7 апреля – день памяти архиепископа Ермогена (Голубева)   О подвижнике и исповеднике веры вспоминает протоиерей Павел Адельгейм († 2013)    Хиротонию  во иеромонаха будущий архиепископ Ермоген принял от Патриарха Тихона.  Длительное время он был членом Духовного Собора Киево-Печерской лавры, а  потом её настоятелем. Монашеская жизнь протекала мирно, потом  настоятеля арестовали1. Он получил 10 лет лагерей (по болезни провел в лагерях 8 лет). После освобождения2 приехал  в Ташкентскую епархию, которой тогда управлял архиепископ Гурий  (Егоров). Архимандрит Ермоген был назначен настоятелем собора в  Самарканде, где прослужил до 1953 года.    Между архиереем и  архимандритом Ермогеном было некоторое соперничество. Владыка Гурий его  «прижимал», и владыка Ермоген говорил: «Если стану архиереем, и владыка  Гурий будет зависеть от меня, я поступлю иначе». Такая возможность скоро  представилась. Владыка Гурий лишился кафедры и на некоторое время  оказался за штатом. Архимандрит Ермоген принял архиерейскую хиротонию и  был назначен на Ташкентскую кафедру. Замечательна была «архиерейская  месть». Владыка Гурий тяжело переживал лишение кафедры, и епископ  Ермоген всячески его поддерживал, стараясь облегчить его скорбь. Владыка  Гурий получил новое назначение и сохранил о епископе Ермогене  благодарную память. Архиерейское служение митрополита Гурия завершилось  на Ленинградской кафедре.    Памятником архиерейского служения  архиепископа Ермогена в Ташкенте остался построенный им кафедральный  собор. Собор, существовавший до того времени в Ташкенте, был невелик и  совсем не походил на кафедральный собор. Владыка решил построить новый  собор. Был конец 1950-х, когда не только строительство, но и  косметические ремонты храмов запретили. Чтобы не остаться вообще без  собора, Владыка не разрушил старый храм, а выстроил новый храм над  старым, остававшимся внутри нового. Владыка заложил новый фундамент,  возвел стены, а когда строительство подошло к концу, старый собор по  частям вынесли из нового здания3.    Возведение  кафедрального собора на месте небольшого храма в центре Ташкента  выглядело как серьёзный политический просчёт уполномоченного по делам  Православной церкви при Совете министров УзбССР. Уполномоченный  Вороничев почувствовал себя уязвлённым и возненавидел архиепископа. С  этого события началось трёхлетнее противостояние, закончившееся лишением  архиерейской кафедры. Двухпрестольный храм вмещал до трёх тысяч народа.  В то время на миллионный Ташкент было всего четыре храма, и места для  людей не хватало. Благодаря уникальным талантам и помощи Божией, Владыка  сумел собрать значительные средства, которых оказалось достаточно не  только для строительства собора, но и для его великолепного интерьера:  мраморного иконостаса с иконами и золочёными вратами, бронзовыми  люстрами и просторными хорами. Сам Владыка часто служил священническим  чином в будние дни. Торжественные встречи и облачения на средине храма  совершались по большим праздникам. В воскресные дни он чаще облачался в  алтаре, и выходил на середину храма в саккосе. Когда он не служил,  всегда стоял вне алтаря, на солее, где за иконой было установлено для  него кресло.    Архиепископ Ермоген организовал в Ташкенте  церковную гостиницу для приезжавшего духовенства и в каждом приходе  приобрёл приходские дома для проживания священника.    В пятьдесят седьмом году он построил собор4,  а в шестидесятом его лишили кафедры. Мне, слава Богу, довелось попасть в  Ташкент в 1959 году, получить от него дьяконское рукоположение и  послужить при нем в кафедральном соборе дьяконом. Владыка не только  построил собор. Он наполнил его жизнью, собрал вокруг себя достойное и  просвещённое духовенство, обеспечил богослужение качественной  проповедью. Обычно проповедовал он сам или архимандрит Борис (Холчев)5.  Отец Борис был замечательным проповедником. Много лет он был целибатным  священником. Когда владыка Ермоген постригал его в монашество, он не  стал изменять его имя и сказал: «Ты всегда был монахом и всегда жил  монашеской жизнью, поэтому я не стану менять твоё имя».    