«Важно привести человека не к какой-то идеологии, а ко Христу, Который приходящего к Нему не прогоняет вон» Интервью с участниками конференции по катехизации Что бы Вы посоветовали человеку, который обратился к Вам за советом в связи с тем, что он собирается вести длительную катехизацию, но не имеет опыта? О каких опасностях Вы его прежде всего предупредили бы, чем бы попытались вдохновить? Священник Георгий Видякин: В первую очередь священнику, который хочет начинать на своем приходе длительную катехизацию, важно понимать, что это не ликбез, не информирование о том, что произошло 2000 лет назад и о том, как верит церковь, а это в первую очередь передача веры тем людям, которые приходят креститься или стать крестными. А это уже процесс мистический, и рационально его сложно объяснить. Более того, точную методологию сложно описать. Так что, прежде всего, нужно иметь в виду эту главную цель и задачи катехизации. Во-вторых, необходимо иметь в своём сердце дерзновение предпринять это благое дело. Потому что мы очень часто видим священников, которые, казалось бы, всё понимают, имеют желание начать катехизацию, имеют все условия, хорошие отношения с правящим архиереем, но при этом не имеют дерзновения, боятся отпугнуть прихожан, боятся, что люди обидятся и больше к ним не придут, а пойдут в соседний приход. Боятся даже, может быть, потерять доход. Но, тем не менее, то, что дерзновения в сердцах священников сейчас мало, – это, конечно, факт. В-третьих, для того, чтобы начать длительную катехизацию, нужно хотеть общаться с людьми. Не просто приходить и с высоты своего сана, если это священник, или с высоты своих знаний, своего опыта, если это мирянин-катехизатор, им что-то вещать. А чувствовать обратную связь, видеть, что они действительно этим интересуются и, самое главное, что они возрастают в вере и укрепляются в желании жить в церкви. И если такая обратная связь будет, если получится хорошее общение между катехизатором и оглашаемыми, то велика вероятность того, что те оглашаемые, которые проходят катехизацию, останутся в том приходе, где они оглашались. Или в целом, вообще, останутся в церкви. Потому что большая проблема сейчас у тех, кто проходит эти пресловутые несколько бесед, в том, что они как в церковь не ходили, так и не ходят, и участие в таинстве крещения никак не меняет их жизнь. Так что священнику нужно иметь в уме, что он не просто «предоставляет духовную услугу» или «выполняет какие-то пожелания, за которые прихожане заплатили какую-то сумму», а, конечно же, вводит их в Церковь. Эта жизнь в Церкви, о которой сегодня почти никто уже не вспоминает в стандартных случаях проведения приходского оглашения, является очень важным условием. И если человека ввести в Церковь, показать ему красоту жизни во Христе, то, конечно же, крещение не станет для него просто каким-то рядовым событием, а будет тем, что определит всю его дальнейшую жизнь. У книжного киоска Самое главное, самое важное – это привести человека ко Христу. Бывают случаи, когда катехизатор (неважно, священник это или мирянин) представляет на катехизации тот вариант православия, который он сам знает, сам воспринял и который считает нормой. И именно к этому варианту православия он и приводит людей. Это может быть как какое-то «консервативное православие», так и «либеральное православие» – тут от перемены знаков суть не меняется. Поэтому важно привести человека не к какой-то идеологии, которая у тебя в уме и которую, может быть, ты любишь всей душой, но она при этом остается идеологией, а ко Христу, Который приходящего к Нему не прогоняет вон. Священник Андрей: Прежде всего, наверное, нужно уйти от ложных стереотипов. От роли всезнающего учителя, который готов с помощью хорошей технологии «наштамповать» новых христиан. Нужно уйти от технологической и образовательной парадигмы и осознать катехизацию как путь духовного развития, становления глубокого опыта жизни с Богом и в Боге, причём как путь не в одиночку, а вместе, в пространстве общения, единства. Этот путь имеет этапы, логику, но это не программа или технология. И перенять такой опыт по-настоящему возможно только прикоснувшись к его внутреннему содержанию, погрузившись в него. Поэтому единственное, что можно в таком случае предложить, – это прийти и посмотреть. Человек может услышать впечатления людей, которые пришли либо на миссионерские открытые встречи, либо потом на предоглашение, оглашение. После такого соприкосновения с живыми людьми уже хочется прийти и посмотреть и таким образом войти в некое пространство – пространство общения. Только тогда ты начинаешь чувствовать, что это такое. Иначе, вне этого пространства общения, ты всё равно будешь воспринимать длительную катехизацию как интересную и большую образовательную программу, может быть, даже захочется взять из неё интересный «кусочек», воспроизвести часть, желательно небольшую, «ведь люди, конечно, не потянут» длительный процесс. Поэтому важно, чтобы такой человек опытно соприкоснулся и с людьми и вживую приобщился пути полноценной катехизации. Священник Игорь Кузьмин: Мне трудно себе представить, чтобы