Начиная разговор о даре дружбы 9–11 марта в Культурно-просветительском центре «Преображение» под Москвой прошла международная конференция «Дружеский круг как начало соборности и солидарности в России». В ней приняли участие около 200 человек На пленарном заседании Конференция «Дружеский круг как начало соборности и солидарности в России» готовилась полтора года. Опорным толчком для ее собирания послужило одно наблюдение, о котором мы писали в прошлом номере: в России многие замечательные вещи начинались именно с дружеских кругов, а не с институций. Славянофилы и западники, Абрамцево и Домотканово... Музеи, институты, философские общества и братства часто возникали благодаря усилиям собравшихся вместе друзей. Много мы об этом думали, говорили, публиковали разные материалы в «Кифе», но вопросов становилось только больше. Это чисто российское явление или все-таки общемировое? Можно ли как-то систематизировать эти дружеские круги? И вообще: на каком определении дружеского круга мы останавливаемся: круг друзей, круг с атмосферой дружелюбия и дружественности, круг единомышленников, настроенных на то, чтобы что-то делать не только для себя, или что-то еще? Поэтому на конференцию, которая в начале марта проходила в Культурно-просветительском центре «Преображение», я ехала с желанием в конце концов расставить все точки над «i». Священник Георгий Белькинд (Тульская епархия) и А.П. Козырев, зам. декана философского факультета МГУ И действительно, эта тема волновала не меня одну. Одна из участниц, ректор петербургской Высшей религиозно-философской школы Наталья Печерская так и сказала мне в первый же день: я специально приехала на круглый стол о соотношении дружеского круга и институции, т. к. это вопрос, который меня сейчас больше всего волнует – возможно ли сосуществование одного и другого, какие тут есть трудности ит. д. Кстати, с не меньшим интересом на тему конференции реагировали и люди, которые только узнавали о ней. Например, в фейсбуке у Ольги Седаковой можно встретить комментарии от простого «ничего себе, какие конференции бывают! Как бы я хотела на такую попасть!» до уже вполне конкретных вопросов о том, бывает ли дружба не взаимной, или утверждений, что тема «дружеского круга с его высокой этической нормой связей и отношений как нельзя более актуальна для нашей социокультурной ситуации, для людей, не находящих для дружбы времени и душевных сил». Не могу сказать, что меня удивила атмосфера конференции. Каждый раз в конференциях Преображенского братства или Свято-Филаретовского института (а в этот раз они оба были ее организаторами вместе с музеем Анны Ахматовой из Петербурга) действительно очень согревает атмосфера приветливости, интереса не только к темам, а в первую очередь к людям, какая-то даже домашность происходящего. В этом, конечно, большую роль играет КПЦ «Преображение», являющийся по-настоящему братским домом. Кстати, в конференции принимали участие потомки бывших хозяев этого дома, вернее, той усадьбы, которая была на его месте до революции. К XXI веку от нее остался только фундамент. Марина Смольянинова уже не первый раз была здесь. Когда-то здесь жил ее прадед... А вот предводитель российского дворянства Олег Щербачев сам был удивлен, увидев на стендах, описывающих историю усадьбы Богоявленское-Брыково, среди ее первых хозяев Собакиных. Оказалось, что сам он происходит из того же рода. Каждый день конференции завершался вечером воспоминаний Работа конференции также была построена с учетом того, что проходила она именно в гостеприимном доме. Помимо пленарных и секционных заседаний дважды за три неполных дня работы проходили вечера воспоминаний – за чашкой чая, сев небольшими кружками, мы слушали воспоминания тех, кому посчастливилось быть участниками дружеских кругов советского времени. Ольга Седакова вспоминала, что «вторая культура» была той основой жизни, без которой невозможно было нормально выживать в душной советской атмосфере. Они жили как бы в СССР, но одновременно и вне этого тоталитарного пространства. Наталья Микова рассказала о деревне Петрово и о том, с какой радостью они с 1970-х годов принимали каждый раз нового человека, становившегося не просто дачником, но и практически всегда – членом их дружеского круга. Вспоминали о своих дружеских кругах и другие участники. Как выяснилось, какие-то круги уже прекратили свое существование, подарив нам замечательных поэтов, художников, мыслителей и историков, а какие-то – как Петрово- существуют до сих пор. Должна признаться, что в отличие от остальных конференций Преображенского братства эта зацепила меня лично гораздо сильнее. Находясь в этой атмосфере и узнавая о все новых и новых явлениях дружбы, слыша о том, какое это высокое явление, дар Божий, Его поцелуй, всегда сопровождающийся радостью и счастьем, невозможно было не вспоминать свою жизнь и свой опыт дружбы. И это было не всегда легко. Не случайно в один из дней конференции прозвучало, что иногда дружбой приходится и жертвовать или, по крайней мере, рискнуть. Так, открывая дружеским кругом какое-либо заведение, например, институт – никогда не знаешь, выдержит ли дружба появление неких иерархических или денежных отношений или нет. А иногда другу приходится дать такую свободу в выборе его пути, которая в итоге приводит к потере дружбы. В конце концов есть и проблема некоторой замкнутости дружеских кругов – они тщательно оберегают свои границы и часто не готовы впускать в них тех, кто хотел бы туда тоже войти, но по каким-то параметрам оказывается не похож на членов круга. Этим, кстати, как говорили участники конференции, дружеские круги отличаются от общин: в общине готовы принимать каждого, а в дружеском круге – лишь некоего «своего». Прошло уже две недели после завершения конференции, а все эти мысли и воспоминания не отпускают меня. И конечно, совершенно нельзя сказать, что мне удалось расставить все точки над «i». Поэтому когда я увидела размышления отца Георгия Кочеткова по итогам конференции в его блоге, то их название «Дружеский круг. Начало разговора» показалось мне очень точным. Да, это только начало. И хочется надеяться, что продолжение этого разговора будет не только в следующих конференциях, но и в нашей жизни – в распространении дружелюбия, которого так сегодня не хватает особенно в нашей стране, а главное – в тех вещах, которые наши дружеские круги и общины смогут делать не для себя, как бы пафосно ни звучали эти слова. Анастасия Наконечная Кифа № 4 (206), март 2016 года Еще статьи по этой теме: Было ли что-то во время конференции, что Вас лично затронуло, как-то удивило? Интервью с участниками конференции «Дружеский круг как начало соборности и солидарности в России» >> Дружеский круг: теплый оазис – или источник творческого дерзновения. Интервью с председателем оргкомитета конференции «Дружеский круг как начало соборности и солидарности в России» Юлией Балакшиной >> Инклинги. Продолжая размышлять о дружеском круге, мы отправляемся в Англию >> Неповторимость лиц, входящих в круг. Ещё раз о славянофилах >> Для того чтобы появился дружеский круг, нужен человек-«мотор», тот, кто представляет себе масштаб, сверхзадачу >> Христианство и рыцарство: взаимное влияние культуры и миссии >> «Нигде, о Господи, такого града нет, есть лишь видение, и только...» >> Видеть и различать >> «Мы хотим возродить эту землю» Об одном из дружеских кругов рассказывают члены Свято-Петровского братства >> |