложил ей купить домик в районе поселка Большая Михайловка, поближе к Карлагу, поселиться в нем, а к нему ездить каждое воскресенье на попутной, «абы какой машине». Спустя два года в Караганду приехали сестры Феврония и Варвара. И домик был куплен на Нижней улице – амбарик старенький с прогнувшимся потолком. Сестры Агриппина и Варвара устроились работать в больнице в Новом городе, а Феврония, как малограмотная, работала в колхозе. Приехали в Караганду и другие монахини: Кира, Марфа и Мария. Они поселились в Тихоновке. Сестры познакомились с верующими и стали потихоньку собираться для совместной молитвы. Узнав, что в Долинке находится о. Севастиан, верующие стали помогать ему. В воскресные дни сестры приезжали к батюшке в отделение. Кроме продуктов и чистого белья, они привозили Св. Дары, поручи, епитрахиль. Все вместе выходили в лесок, батюшка причащался сам и сестер исповедовал и причащал. Заключенные и лагерное начальство полюбили батюшку. Злобу и вражду побеждали любовь и вера, которые были в его сердце. Многих в лагере он привел к вере в Бога и не просто к вере, а к вере настоящей. И когда батюшка освобождался, у него в зоне были духовные дети, которые по окончании срока ездили к нему в Михайловку. А много лет спустя, когда открылась в Михайловкецерковь, жители Долинского отделения ЦПО поехали туда и узнали в благообразном старце-священнике своего водовоза».

Из проповеди прп. Севастиана

«Дочь Иаираумерла и Господь воскресил ее. Так человек умирает душой. Помыслы греховные, произволение и совершение греха. Тогда благодать отходит и: душа умирает. Вот наше нерадение о душе. Не обращаемся к врачу тогда, когда болезнь только началась и легко исцелима. Не обращаемся и в период болезни. А когда уже умерла дочь (душа), тогда обратились к врачу Душ и телес Господу: «Дочь моя умерла.» «Не умерла, но спит», – сказал Господь.

Надо с юности своей приносить жертву Господу самим собою, когда находишься во цвете лет, здоровья, чистоты, духа бодрого, а не тогда, когда всего этого лишишься, поработав диаволу.

«Работай дондеже день (жизнь)», – говорит Господь, ибо настанет ночь, то есть старость, смерть, и тогда поздно будет. Так юродивые девы не имели елея, потому что была ночь, когда пришел Жених и купить елея было негде. Они день провели беспечно, нерадиво и остались их светильники пустыми, и закрылась для них дверь Чертога брачного. Так и мы принесем Господу не хромое, не кривое, не слепое, не гнилое, а здоровое, чистое, первородное. Как пророк говорит: возделывал землю, насаждал ниву, обрабатывал ее, полол, поливал, а когда пришел за плодами, ничего не обрел. Кое-где клас на ниве, кое-где виноград на лозе. Враги Господа пришли, украли и унесли все. Так вот и человек на ниве души своей должен трудиться не бесполезно, внимать себе, чтобы не пришли враги: мир, диавол, плоть и смерть, и не обокрали ее. Приходит мир – забирает свое, привлекая богатством, роскошью, честолюбием. Приходит диавол, все последнее уносит: чистоту, целомудрие, невинность, страх Божий. Приходит старость и смерть, человек хочет и сам пожать что-нибудь на ниве своей, и ничего не обретает. Лишь кое-где бывало намерение доброе дело соделать при греховной жизни. И жалеет человек, что прожил жизнь и не приобрел добрых дел для будущей жизни. И смерть пришла, и времени уже нет для покаяния, для слез и молитвы. Особенно опасна нечаянная смерть. А потому не нужно откладывать покаяние и приобретение добрых дел на старости лет, когда уже не будет сил ни телесных, ни душевных. Все врагами будет скрадено, а себе – ничего, пусты светильники. Молиться с любовью к Богу и все дела начинать с молитвы. А без молитвы только суетные дела бывают. В молитве просить исполнения воли Божией и Его заповедей, а не того, чего нам хочется. Любить Бога надо непрестанно и молиться непрестанно. Любить истинно и с верою молиться, и Господь не оставит своею милостию. «На кого воззрю, как не на кроткого и смиренного сердцем.» Уничижать себя, сознавать свое ничтожество перед Господом, Творцом всех и всего. «Если он меня не любит, то и я не буду его любить», – это бесовское слово. Пусть он тебя не любит, а ты побеждай его ненависть любовью. Любовью истинной и страхом Божиим побеждай страсть ненависти».

Image

А вот что рассказал в интервью нашей газете о старце митр. Павел (ныне митрополит Минский и Заславский, Патриарший экзарх всея Беларуси):

Ваше Высокопреосвященство, мы знаем, что Вы родились в Караганде, где были крещены св. старцем Севастианом (Фоминым), который прославлен в 1997 году как местночтимый святой, а в 2000 году причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских. Какое из его наставлений запомнилось Вам больше всего?

Я, конечно, не помню, как он меня крестил, поскольку был крещён в младенчестве (с улыбкой). Однако хочу сказать, что в жизни нашей семьи старец Севастиан имел чрезвычайно важное значение. Только благодаря его святым молитвам моя мама осталась жива после тяжёлой операции. Отец Севастиан бывал у нас в доме, всех нас, малышей, благословлял. Старец принимал участие не только в нашей семье, но и в каждом, кто посещал храм: молился, благословлял, наставлял, поучал. Он имел от Бога дары прозорливости, чудотворения и юродства. Множество людей приезжало к нему отовсюду, и никому он не отказывал в помощи. Преподобный старец Севастиан Карагандинский действительно был столп от земли до неба.

Владыка, был ли у старца ближний круг, что это были за люди?

Конечно, вокруг старца Севастиана были люди, которые помогали ему в службе и которых он особо окормлял.

Да и не могло быть иначе, ведь даже чисто юридически без «двадцатки» нельзя было организовать приход, открыть храм. Обязательно должна быть община. Надо сказать, что к нему тянулись люди точно так же, как к Христу Спасителю. Люди тянулись к старцу, чувствуя его молитвенную помощь, отеческую ласку, заботу и сострадание. Как во времена жизни на земле Христа Спасителя, кто-то приходил, чтобы послушать Его наставления, прислушивался к Его голосу, к Его проповеди, а кто-то ходил за Ним, как говорил Господь, «потому что ел хлеб и насытился». Так что нет ничего нового под солнцем  – так было, есть и будет до скончания века: кто-то будет приходить в храм, чтобы услышать голос Божий, кто-то для того, чтобы утолить жажду духовную, кто-то для того, чтобы принести свою печаль и скорбь и испросить помощи Божьей в несении этой скорби, креста своего. А кто-то придёт просто ради любопытства, для того, чтобы поесть и попить. И при старце Севастианеразное бывало. Близкие ему люди трудились, пели на клиросе, помогали батюшке. Но были и проблемы, ссоры, зависть... Впрочем, как и везде и во все времена. То же самое было и при Спасителе во время Его земной жизни.

В материале использованы фрагменты статьи В.В. Королевой
«Карагандинский старец преподобный Севастиан»

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!