«Мы определяем трезвость как нравственную ценность»Озеро Увельды (фото с сайта www.slet74.ru) С 30 июня по 7 июля в Челябинской области на берегах озера Увильды проходила 7-я Международная трезвенническая школа-слёт (основные организаторы – Иоанно-Предтеченское братство «Трезвение» (Екатеринбург) и Челябинско-Златоустовская митрополия). В этом году в её работе приняли участие члены братства «Трезвение», входящего в Преображенское братство. Сегодня мы публикуем материалы из «Увильды-2015» Интервью с протоиереем Игорем Бачининым, председателем Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» Отец Игорь, почему именно проблема трезвости явилась для вас приоритетной при создании Братства? У нас не было никаких приоритетов, а было изначально сообщество людей, которые жили трезво. В основном, это те, кто участвовал в деятельности «Союза борьбы за народную трезвость». По мере воцерковления нам стало не хватать на проходивших слётах религиозного компонента. Мы попытались вести работу с руководством СБНТ, но в то время понимания не нашли. Тогда начали собираться отдельно. Сначала в с. Меркушино – месте подвига праведного Симеона Верхотурского. Промыслом Божиим в одну из наших летних встреч были обретены мощи священномученика Константина Меркушинского (Богоявленского). Потом уже из его жития узнали, что он оканчивал Пермскую семинарию. А во время его учёбы ректором был архимандрит Пимен (Белоликов), который активно участвовал в трезвенной деятельности. Количество участников наших встреч росло из года в год. И когда на очередной слёт приехало более ста человек, мы увидели, что возможности проведения встреч именно в Меркушино исчерпываются. Тогда мы с отцом Александром Невзоровым, с которым уже давно были дружны, нашли вот это место на озере Увильды в Челябинской области, неподалёку от села, в храме которого он служит. В первый раз – семь лет назад – на слет приехало 180 православных трезвенников. В этом году идея трезвости собрала около тысячи человек. Батюшка, расскажите, пожалуйста, как живёт Братство между слётами? Членство в Братстве у нас коллективное, и каждое общество трезвости живёт своей самостоятельной жизнью, информируя об основных событиях на сайте Братства. Обобщённый опыт деятельности отражён в брошюре «Как организовать общество трезвости на приходе», выдержавшей уже три или четыре переиздания. Необходимым, основополагающим моментом при создании приходского общества трезвости является получение благословения священноначалия. До последнего времени председатели обществ являлись членами Совета Братства. И сейчас, когда нас уже более 200 человек в Совете, а членов Братства (по отчётным данным в Координационный Центр по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости ОЦБСС) более 2000, назрела необходимость реорганизации и поиска новых форм управления деятельностью Братства. Само братское общение у нас происходит на разного уровня встречах. Год начинается с Рождественских чтений, на которых мы проводим свою трезвенную секцию. После официальной программы обычно едем в подмосковный пансионат, где проходит встреча Братства в более тесной и дружеской обстановке. Туда могут приехать не только члены Братства, но и все интересующиеся трезвенной работой. Как правило, они загораются нашими идеями и вступают в Братство. Слёты, подобные нашему на озере Увильды, начинают организовываться членами Братства и в других регионах: в Талдоме Московской области, Глазове (Удмуртия), Красноярске и Улан-Удэ. Кроме слётов проводим трёхдневные обучающие семинары для священников и социальных работников по организации трезвенного просвещения на приходах. В Андреевском городке во Владивостоке мы были в прошлом году, планируем провести ещё один семинар и в этом. В Архангельске, Белгороде, Казахстане, Беларуси – везде, где есть наши братчики, – мы провели и проводим обучающие семинары. Владыка Глазовский и Игринский Виктор тоже организует в недавно образованной епархии семинар для духовенства. Эта форма работы включает в себя подготовку подобных мероприятий, организацию, само проведение и последующее сопровождение. В процессе этого у нас тоже происходит братское общение, а также при разрешении каких-то конкретных нужд. Помимо прикладных обучающих форм, по мере возможностей, всех членов братства мотивируем на образовательную и научно-исследовательскую деятельность. У нас определились два направления научно-практических исследований: первое связано с реабилитацией и реадаптацией людей с различными формами патологических зависимостей, и второе – исследования в сфере профилактики аддиктивного (зависимого – Ред.) поведения. В Свердловской области мы уже десять лет реализуем социально-педагогический проект, основанный на воспитании традиционных духовно-нравственных ценностей, направленный на профилактику зависимого поведения подростков. Нами наработан определенный опыт, создана педагогическая модель проекта, есть несколько научных исследований в этой сфере. В Уральском государственном педагогическом университете открыты отделения бакалавриата и магистратуры по направлению «Педагогика духовно-нравственного воспитания». Защищено уже более пятидесяти магистерских работ. Есть