gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
29.01.2016 г.

Мы попросили участника дискуссии, озвучившего вопрос о необходимости внутрицерковного диалога, ответить, почему это так живо его интересует

Image 

Аспирант II курса ОЦАД Алексей Макаров: Церковь – это тело Христово, и, конечно, нам больно от того, что его части разрываются между собой из-за разногласий. Сейчас их очень много, люди в Церкви, интересующиеся вопросами богословия, все время спорят между собой, называют друг друга «еретиками» и «модернистами» или, наоборот, «кондовыми традиционалистами», и это нарушает мир. Господь сказал в Евангелии, что «надобно прийти соблазнам» (Мф 18:7), и они пришли к нам в виде этих самых разделений. Почему надобно? Как пишет Иоанн Златоуст, комментируя это место, – чтобы заставить нас бодрствовать и подготовить к подвигам. Соблазны и разделения – как церковная эпидемия, мы же со своей стороны можем либо «заразиться» ей и стать «переносчиками», либо употребить свои таланты для их уврачевания.

Сейчас очень многие вопросы приводят к разделениям: это вопросы о границах истинной Церкви, посмертной участи грешников, значении искупительной жертвы Христа для спасения, о том, что происходит в Таинстве Евхаристии, и многие другие.

Эти вопросы действительно очень важны, потому что они лежат в основе нашей веры и, несомненно, влияют на духовную жизнь. Так, например, если человек не верит в ад и вечные муки, то он, вполне вероятно, будет нерадив о своем исправлении, считая, что Бог все равно спасет его и помилует. Однако вынужден констатировать, что люди часто спорят не от того, что им важна истина, а из любви к самим спорам. Святые отцы называли это страстью «спорливости» и советовали уклоняться от дискуссий тем, кто ей страдает, а также не начинать учительствовать раньше времени. Как пишет об этом прп. Исайя Нитрийский: «Не начни учить прежде времени, иначе на всю жизнь останешься слабоумным». Понимания этого не хватает очень многим из нас, люди думают, что их «православность» и то, что они что-то прочитали, автоматически дает им право поучать всех вокруг. Многие даже сравнивают себя со святыми мужами-проповедниками и считают это своим долгом, не понимая, что тем самым они лишь вредят себе и другим. До учительства нужно дорасти, не в смысле возраста, а в смысле смирения и духовного опыта. Часто мы, попадая в Церковь, быстро «проскакиваем» период кающегося грешника и становимся «святителями», не понимая, что находимся в прелести.

Преподобный Паисий Афонский говорил так: «Если хочешь вылечить Церковь, вылечи сначала себя, потому что ты – часть Церкви». Прежде чем исправлять других, человек должен научиться смирению, иначе он будет лишь возноситься от своей деятельности. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф16:26). Эти слова можно применить и к проповеди: какая польза, что ты обратишь весь мир в православие и научишь всех верить так, как ты считаешь правильным, если от этого ты возгордишься и погубишь свою душу? Нужно смотреть вглубь себя и замечать, не из любви ли к славе человеческой я это делаю? Несомненно, учительствовать можно только при наличии базовых знаний догматики, а также по благословению как минимум своего духовника. Очень немногие «учителя» имеют даже это, не говоря уже о получении специальной квалификации и благословения правящего архиерея.

Возможно ли прийти к какому-то согласию по спорным догматическим вопросам? Здесь, конечно, ответственность в первую очередь лежит на священноначалии. О чистоте учения должны заботиться епископы. Они должны организовывать процесс «православного просвещения» для представителей всех ступеней церковной иерархии, начиная с самих себя и заканчивая простыми мирянами. Сейчас делается много хороших попыток на этом пути: курсы повышения квалификации, много хороших книг, видео – и аудиозаписей, находящихся в открытом доступе в интернете, издается Православная энциклопедия. Однако всего этого недостаточно: нужен, как сказал о. Всеволод (Чаплин), «новый драйв», только употреблен он должен быть не на войну, а на миссию и просвещение. Необходимо пробудить у людей интерес к изучению Православной веры, что является полезнейшим и интереснейшим делом, а также необходимым для спасения. Мы должны призывать всех читать Библию, Святых отцов, по мере возможностей организовывать и помогать в организации всевозможных просветительских мероприятий. Каждый человек может просто делиться прочитанным со своими ближними, не в порядке «учительства», а в простой беседе, как мы рассказываем о фильме, который недавно посмотрели. Самое главное и самое трудное здесь – понять, что изучение веры это не способ стать авторитетом, а необходимость на пути к обожению и спасению.

Кифа № 16 (202), декабрь 2015 года

Еще статьи по этой теме:

Профессор Карл Христиан Фельми представил новое издание своей книги «Введение в современное православное богословие» >>

«Меня не удивляет, что кто-то считает тему антропологии центральной» Интервью с диаконом Василием (Карлом Христианом) Фельми >>

 

 

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!