Миссия для молодёжи Опыт молодёжного «Круга» Преображенского братства: гостиные (Культурно-просветительские встречи) Основные задачи гостиных 1. Культурно-просветительские встречи дают возможность знакомства: - молодые верующие могут познакомить своих друзей с другими христианами; - христианское собрание знакомится с новыми людьми, в жизни которых ещё не произошло Встречи с Богом или целостной связи жизни с уже имеющейся верой. 2. Другая немаловажная задача – апологетика. Общественное мнение склонно навешивать на верующих ярлыки невежества, узости взглядов и мысли. Культурно-просветительские беседы дают возможность увидеть молодых образованных (или стремящихся к этому) христиан, не боящихся глубоких, актуальных, современных тем, сложных вопросов. 3. Одна из ключевых задач – выход в общении «на глубину», в корень любого культурного, исторического или иного вопроса, где человек неизбежно сталкивается с вопросами духовного характера, обращёнными лично к нему. Совсем не обязательно при этом касаться темы религии. В собрании неверующих возможен разговор об этике, совести, чести и достоинстве человека, верности и доверии, надежде и других духовных темах, универсальных в своей актуальности. Общие принципы гостиных 1. Культурно-просветительские встречи являются предварительной миссией, на них не ведётся прямого разговора о Боге, о Христе, о церкви. Свидетельство происходит через высказывание молодыми верующими и церковными людьми, сверстниками гостей, взглядов на вопросы культуры, истории, жизни интересных людей ит. п. в зависимости от контекста встречи. 2. Формату культурно-просветительских встреч чуждо учительство или давление на мнение гостей. Разговоры и размышления проходят свободно, с возможностью каждому высказать своё мнение. Свидетельство на встрече не происходит через научение «как правильно», но через озвученное в ходе дискуссии слово христианина, как правило, смелое и светлое, с солью и свободой человека, живущего не ради себя. Это слово вызывает интерес, иногда – признание, иногда – отторжение, что даёт пищу для дальнейшего «выхода на глубину» в разговоре на встрече, или после, в «кулуарном» общении. 3. Гостиные стоят на принципе личностности. Мы не приглашаем на встречи людей на улице или через объявления. Как правило, гости – либо друзья и знакомые нашего собрания, либо друзья наших гостей. 4. Одна из самых больших опасностей в свидетельстве для молодёжи – это опасность тусовки, когда центром встречи становится развлечение самих себя, убийство времени. Так как тусовка – это скорее духовная проблема, чем организационная, то и основным способом борьбы является дух христианской жизни, явленный через присутствующих христиан: дух непустословия, не-потребительства, ответственности, веры и верности выбранному пути. Это требует от свидетельствующих христиан готовности всерьёз размышлять на встрече, а не выдавать «рафинированные» «правильные» ответы. Организация гостиных Чтобы избежать потребительского отношения к встречам, мы используем формат циклов от 2 до 4 встреч. Между циклами – 2-3 недели перерыва, чтобы дать гостям возможность обдумать сказанное и услышанное, сравнить это с личным жизненным опытом, каждодневными делами и размышлениями. Встречи в цикле разноплановые: творческая мастерская, дискуссия, экскурсия-прогулка или концерт. Во всех трёх типах встреч гостям более всего запоминается атмосфера и дух собрания. Творчество на мастерских, общение во время дискуссий и вдохновляющие истории на концертах и экскурсиях освящаются присутствием христиан и духом Божьим, выраженным в атмосфере заботы о ближнем, мирном вдохновении, веры в каждого человека. Это принципиально отличает гостиные от светских аналогов. Роль старшего, команды и ведущих Созидание духа на встречах и организация требует включения нескольких верующих христиан в различных служениях. Старший – опытный брат или сестра, ответственный за цикл гостиных и принимающий окончательное решение по любым организационным или иным вопросам. Прежде всего, это не администратор, но духовно старший в собрании. Старший говорит слово в начале и иногда в конце каждой встречи. Именно он приглашает на следующие встречи и циклы и старается поддержать общение с максимальным количеством гостей. Команда – братья и сёстры, несущие различные служения в цикле встреч: помощь с чаем, встреча гостей ипр. Их участие во встречах также осуществляется в форме молитвы в процессе встречи: за ведущего, за встречу, за мирное разрешение сложных ситуаций. Ведущий встречи – ведущие отдельных встреч могут ограничиться присутствием непосредственно на встрече, которую ведут. Главное, чтобы они были верующими, церковными христианами, чтобы акценты в их слове были расставлены в соответствии с опытом жизни и размышлений верующего человека. Временные рамки, структура и правила встречи Встречи длятся не более трёх часов. Обычно назначается встреча на станции метро, где гостей собирает один из членов команды и провожает до места проведения гостиной. В начале встречи звучит небольшое вступительное слово старшего и оглашаются правила встречи: - Не говорить одновременно, но учиться слушать друг друга. - Не спорить о мнениях. - Не уходить в разговоры о политике, спорте и иных разделяющих и способствующих спорческому настроению темах. Основная содержательная часть встречи занимает около двух-трёх часов. Важно, чтобы в конце встречи ведущий и/или старший подвёл итог. Встреча-дискуссия обычно проходит за столом с чаем, фруктами и сладким. Прогулка или мастерская после итогового слова и приглашения на следующие встречи предполагает небольшое чаепитие. Совместное чаепитие даёт пространство для свободного общения, общего или личного, обмена впечатлениями, контактами, и оказывается не менее важным, чем сама встреча, т. к. даёт возможность задать вопросы, которые тяжело задать в собрании, или поделиться мнениями тем, кто постеснялся сделать это за время встречи. Из доклада Михаила Бахадова и Александра Тавризяна на студенческой конференции СФИ «Сретенские чтения» Кифа № 10 (196), август 2015 года |