gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
27.01.2016 г.

Священник, учитель, ученый

В Таллине закончил свой земной путь отец Владимир Андреев

Image 

В жизни было совсем немного православных священников, к кому я обращался со словами «отец» не только лишь по традиции церковного этикета. Одним из них был отец Владимир Андреев, талантливый ученый и самоотверженный пастырь Церкви Христовой. Встреча и общение с отцом Владимиром стали в моей жизни одним из самых ценных Божиих даров.

Владимир Александрович родился 12 апреля 1941 года в городе Валдае Новгородской области. Его мама Таисия Петровна, преподаватель училища, воспитывала единственного сына одна. Дедушка был регентом и учителем церковно-приходской школы, бабушка – учителем начальной государственной школы. В школе Володя был первым учеником, закончил обучение с золотой медалью, при этом имел и спортивные успехи.

Обретение веры и крещение произошло благодаря Татьяне Николаевне Прохоровой. Татьяна Прохорова принадлежит к знаменитой семье Прохоровых, владельцев Трехгорной мануфактуры в Москве. После сталинских лагерей и ссылки она не могла проживать в крупных городах СССР и выбрала провинциальный Валдай. Володина мама, заботясь о разностороннем развитии сына, пригласила Татьяну Николаевну в качестве учителя музыки. Скоро Татьяна Николаевна почти ежедневно бывала в доме Андреевых, при этом в общении с учеником она не ограничивалась только лишь музыкальными занятиями. Таинство крещения совершилось в Переделкине, Татьяна Николаевна была крестной матерью, а ее сын Пантелей – крестным отцом.

Благодаря Татьяне Николаевне Владимир познакомился с другими христианами из среды интеллигенции, собиравшимися вокруг отца Алексея Злобина, служившего в селе Красном Торжокского района, а затем на приходе села Городня на Волге в Калининской области. Духовным отцом семьи Андреевых долгие годы был протоиерей Василий Лесняк, служивший тогда в Спасо-Парголовской церкви в Ленинграде.

После школы Владимир Андреев поступил в Ленинградский политехнический институт и окончил его с красным дипломом по специальности «радиотехника». Продолжал обучение в аспирантуре под руководством академика Лурье, итогом чего стала защита диссертации на соискание ученой степеникандидата технических наук.

После этого Владимир Александрович с семьей (в 1967 году он женился на Людмиле Ивановне Пикалевой) переехал в Академгородок под Новосибирском.

Владимир Александрович с маленькими детьми и супругой регулярно посещал богослужение в храме Новосибирска. Тогда же впервые местный священник предложил ему принять духовный сан. По воспоминаниям матушки Людмилы, обстановка в Академгородке в духовном отношении была довольно тяжелая, подавляющее большинство молодых ученых были в лучшем случае равнодушны к Церкви и духовной жизни. Возможно, еще и поэтому Владимир Александрович без особого сожаления в 1976 году переехал в Псков, где устроился на работу в политехнический институт.

Image
Протоиерей Павел Адельгейм и священник Владимир Андреев под Псковом на даче у общего друга, профессора Псковского университета А.Н. Верхозина. Середина 1990-х

Именно в этот период началась его многолетняя дружба с отцом Павлом Адельгеймом. Благодаря отцу Павлу Владимир Александрович вошел в круг псковской церковной интеллигенции, притягивающим центром которого был тогда отец Сергий Желудков.

Владимир Александрович любил свою профессию, был хорошим преподавателем, однако общая тягостная обстановка в стране в начале 1980-х гг. давала о себе знать и в высшей школе. Последней каплей стало известие о том, что все преподаватели должны были в обязательном порядке пройти курс обучения в Институте марксизма-ленинизма. Тогда Владимир Александрович сказал, что этого не будет никогда.

С вопросом о возможном рукоположении Владимир Андреев обратился к правящему Псковскому архиепископу Иоанну (Разумову), по совету которого поехал в Москву на встречу к митрополиту Алексию (Ридигеру). Тот принял кандидата в духовный сан доброжелательно и пригласил готовиться к служению в Эстонской епархии.

Первое место служения, пока еще в качестве чтеца, Владимир Андреев получил в Таллине при храме свт. Николая. Именно в этом храме в 1983 году митрополит Таллинский Алексий (Ридигер) рукоположил Владимира Александровича в диакона, а в 1984 году в священника. Первое назначение в качестве настоятеля отец Владимир получил на приход в Муствее, что лежит на берегу Чудского озера. Через некоторое время отец Владимир был переведен в Таллин, затем определен настоятелем эстонского православного прихода в Раквере. Из Раквере отца Владимира вновь перевели в Таллин в храм св. Иоанна Крестителя.