аспиранты, которые пишут кандидатские, готовятся три докторских работы. Что касается исследований зависимого поведения, член правления Братства священник Григорий Григорьев в Санкт-Петербургской духовной академии, профессором которой он является, читает на церковно-практическом отделении цикл лекций «Аддиктивное поведение». Мы обозначили порядка 70 тем магистерских работ, которые предлагаются для разработки слушателям Академии, особенно духовенству из числа членов Братства. Нам интересно и очень важно исследовать эту проблематику с богословской точки зрения. Я сам после защиты кандидатской диссертации по педагогике написал магистерскую работу по богословию на тему «Приходское общество трезвости как субъект религиозно-нравственного просвещения». В декабре 2014 года, с Божьей помощью, её защитил, и дальше работаю в этом направлении уже над докторской диссертацией по богословию. В сентябре в общецерковной аспирантуре и докторантуре планируется защита докторской диссертации отца Григория Григорьева «Грех как аддиктивное поведение». В этом году мы в Екатеринбурге совместно с Русской христианской гуманитарной академией открыли ещё одну магистерскую программу по психологии, где будет изучаться и исследоваться процесс реабилитации. Целью мы ставим разработку модели реабилитации и реадаптации в условиях приходского общества трезвости. Таковы основные направления наших исследований в области педагогики, богословия и психологии. Во время первого разговора с нашей группой Вы довольно подробно остановились на понятии трезвения. Как Вы считаете, есть ли различие между понятиями «трезвение» и «трезвенность»? Действительно, мы осознали крайнюю необходимость дать определение трезвости. Это связано с тем, что сейчас в пространстве трезвенной деятельности участвуют разные люди, разные организации, которые трезвость определяют совершенно по-разному. Лет семь назад мы начали серию методологических семинаров по разработке теории трезвенного просвещения. И первой задачей поставили дать определение термину «трезвость». При знакомстве с дореволюционными текстами обнаружили, что есть понятия «трезвенническое» и «трезвенное». Изучив источники и документы, не найдя, к слову сказать, особых этимологических отличий, для себя решили, что мы – движение трезвенное, именно потому, что к трезвости мы относимся в первую очередь как нравственной ценности и христианской добродетели, а не как к физиологической характеристике личности. Мы определяем трезвость как нравственную ценность, проявляющуюся в здравомыслии, воздержании, непрестанной бдительности над собой, в охранении души и тела от различных нечестивых мыслей, пожеланий и дел. В свою очередь, трезвение – это процесс духовно-нравственного совершенствования личности. Мы ввели такие термины, как трезвенное просвещение – организованный процесс, направленный на распространение знаний о трезвости, и трезвенные убеждения – ценностно-смысловая конструкция, формирующая у человека мотивацию на достижение и сохранение трезвости. По итогам семинаров было издано несколько сборников и в какой-то момент решили – пора переходить к практике... Все наши наработки легли в основу «Концепции Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма». Сейчас вновь возникла необходимость продолжить проведение методологических семинаров, что мы и планируем уже в этом году. У нас в институте недавно была защищена бакалаврская работа по деятельности братства Ивана Чурикова. Каково Ваше мнение о деятельности этого братства? Мнение – это вообще-то порочная категория с точки зрения аскетической мысли. Святые отцы говорят, что мнения лучше не иметь. А если серьёзно, то этот вопрос я не изучал глубоко, тем интереснее будет ознакомиться с бакалаврской работой, о которой вы упомянули. Считается, что чуриковцы разделились на два направления. Одни – адепты Братца Иоанна Чурикова, которые его обожествляют и настолько негативно относятся к алкоголю, что отказались от Причастия. Лет десять назад я паломничал со своими старшими детьми в Вырицу. Узнали, что там есть такое братство, но близкого знакомства не произошло. Мы общаемся тесно с другими последователями Иоанна Чурикова – обществом трезвости при Феодоровском соборе Петербурга, оно входит в наше Иоанно-Предтеченское братство «Трезвение» Русской Православной Церкви. Меня очень впечатлило, что среди них есть люди, которые являются трезвенниками в четвёртом-пятом поколении. Это значит, что они сами живут трезво, их родители жили трезво, дедушки и бабушки жили трезво и прадедушки и прабабушки тоже жили трезво. В трезвости воспитывают и своих детей. Их опыт общинной жизни, насчитывающий сто двадцать лет, следует изучить. Советская власть семьдесят лет просуществовала, а они сто двадцать лет хранят и передают традиции жизни в трезвости. Там есть замечательные люди, глубоко мыслящие, которые занимаются исследованиями, пишут и издают книжки, пытаясь эту традицию осмыслить именно с научной точки зрения. Но самое главное, что это православные христиане, не только основывающие свою жизнь на трезвости, но и стремящиеся стяжать добродетель трезвения. Беседовали Лариса Аккуратова и Мария Зиатинова Кифа № 10 (196), август 2015 года |