Святейший  Патриарх Алексий I предполагал объединить под омофором архиепископа  Ермогена Ташкентскую и Казахстанскую епархии. Было решено назначить  архимандрита Бориса викарным епископом в Алма-Ата. Возникала огромная  епархия из четырех республик, в которой открывался простор для кипучей  деятельности владыки Ермогена.      К сожалению, произошли  принципиальные перемены, изменилась политика, началось хрущевское  гонение. Владыка прежде переписывался с Карповым и с Хрущевым. Теперь  взаимоотношения прекратились. Владыку Ермогена, который был стержнем  духовной жизни в Ташкенте, лишили кафедры и сослали в Жировицкий  монастырь. Так закончился ташкентский период его деятельности.   -----------------   1.  18/5 октября 1926 года архим Ермоген  (Голубев) по избрании братии  Киево-Печерской Лавры и утверждении зам.  Патриаршего Местоблюстителя  митрополита Сергия назначен настоятелем  Лавры, которая в то время  насчитывала 600 с лишним человек. Когда  лаврские храмы захватили  обновленцы, он продолжал независимо от них  руководить братией Лавры.  Видимо, именно это привело к тому, что в 1931  году его арестовывали «за  антисоветскую деятельность».   2. В 1948 году.   3.   «Разрешение на такое строительство получить от властей было  невозможно.  Тогда Владыка... берет разрешение на реставрацию старой  церкви,  находящейся в приспособленном здании и тут же начинает  стремительное  строительство собора. Храм возводился вокруг старой  церкви, и до конца  строительства здесь шли ежедневные службы. Власти  опомнились, начались  запросы, выяснения, согласования. Пока громоздкая  бюрократическая машина  со скрипом двинулась и строительство запретили,  было уже поздно - храм  стоял». Священник Андрей Безбородов,  «Православный христианин» N3, 1999.     4. Освящение состоялось 11 декабря 1957 г.   5.  Отец  Борис был учеником оптинского старца Нектария. Член мечёвской  общины. В  1941 году о. Сергий Мечёв, предчувствуя свою близкую гибель,  возложил на  него заботу о своих духовных чадах.             Владыка  Ермоген (Голубев Алексей Степанович) родился 3 марта 1896 года в г.  Киеве в семье профессора Киевской духовной академии и университета  С.Т. Голубева (доктора церковной истории). В 1919 году окончил  Московскую духовную академию со степенью магистра богословия. 10/23 июля  1922 года возведен в сан архимандрита и назначен киевским епархиальным  миссионером.   Во время хрущевских гонений архиепископ Ермоген  выразил свое несогласие с решением Архиерейского Собора Русской  православной церкви от 18 июля 1961 года о внесении изменений в  «Положение об управлении Русской Православной Церкви», касающихся  раздела IV - «О приходах». В своем отзыве на решения Собора он высказал  мнение о том, что настоятель храма может и должен быть избираем в число  членов исполнительного органа каждого храма и не должен оставаться  посторонним наблюдателем, а быть активным участником как в духовной, так  и в хозяйственной жизни своего прихода. Это мнение преосвященного не  было принято Св. Синодом, и 25 ноября 1965 года он был уволен на покой в  Жировицкий монастырь с правом служения в нем. Архиеп. Ермоген не  успокоился на этом и продолжал письменно обращаться и к патриарху  Алексию (Симанскому), и в Синод, а также к другим архиереям со своими  предложениями по вопросам приходской жизни и по другим церковным  вопросам. Переписка эта попала за рубеж и была опубликована. После этого  Синод своим постановлением от 30 июля 1968 года осудил деятельность  архиеп. Ермогена как неполезную для Русской православной церкви. Ему  было определено жить на покое в Жировицком монастыре в ведении  преосвященного Минского и Белорусского Антония (Мельникова) с  предупреждением, что если он будет продолжать подобную деятельность, то к  нему будут применены меры прещения. Скончался архиепископ Ермоген в  1978 г. от сердечного приступа в праздник Благовещения.   Справка подготовлена по материалам сайта «Русское православие» 			 |