Летом 1990 года к отцу Владимиру из Министерства образования Эстонской республики (пока еще социалистической) обратились с предложением стать ректором готовящегося к открытию педагогического института в Нарве. В министерстве сказали: «Вы нам подходите. Вы никогда не были в коммунистической партии, имеете ученую степень. Если Вы откажетесь, то институт не сможет открыться в начале учебного года, так как потребуется дополнительное время для поиска новой кандидатуры». После некоторого размышления отец Владимир дал согласие, но лишь до тех пор, пока не будет найден более подходящий кандидат на ректорскую должность.

В это время отец Владимир Андреев много проповедует, выступает на телевидении и радио, составляет комментарии к пасхальной службе, транслируемой по местному телевидению. Известный протоиерей Владимир Залипский, служивший в те годы в Таллинском кафедральном соборе Александра Невского, говорил об отце Владимире Андрееве так: «Это наш Александр Мень».

После того как Эстония стала независимым государством, отец Владимир уехал в Псков. Здесь он возвратился к преподавательской деятельности в политехническом институте и продолжал священническое служение – сначала в древнем храме Рождества Иоанна Предтечи, а затем в храме Вознесения Господня. Вокруг отца Владимира собралась дружная приходская община, в основном состоявшая из активной псковской интеллигенции – музейные работники, преподаватели, врачи.

При первой встрече отца Владимира с новым архиереем, назначенным на Псковскую кафедру с 1993 года, архиепископ Евсевий открыто заявил: «Вы в моей епархии служить не будете». Епископ был крайне недоволен тем, что отец Владимир совмещает священническое служение с преподавательской работой в институте. При этом хорошо известно, что отец Владимир прекрасно справлялся со всеми задачами и в профессиональном, и в священническом направлении. Следует добавить, отец Владимир ни копейки не брал из приходских денег, тем самым не отягощая финансовое положение только что открывшегося прихода.

В ноябре 1996 года Псков оказался в центре внимания христиан в России и за ее пределами. Указом от 28 ноября 1996 года, подписанным архиепископом Псковским и Великолукским Евсевием, архимандрит Зинон и его ученики были осуждены за совместное причащение Святых таин с христианами-католиками. Архимандрит Зинон был запрещен в служении, а его монахи отлучены от причастия. Примечательно, что «Указ не ограничил время запрещения определенным сроком»1. Вслед за указом архим. Зинон с братией был изгнан из Мирожского монастыря, который был возвращен к жизни благодаря усилиям отца Зинона и его помощников. Тогда многие посчитали указ церковноначалия слишком жестоким и необоснованным. Однако открыто в защиту архимандрита Зинона выступил только отец Владимир Андреев, написав архиепископу Евсевию частное письмо, в последней строке которого были следующие слова: «Не имея иной возможности протестовать, прошу Вас уволить меня за штат Вашей епархии»2. Через несколько дней после того, как это письмо было отправлено в епархиальную канцелярию, в квартиру отца Владимира пришел молодой человек из епархиального управления и сказал, что письмо, которое он отправлял, было «потеряно». Тогда отец Владимир распечатал новый экземпляр упомянутого письма и передал епархиальному посыльному. Вскоре (17.03.1997 г.) последовал архиерейский указ и в отношении самого отца Владимира. Указ был краток: «Настоящим Вы, согласно поданного Вами прошения, увольняетесь за штат с запрещением в служении, в связи с Вашим публичным порицанием в адрес Правящего епископа». На вопрос отца Владимира – в чем выразилось «публичное порицание», секретарь епархии ответил, что письмо в защиту архимандрита Зинона явилось таким порицанием (хотя известно, что письмо было адресовано лично епископу и отцом Владимиром не распространялось)3.

После запрета отец Владимир продолжал преподавать в политехническом институте, поддерживал отношения с бывшими прихожанами, общался с единомысленными священниками епархии (в первую очередь с архимандритом Зиноном). Не нужно специально много говорить, что прихожане Вознесенского храма были очень огорчены и пытались выступить в защиту своего любимого настоятеля. Однако их попытки встретиться с правящим архиереем не увенчались успехом, письма народа Божьего епископ также игнорировал... Тогда паства подготовила прошение патриарху Алексию, однако отец Владимир не благословил своих защитников отправлять его в Москву.

