Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам Что значит для народа память о своих погибших В этом номере «Кифы» мы кратко рассказали о молитве памяти, о поминании жертв политических репрессий в разных городах постсоветского пространства. Но ведь важно не только что происходило, а и – почему. Для многих людей вопрос о том, зачем мы вспоминаем тяжелые страницы нашей истории, остается открытым и пререкаемым. На проходившей в эти дни встрече, в которой участвовали члены общества репрессированных одного из подмосковных городов, я сказала в ходе обсуждения: «Нельзя не вспоминать всех погибших; если мы не будем этого делать, рана, нанесенная народу, не заживет». К моему удивлению, нашлись люди, которых это возмутило: «как это – заживет? Это что же – все забыть?» Только спустя несколько дней я поняла, что уже много десятилетий люди привыкали к тому, что боль от потери перестает мучить тебя не тогда, когда взываешь к милосердной памяти Божьей, а тогда, когда все забываешь. Может быть, поэтому так много людей сегодня не хотят помнить – и загоняют боль внутрь, где она будет продолжать разрушать нас, так и не найдя утоления. В эти дни многие люди говорили о том, почему мы поминаем погибших в страшной мясорубке XX века. Нам кажется очень важным услышать эти разные голоса. Епископ Гомельский и Жлобинский Стефан (Беларусь, Гомель): «Нам нужно помнить, что в земле лежат сотни людей, которые не только были убиты за веру, за знания, за убеждения, но и те, которые сами расстреливали, вчера – ты, сегодня – тебя. Этот день объединяет и мучеников, и мучителей. Кто-то из мучителей шел расстреливать добровольно, а кто-то под дулом автомата, не сознавая, что делает. Это было в истории, это память тысяч семей, в которых пострадали их родственники. В моей семье было семеро детей. Когда нас раскулачивали, то босых, раздетых детей и мать посадили зимой на сани, а отца запрягли и заставили ехать. Людей мучили за то, что они трудились ради семьи и государства, за то, что они своим трудом созидали, а не разрушали. Я верю, что память об этом не угаснет ни в церкви, ни в обществе, потому что это история каждого из нас, нашей семьи, нашего государства, и она обнаруживается, открывается». Протоиерей Александр Степанов (Санкт-Петербург): «Вот нас собралось сейчас не так много. Конечно, в течение дня сюда приходят сотни людей, но все-таки для такого огромного пятимиллионного города, как Петербург, это очень мало. И остальные люди, да, может быть, не совсем равнодушны, может быть, не все смогли прийти, но ведь сколько людей, которые равнодушны к нашему прошлому! Это значит – мы не соединены совершенно с ними, мы по-прежнему находимся в совершенной разделенности, и как бы мы сегодня ни заклинали и ни говорили какие-то мантры о том, что мы все вместе, мы все друг друга любим, давайте все забудем, все всем простим – за этими словами не стоит, к сожалению, подлинного переживания трагедии, которую те люди пережили. Единство возможно в единстве переживания, сопереживания. И вот этого сопереживания-то мы видим очень мало. И уже не первый раз мы здесь собираемся и говорим о том, что прошлое, которое не продумано, не прочувствовано, не пережито в наших сердцах, непременно нас настигнет и вернется и будет с нами то же самое, что и с теми людьми. ...Мы мечтаем опять о силе, мощи и забываем о милости и любви. Только тот народ, та страна может быть сильна, которая солидарна. Солидарность – это всегда милость, это всегда любовь, это всегда соединение и людей ныне живущих, и их соединение с теми людьми, которые жили десятки лет назад, но которые не получили сострадания в свое время, были безвинно замучены. И вот сегодня, собираясь здесь и совершая нашу молитву, мы, конечно, проявляем эту солидарность, хотя бы тем малым числом, которое собралось здесь. Дай Бог нам опомниться и воздать должное тем людям, прежде всего, в своем сердце уничтожив те ростки ненависти, агрессии, нелюбви, непрощения, которые погубили наших отцов, наших предков. Мы сами должны быть другими». Председатель КПЦ «Преображение» Алексей Наумов (участник молитвы в пос. Глебовский): «Акция "Молитва памяти" очень важна для нашей страны. Мы ответственны за все, что было на нашей земле. Как сказал Федор Михайлович Достоевский, "каждый за все и за всех виноват". Это – правильная позиция, без нее невозможно сделать ничего доброго. Нельзя просто делать вид, что ничего не случилось в те годы, жить, забыв о жертвах советских репрессий. Это будет неправдой, будет ложью. Нам важно, чтобы мы приходили к единству, миру, примирению, а к этому можно прийти только через усилие изменения своей жизни, через покаяние. Нужно то беспамятство, которое еще остается в нас, преодолевать усилием памяти, воссоединением связей. Те страхи, которые часто сковывают людей, нужно преодолевать усилием свободы, к которой призван всякий человек». Материал подготовила Александра Колымагина Кифа № 14 (200), ноябрь 2015 года |