Зачем здоровым людям ходить в больницу Практическому милосердию необходимо учиться В Санкт-Петербурге 4–6 июня прошла международная научно-практическая конференция «Социальное служение Русской православной церкви: проблемы, практики, перспективы». Заседания секций проходили в зданиях Духовной академии, Государственного института психологии и социальной работы и Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Мы публикуем прозвучавший на конференции доклад студентки 2-го курса заочного отделения Свято-Филаретовского института Ю.Н. Антипиной «Роль каритативной практики в духовном образовании» Пасхальный подарок от студентов СФИ Мы, студенты Свято-Филаретовского православно-христианского института, проходим каритативную практику в течение первого курса (1-го и 2-го семестра) для того, чтобы обрести навыки диаконического служения, деятельного участия в жизни людей, нуждающихся в помощи. Местом прохождения каритативной практики может стать больница, дом престарелых, хоспис, дом малютки. В начале семестра преподаватели СФИ, кандидаты мед. наук, О.Б. Мозгова и О.А. Ермолаев, а также кандидат биол. наук Л.О. Аккуратова проводят установочные семинары с учётом тех проблем и вопросов, которые могут возникнуть у студентов в ходе практики. Большинство учащихся впервые переступают порог больницы или дома престарелых, чтобы научиться навыкам деятельного милосердия, и, естественно, сразу сталкиваются с рядом трудностей. Не всегда бывает легко понять, чем каритативное служение отличается от социального, где пролегают границы помощи больному человеку и каковы задачи, стоящие перед студентом в деле диаконического служения. Нас учат тому, как оказать помощь больному человеку. Прежде всего это самые необходимые вещи, на которые у больного человека нет сил во время болезни: помыть, причесать, переодеть, поменять постельное бельё и памперс, побрить, постричь ногти, покормить и напоить... Когда человек становится лежачим, оказывается, что для совершения этих простых и привычных действий от помощника требуется определённое умение и знание. Этому студентов учат на практических занятиях, чтобы, придя в больницу, мы могли это делать уже самостоятельно. Но больному нужно не только это. Очень важным для него является общение – общение, которое не могут дать ему врачи, ведь у них нет на это времени, а подчас и желания. Нужно знать, что говорить тяжелобольным людям, как утешить и при этом не нарушить законов медицинской этики, не «влезть» в сферы медицинские или социальные, что сделать очень легко. Студенты могут вести дневники, а в конце каждого семестра они сдают преподавателям отчёт о прохождении практики. Цель отчёта – не только отразить количество и содержание пройденной практики, но и попытаться проанализировать те трудности, с которыми пришлось столкнуться, и как эти трудности были разрешены. На зачёте по каритативной практике мы вместе с преподавателями обсуждаем эти трудности, а также делимся теми духовными открытиями, которые у нас произошли. Для этого доклада использованы фрагменты отчётов студентов очного и заочного отделений СФИ 2013–2015 годов. Многолетнее проведение каритативной практики в СФИ показало, что чаще всего первой реакцией студента, когда он приходит в больницу, хоспис или дом престарелых, оказывается страх. Прежде всего это страх перед физической немощью и болезнью: «Мне было безумно сложно смотреть на пациентов. Это не отвращение, не неприязнь, а какое-то недоумение. Я вдруг поняла, насколько мы все – "люди". Насколько мы немощны и беспомощны, насколько наше тело несовершенно, насколько мы на самом деле вот такие, какие мы есть, "плотские", мало в своей жизни можем. Пока ты молод, ты полон иллюзий, что ты всего в своей жизни достиг САМ. А тут я увидела, что НИЧЕГО НЕ САМ. Даже не увидела, а ощутила...» Также возникает страх не справиться с теми вещами, которые делать неприятно: Сначала в больнице всегда чувствуешь себя неуверенно... «...