gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Братская жизнь arrow Как родилась «Кифа»
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
08.08.2015 г.

Как родилась «Кифа»

Вспоминает Александр Буров

Давно это было. Тогда ещё никто толком не знал – что такое православная пресса. Сергей Чапнин редактировал «Метафрасис», Владимир Легойда «Фому», представлявшие собой отпечатанные на принтере листки. Никакого глянца. Интернет только-только входил в силу. Среди газет, пишущих на религиозные темы, самой интересной была, безусловно, «Независимая газета – религии», выпускавшаяся Максимом Шевченко. Она бесстрашно полемизировала с «Радонежем» Евгения Никифорова.

Image
Александр Буров и Александра Колымагина берут интервью у митрополита Смоленского Кирилла (ныне – Святейшего патриарха Московского и всея Руси). Фестиваль православной прессы «Вера и слово», 2004 г.

В нашей братской издательской деятельности в те годы пришло время перемен. Перестал выходить журнал «Православная община», угасал Сретенский листок. Наступила пора братских листков. Предназначены они были главным образом для внутрибратского чтения. Они могли быть солидными многостраничными изданиями, а могли, как, например, Информационный бюллетень Свято-Петровского братства, состоять из кратких заметок и интервью. Среди наших интервьюируемых были о. Сергий Гаккель, Н.А. Струве, о. Антоний (Ламбрехтс)...

И вот 2002 год, конец июня – начало июля. Паломничество московского Воскресенского братства в Петербург. Каждое утро в одном из храмов города паломники участвовали в литургии и встречались с духовенством. В один из вечеров состоялась встреча двух братств. Мы обсуждали разные направления братской жизни – работа с детьми, миссия и катехизация, образование и, наконец, братская газета. На последнее обсуждение собралось меньше всего участников. Но длилось оно дольше других. Постепенно подтянулись те, кто закончил обсуждения своих тем в других рабочих группах. Мы предприняли мозговой штурм – и выбрали название газеты: «Кифа». Предложила его Таня Аразян. Оно как-то всем сразу понравилось.

Это было не первое и не последнее обсуждение проекта братской газеты. Мы обсуждали его с братьями и сестрами, имеющими опыт работы в СМИ или хотя бы интерес к этой деятельности. Помню жутко печальную Сашу Колымагину, которая с большим скепсисом относилась к нашим разговорам. После того, как они с Борисом издавали в 1996 году Сретенский листок, она долгое время не занималась братскими изданиями. Мы советовались с признанными профессионалами журналистки – Максимом Шевченко, Сергеем Чапниным, а также Александром Кырлежевым, Дмитрием Власовым и Евгением Стрельчиком. Они-то и укрепили нас в мысли сделать именно печатное, а не интернет-издание; газету, а не журнал.

«Кифа» стала по-настоящему братским проектом. Дизайн газеты безвозмездно разработал Андрей Мареев. Типографскую работу вначале взял на себя Сергей Бармин. Первые два номера печатались в Северодвинске, в типографии его предприятия. Неслучайно презентация первого номера газеты прошла во время паломничества Сретенского братства в Архангельск в ноябре 2002 года. Почти год газета была совместным проектом двух братств – Воскресенского (Москва) и Петровского (СПб). С двумя соредакторами – Александрой и Александром. Мы старались комментировать наиболее значимые материалы. Это была не то что редакторская колонка, а скорее редакторские реплики, сопровождаемые двумя иконками: св. вмч. Георгия Победоносца (московский редактор) и св. ап. Петра (питерский редактор). Постепенно «Кифа» стала газетой всего Содружества.

Image
Анастасия Наконечная записывает комментарий митрополита Минского и Слуцкого Филарета после Архиерейского собора 2008 г.

С первых же номеров, по рекомендации Максима Шевченко и Бориса Колымагина, мы стали публиковать интервью с архиереями. Получался какой-то новый образ иерархии. Владыки размышляли над богословскими вопросами, историей, о месте мирян в церкви, катехизации, о взаимоотношениях веры и культуры... Рубрики сложились сразу и очень естественно. Первые выпуски газеты разошлись, как горячие пирожки. На собранные от их реализации деньги мы продолжили издание «Кифы» уже в Москве. Со временем появились приложения «Миссионерское обозрение» и «Открытая встреча». Теперь у «Кифы» есть гриф профильного Отдела патриархии. На неё можно подписаться в любом почтовом отделении. Газета стала солидным изданием. Но традиции, заложенные при её основании, продолжают жить.

Вспоминает Александра Колымагина

Когда рождалась «Кифа», мы собирались небольшой инициативной группой и старались выяснить для себя, в чем состоит её основная задача. Может быть, самым главным из того, что мы тогда говорили, было – возвратить смысл самым главным словам, которые к нашему времени совершенно обесценились, например, таким словам, как любовь и свобода, и поставить их в нормальный человеческий контекст, связать их с глубиной и сутью церковной жизни.

Мы понимали, что все мы не профессионалы и что почти невероятно сделать нашими силами обычную нормальную газету. То, что «Кифа» родилась, было в некотором смысле чудом. И она всё время остаётся чудом.

С самого начала у нас не было никакого финансирования (лишь через несколько лет братчики стали скидываться нам с Сашей Буровым на зарплату, на другие нужды газеты), большой команды. Единственное, что было, – это опора на братство, на то, что есть в основе его жизни.

Поэтому мне кажется, что бы мы ни рассказывали о «Кифе», это будет в чем-то походить на пьесу К.Р. «Царь Иудейский». Если помните, там показаны евангельские события, но нигде не появляется фигура Христа. Так же и здесь. Это невозможно «показать», но, как и всё братство, мы стараемся идти за Тем, Кто нас собрал, и сказать то, что должно прозвучать сегодня в церкви. Пока это будет так, «Кифа» останется живым словом, нужным людям; но это возможно только потому, что она газета братская. Лишь усилие не терять этой главной связи с Богом и друг с другом через все человеческие немощи, несходство характеров, домашние проблемы и позволяет делать то, что, казалось бы, по-человечески невозможно.

Кифа № 8 (194), июнь 2015 года

Еще статьи по этой теме:

Пройдя до половины >>

О тени уныния и радостных батюшках. О том, как рождались интервью, вошедшие в юбилейный сборник, приуроченный к 25-летию Преображенского братства, вспоминает Сергей Смирнов >>

«По мере удаления от Москвы интерес к нам рос, а страх перед общением уходил...» Из дневника и путевых записей Т.К. Покровской (Наумченко). Июль 1999 года >>

Что за комисиия, Содатель... Из интервью с Давидом Гзгзяном >>

Очень важно было то, что мы всё-таки боролись. Продолжение серии публикаций к 25-летию Преображенского братства: снятие несправедливых прещений со священника Георгия Кочеткова и его 12 помощников в 2000 году >>

Мы хотели открыто рассказать, что делает братство. Интервью со священником Георгием Кочетковым >>

Все эти годы публикуем не только доклады участников конференций, но и всю дискуссию. Интервью с руководителем издательства Преображенского братства Кириллом Мозговым >>

«Мы только что воцерковились, это было наше первое паломничество.» Первые большие паломничества (1995-1996 годы) >>

Это было чудом. К 25-летию Преображенского братства: приобретение помещений Свято-Филаретовского института (1995-1996 годы) >>

Немного о гонениях. Продолжение публикации к 25-летию Преображенского братства >>

В то время в России почти никто не знал труды о. Николая Афанасьева >>

Преображенскому братству исполнятся 25 лет >>

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!