Профессор Карл Христиан Фельми представил новое издание своей книги «Введение в современное православное богословие» Презентация состоялась 1 декабря в Москве, в Доме русского зарубежья Автор книги выступил с сообщением «Актуальные проблемы современного православного богословия в контексте церковной жизни» «XX век не предоставил богословской мысли возможности свободно развиваться в нашей стране, – напомнил ведущий встречи первый проректор СФИ Дмитрий Гасак. – Лишь после празднования тысячелетия крещения Руси появилась возможность не только для изучения богословских трудов разных эпох, в том числе созданных в XX веке в русской эмиграции, но и для того, чтобы богословская мысль как выражение опыта богопознания могла развиваться свободно и здесь в России, в богословских школах, чтобы каждый, кто имеет сердечное желание и веру, мог приобщиться к этому важнейшему опыту. Для нас была огромной честью работа с дьяконом Василием над этой книгой, и мы рады, что ее второе издание вышло в нашем институте». Сам профессор Фельми, представляя книгу, отметил, что издание было существенно доработано и дополнено. «Институт чрезвычайно позаботился о доработке текста, и я был рад возможности усовершенствовать книгу», – сказал он. В своем сообщении «Актуальные проблемы современного православного богословия в контексте церковной жизни» профессор Фельми сделал обзор основных тем, которыми занимались православные богословы, особенно в XX столетии. Он коснулся богослужения и таинств, православного учения о спасении, отношения к историко-критическому методу толкования Священного писания, учения о церкви, в частности, евхаристической экклезиологии, которая не только ответила на какие-то вопросы, но и поставила новые проблемы. Заведующий кафедрой богословских дисциплин и литургики СФИ, член Межсоборного присутствия профессор Давид Гзгзян отметил, что православная традиция только выигрывает от того, что в лице автора оказывается открытой ко всем возможным творческим интуициям, в том числе прозвучавшим вне границ конфессионального православия. «Перечитывая книгу, я вдруг поймал себя на легком потрясении, поскольку совсем не ожидал услышать от Мартина Лютера, что цель христианской жизни есть соединение со Христом и обожение, или узнать, например, что в протестантской традиции миропомазание могло восприниматься как рукоположение мирян», – сказал профессор Гзгзян. Протоиерей Александр Троицкий По мнению протоиерея Александра Троицкого, главного библиографа Синодальной библиотеки Московского патриархата, книга не имеет аналогов в русскоязычной и вообще христианской литературе, и с ней следует ознакомиться каждому, кто интересуется современным богословием. «Я никогда не встречал книги, в которой обобщался бы опыт богословия последних лет с отсылками к прозрениям предыдущих веков и других конфессий, – сказал отец Александр. – Нет другой книги, где русское православное богословие рассматривалось бы наряду с румынским и греческим. Для нас это великая помощь в знакомстве с теми авторами, чье наследие переведено не полно. Указатель имен и выверенность цитат снимают недоумения, возникавшие при чтении первого русскоязычного издания; библиографическое сопровождение книги следует считать "сверхдолжной заслугой" издателей». А.Р. Фокин «Книга будет интересна каждому христианину, который интересуется православным богословием и опытом соединения веры и молитвы», – сказал Алексей Фокин, заведующий кафедрой богословия Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. «Может быть, самое замечательное, что в книге профессора Фельми предание не ассоциируется только с чем-то прошедшим, бывшим – и иногда несбывшимся. Нет, здесь предание – это шаг вперед, почему эта книга и оставляет такую радость и вдохновение, – сказал ректор СФИ профессор священник Георгий Кочетков. – Предание – это то, что открывается и открывает новые возможности. Конечно, предание есть предание, оно не отрывается от прошлого, но все-таки оно всегда имеет этот эсхатологический вектор. И здесь это показано очень глубоко, живо, естественно, я бы сказал, по-своему просто, потому что очень логично... Эта книга может послужить возрождению того пласта предания церкви, который позволил бы современного человека, настолько далекого от церкви, от ее духа, от ее мысли, ввести в это предание и повести дальше по жизни. Я бы порекомендовал такую книгу каждому серьезному катехизатору, способному вести не только какие-то детские занятия, а именно настоящее таинствоводство для зрелых духовно ищущих людей, которых сейчас становится все больше как у нас, так и, мне кажется, на Западе. С одной стороны, есть отталкивание от христианства, от церкви, от всего традиционного, от того, что было в прошлом, а с другой, есть большая жажда идти вперед, и как раз возрождение опыта мистагогии, таинствоводства – это большая проблема, таинствоводство не может быть сведено к какому-то ликбезу – не важно, детскому или не детскому. И дай Бог, чтобы было больше таких книг!» В ходе дискуссии затрагивался и вопрос о духовном единстве православных. Отвечая на вопрос о перспективах этих споров и надежде на достижение консенсуса, профессор Фельми сказал, что от предстоящего Всеправославного собора «нельзя ожидать слишком многого» по причине требуемого предварительного полного единогласия, однако отметил, что собор будет важен как факт. В то же время он согласился, что для богословских споров начала XX века было характерно на порядок лучшее владение самим предметом спора и не столько ожесточенный, сколько иронический тон. По материалам сайта Свято-Филаретовского института Кифа № 16 (202), декабрь 2015 года Еще статьи по этой теме: «Меня не удивляет, что кто-то считает тему антропологии центральной» Интервью с диаконом Василием (Карлом Христианом) Фельми >> Мы попросили участника дискуссии, озвучившего вопрос о необходимости внутрицерковного диалога, ответить, почему это так живо его интересует >> |