Пришлось помогать медсёстрам менять подгузники. Про себя я подумал, что один точно не смог бы этого сделать. Уже через полчаса возникла ситуация, что также надо было помочь двум больным сделать именно это. Сделал все сам. Преодолел брезгливость. Теперь я понимаю, что внутренне готов ухаживатьза родными, если возникнет необходимость, появился этот навык...» Часто страх возникает от ощущения того, что ты чувствуешь, что стоишь перед чем-то неизвестным, необратимым, с чем-то более сильным, чем ты сам, и не понимаешь, как этому противостоять: «...самым сильным впечатлением было осознание масштаба зла, точнее – непосредственное с ним соприкосновение. Особенно возмущает не столько физическая болезнь людей, сколько социальное зло, которое делает болезнь страшнее. Много людей оказывается в больнице по причине или пьянства, или побоев, или образа жизни, истощающего силы и нервную систему... самым трудным было наблюдение признаков безумия на фоне неврологических болезней... Видимо, это мой собственный страх – потерять разум». В итоге мы убеждаемся, что нет такого человека, которому было бы легко оказаться лицом к лицу с болезнью, старостью, страданием, унынием, беспомощностью, а порой и со смертью. Это требует от нас мужества. Большинство студентов отмечают, что самым важным итогом каритативной практики они считают опыт приобретения этого мужества: «Я благодарна за полученный опыт общения с немощными и больными людьми. У меня с этим было связано много трудностей, первая из которых – страх: перед болезнью, страданием, немощью. Опыт прохождения практики поставил меня лицом к лицу с этими вещами. У болезни есть своё лицо – это лицо конкретного человека. Труднее всего было приблизиться к человеку, вступить в отношения – с человеком, который нуждается в облегчении страданий, исцелении, которые ты ему дать не можешь. Это было очень тяжело. За время прохождения практики этот страх не ушёл, но появился опыт "стояния" – когда ты боишься, но делаешь, когда страх тебя – не парализует...» Второе, с чем мы неизбежно сталкивались, – это то, что вначале мы сами испытываем беспомощность перед беспомощностью страдающих людей. Может возникать ощущение своего бессилия: я не могу «реально» помочь, не могу облегчить боль, не могу исцелить, избавить от одиночества: «...с общением пока трудно, т. к. если кроме обычных слов поддержки я начинала вести более серьёзный разговор, то пациенты начинали рассказывать мне о серьёзных проблемах своей жизни, решить которые я сейчас не вижу в себе сил...» Не всегда знаешь, что сказать или чем помочь человеку, который не имеет возможности даже передвигаться или самостоятельно поесть: «...вопрос о ценности жизни, о защите жизни встал для меня не теоретически, а практически: в чём ценность жизни человека, не способного к осмыслению окружающего мира, не способного к общению, находящегося в своей замкнутой реальности (вследствие психического заболевания), которая его мучает, пугает, раздражает, отягощённого физической немощью и страданием? Чем ему можно помочь? Чем я могу ему помочь? Для меня эти вопросы встали, но пока не разрешились...» И часто мы испытываем укоры совести: «...Самым трудным для меня внутренним переживанием (вопросом) был как раз недостаток сердечного участия (с моей стороны) в той помощи, которую я старался оказывать больным...» «Мне кажется, что то, что я им даю – это несоизмеримо меньше того, что я им должен давать в связи со своим положением, ведь я здоров и у меня масса возможностей...» Студенты Богословского колледжа СФИ поздравляют пациентов Московской городской клинической больницы имени Ерамишанцева с Днём Победы Между тем, мы понимаем, что каждому христианину важно уметь оказать помощь нуждающимся, найти для них слова утешения, а также уметь свидетельствовать о Христе. Поэтому так важно, что в институте у нас есть такая возможность – эти вопросы обсудить, вместе пережить и услышать советы тех, кто с этими трудностями сталкивался и научился их преодолевать. Они очень помогают: «...трудно быть постоянно заботливым и внимательным, но оказывается, что чем больше думаешь о человеке, которому нужна твоя помощь, то всё остальное – запахи, неприглядный вид ит. д. – отходит на второй план...» «...для пациента важно убедиться, что ты – живой, существующий человек и ты интересен – это для него твёрдый шаг к выздоровлению. Он это чувствует, когда я его слушаю...» «...