Так случилось, что прещение отца Владимира продолжалось более 10 лет. Он совершенно случайно узнал, что запрет снят. К сожалению, об этом отцу Владимиру не сообщили письмом, не известили телефонным звонком. Однако к этому времени, оставаясь заштатным священником, отец Владимир уже не мог служить, так как физическое здоровье было сильно подорвано прогрессирующей болезнью суставов.

В 2007 году отец Владимир с матушкой переехали на родину в Новгородскую область и обосновались возле Валдая. Однако физическое состояние ухудшалось, и появилась безотлагательная необходимость проведения операции и качественного лечения. Для этого в конце 2013 года Андреевы переехали в Таллин. После операции пришло некоторое облегчение физических страданий. Отец Владимир мечтал вернуться в Псков, где оставалась большая часть друзей. Однако этим планам осуществиться было не дано.

В церкви св. Иоанна Крестителя в Нымме (район Таллина) утром 10 октября посреди храма стоял гроб с телом отца Владимира. Среди тех, кто подходил после отпуста к кресту, выделялся пожилой мужчина благородного вида. Как оказалось, это был Арво Пярт, всемирно известный композитор классической и духовной музыки. Отец Владимир высоко ценил и любил музыку Пярта, считая его творчество самым ярким в конце XX века. Эту «случайную» встречу на пороге вечности (отец Владимир не был лично знаком с композитором) можно воспринять как добрый знак и подарок от Господа.

На отпевание и похороны батюшки приехали из разных городов и стран его родные, друзья, близкие ученики и духовные чада. Отпевание совершали четверо священников – двое клириков из храма св. Иоанна Крестителя, протоиерей Олег Врона, священник Андре Мере, последнее время навещавший отца Владимира дома для совершения исповеди, причащения и общения. Уже после погребения и литии на кладбище у свежей могилы отец Андрей сказал трогательное слово, в котором охарактеризовал отца Владимира двумя качествами – честность и прямота. «Этих важных качеств нам зачастую в жизни очень не хватает. Но именно этому нас учит Евангелие. Мы знаем, – продолжал отец Андрей, – что жизнь отца Владимира не была гладкой и безмятежной, а это как раз было связано с его честностью и прямотой». Еще отец Андрей вспомнил то самое письмо, которое отец Владимир написал в защиту архимандрита Зинона. Оно быстро распространилось среди духовенства уже после запрещения отца Владимира. Отец Андрей говорил о том, что для всех это письмо было важным свидетельством, оно передавалось из рук в руки, перечитывалось и заставляло задумываться над глубокими вопросами церковной жизни...

На поминальной трапезе, где собрались люди разные по возрасту, образованию и профессии, царила светлая атмосфера, пронизанная благодарностью за отца Владимира и его вклад в наши жизни и судьбы. Отец Владимир был очень разносторонним человеком. Его интересы не сводились лишь к математике, хотя он любил трудные математические задачи и игру в шахматы. Он любил классическую музыку, играл на фортепиано и умел настраивать музыкальные инструменты, с удовольствием ловил рыбу, много читал серьезной литературы по истории, философии и богословию, прекрасно знал Священное Писание. У отца Владимира был особый дар рассказывать о сложных и важных вещах кратко, точно и доходчиво. Это проявлялось в его пастырском проповедническом служении и в работе со студентами и учениками. Один из благодарных учеников отца Владимира сказал о своем учителе такие слова: «Владимир Александрович учил нас на занятиях быть человеком, личностью и профессионалом».

Одним из основных личных свойств отца Владимира была скромность. Он не любил рассказывать о себе, о своей жизни, как правило, быстро переводил разговор на другую тему.

Возможно, батюшка и к моей затее рассказать о нем на этих страницах отнесся бы весьма скептически, но долг благодарной памяти оказался сильнее, и я счел необходимым написать об одном из лучших православных священников, которые были посланы Богом в моей жизни.

Константин Обозный

--------------------

1 Адельгейм Павел, иер. Догмат о церкви в канонах и практике. Реанимация церковного суда. Н. Новгород., 2008. С. 149.
2 Там же. С. 160.
3 Там же. С. 161.

Кифа № 16 (202), декабрь 2015 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!