Важно было научиться не только милосердию, но и трезвенности. Необходимо быть внимательным к состоянию больного человека, чтобы не переутомить его и не взвалить на него непосильную ношу, не дать ложных надежд. Можно молча сидеть рядом и гладить по руке, всё равно пребывая в пространстве общения, не оставляя его один на один с его страданием. Главное, чем может поделиться христианин со страдающим человеком, это подлинный мир, который дарует верующему человеку Господь. Для этого студентам важно приходить в больницу в мирном состоянии, с молитвой и с благодарностью Богу за возможность, которую Он даёт – вот так послужить Ему и ближним...» В заключение хочется сказать, что итоги каритативной практики для каждого из студентов становятся своими. Для кого-то из студентов каритативная практика станет служением милосердия, для кого-то – нет. Важно, что перед каждым студентом открывается тот следующий шаг, который он может сделать на пути к ближним и к Богу: «Я встретила в больнице и заботливых жён, и не менее заботливых мужей, но ещё встретила детей, сестёр, братьев, которые находились просто в оцепенении, они так же, как и я, не могли даже прикоснуться к своей маме, сестре, брату, отцу. Я их очень понимаю, слава Богу, удалось никого не осуждать, но, честное слово, в себе очень хочу это преодолеть...» Важно, что на всю жизнь с нами остаётся бесценный навык усилия одного человека найти своё место рядом с другим, страдающим: «...я обрела опыт подлинной встречи с человеком. Когда-то это было продолжительное общение, когда-то - две-три реплики, а иной раз – один взгляд, но в котором совершилось самое главное...» Безусловно, важно, что мы меняем своё отношение к медицинскому персоналу, преодолевая отчуждённость и избавляясь от осуждения: «...Кто эти люди, по каким мотивам идут на такую работу? Я перестала осуждать тех сотрудников больницы, которые кричат на пациентов, т. к. поняла, что не имею их опыта, чтобы судить. Одно дело, когда идёшь туда на несколько дней практики, другое дело – когда выбираешь это как ежедневный труд, профессию. Даже если что-то кажется не идеальным, другого пока нет. Те люди, которые трудятся сейчас в больнице, – дело своё делают, других нет, да и не каждому это по силам... Не осуждаю родственников, которые отдают в такие заведения своих престарелых слабоумных родственников (тем более знаю, что некоторые из них регулярно посещают их и не оставляют без внимания)...» Важно, что мы утверждаемся в безусловной ценности каждого человека для Бога: «Слава Богу за продолжение практики в этом семестре, особенно за то, что разрешились мои сомнения по поводу ценности жизни людей, лишённых разума. Я рада, что смогла найти ответы в общении с ними. Я смогла просто быть рядом с людьми, независимо от того состояния, в котором они находились... меня поражало, что психически больные пациенты очень отзывались на уважительное отношение и говорили слова благодарности. Способность благодарить не зависит даже от способности адекватно соображать: человек не понимает, кто он, где он, даже не понимает своих вкусовых ощущений, но при этом понимает и воспринимает заботу о себе и испытывает и выражает благодарность... Человек разумный – это человек благодарящий...» И мы убеждаемся, что Господь может сделать нас милосерднее: «...Только в последние 3–4 посещения больницы у меня сложилось ощущение радости, внутреннего удовлетворения от служения, а в первые разы это было как из-под палки, с внутренним сердечным сопротивлением и ропотом. Слава Богу за этот интересный и уникальный опыт! Главное то, что Господь меняет нас, наше сердце, если мы готовы отвергнуть себя и пойти делать то, что угодно Ему. Это самый главный урок, который я вынес из каритативной практики на данный период времени. Посмотрим, что будет дальше...» И что самое удивительное, благодаря этой практике мы научаемся жить в Церкви, ведь «Церковь – это преодоление одиночества», и «Церковь, – как говорил С.И. Фудель, – стояние у Креста», а значит, и опыт Жизни, которую дарует нам Господь. Таким образом, каритативная практика помогает нам укрепляться в вере, соединять веру с жизнью, учит видеть в любом человеке образ Божий. А это даёт нам силы, вдохновение для жизни, учёбы и помощи страждущим. Юлия Антипина Кифа № 7 (193), июнь 2015 года |