человек, который не имеет представления о катехизации, вдруг задумался над тем, чтобы ему проводить длительную катехизацию. Это для меня абсолютно абстрактно звучит, честное слово. Мне кажется, начинается всё с того, что у священника пробуждается совесть, и он понимает, что то, как он служит, то, как он совершает крещение, не соответствует по духу своему и по смыслу своему тому, чем крещение должно быть. А оно должно быть возрождением в новую жизнь. Если у него возникает такое чувство, то он должен мучиться вопросом – как мне изменить жизнь? Представьте, что он вас найдет в этих поисках и спросит, что делать. Вот если найдет и спросит, тогда я могу чем-то поделиться. Мы можем, наверно, что-то попробовать делать вместе. Я с удовольствием поделюсь тем, что я имею. То есть тут советы можно давать только в совместном практическом делании? Никаких умозрительных советов дать нельзя? Да. Какие могут быть умозрительные советы? Нет таких. Священник Виктор: Прежде всего я бы задал ему вопрос: зачем вообще ему это нужно? Ответ на этот вопрос для меня принципиально важен. Я ни в коем случае не схвачусь за саму идею длительной катехизации. Мне важно, какой будет смысл внесён в это понятие. И уже дальше надо будет смотреть, что это – трезвенное понимание или что-то другое? Были моменты, когда священник хочет вести длительную катехизацию, но с какими-то своими собственными, на глубине своей совершенно нецерковными мотивами, которые никак не приведут эту группу к воцерковлению, а скорее разрушат то, что есть. К сожалению, таких примеров достаточно. Вот, например, батюшка говорит: «Давайте оглашать!» А для чего? – «Ну вот у меня храм разваливается, средств не хватает, а люди огласятся и будут помогать храму». Всё! Совершенно ложный, корыстный мотив. И он разрушит всё доброе начинание. Можно, конечно, что-то пытаться изменить, но ведь этот священник всё равно будет в оглашение так или иначе вмешиваться. Он же всё испортит! Поэтому мне принципиально важно выяснить мотив. И скорее всего, как ни грустно это осознавать, этот мотив вряд ли будет до конца верный. (О причинах этого надо говорить отдельно.) Поэтому, прежде чем говорить о начале длительной катехизации, я попытался бы в самом вопрошающем что-то поменять, ему как-то помочь. И в любом случае не торопиться. Может быть, познакомить его с теми, кто уже прошёл оглашение, чтобы прозвучало свидетельство о том, что же это такое. Прежде чем начинать длительную катехизацию, человек должен всё-таки иметь церковный мотив. Вот в этом надо ему помочь. И было бы вообще замечательно, если бы этот человек сам прошёл оглашение, чтобы получить реальный опыт. Это не означает, что этому человеку чего-то не хватает, и ему нужно оглашаться. Нет! Это может быть замечательный, глубоко церковный человек. Но пройти самому путь, который он будет предлагать другим, было бы достаточно честно с его стороны. И по правде говоря, в нашем с ним общении я подспудно именно эту цель бы и преследовал. Конечно, есть различные варианты участия в оглашении. Можно и со стороны посмотреть на то, как ведётся длительная катехизация опытным катехизатором. Но, на мой взгляд, самый лучший вариант – когда человек сам пройдёт полноценное нормальное (и никакое оно вовсе не длительное) оглашение. И всё ему станет понятно, и станем мы с ним разговаривать на одном языке. Вот тогда и в путь! Евгений Романов, катехизатор: Катехизатора подстерегает много опасностей, прежде всего зазнайство. Человек очень легко может вознестись, впасть в гордость – этого стоит всегда опасаться. С любым человеком следует всегда держаться на равных, в то же время, конечно, быть старшим для тех, кого оглашаешь, но это старшинство не превращать ни в коем случае в лидерство. Обязательно такое условие: нужно дать человеку высказаться до конца, ни в коем случае не перебивать; потом уже можно, если он не туда пошёл, поправить. Всегда надо уважать чужое мнение, следовать заповедям, Евангелию – быть человеком, быть на равных – и всё нормально пойдёт. Главное – любить человека. Если этого не будет, не будет даже элементарного уважения, то на оглашаемом можно будет поставить крест, потому что рано или поздно это почувствуется. Оглашение без любви к людям – это подмена. Потому что оглашение, как сегодня один из батюшек заметил, построено на общении между оглашаемыми, на отношении дружбы, на уважении чужого мнения. А дальше, когда они становятся уже тесной группой, начинается подлинная Божеская любовь – агапэ (дружеская – филио). Самое важное – именно этому самому научиться. Любое оглашение - это взаимообратная связь: не только оглашаемые оглашаются, ты и сам с ними проходишь каждый раз оглашение и даже покаяние... И это взаимопонимание – то, что они чувствуют, ты сам чувствуешь. У них какие-то достижения или, наоборот, какие-то поражения идут – ты это уже как своё воспринимаешь. Наверное, это как отношение родителей с детьми. И без этого никак. Беседовали Александра Колымагина, Анастасия Наконечная Кифа № 7 (193), июнь 2015 года Еще статьи по этой теме: «Мы между собой шутили, что конференция называется "трудные вопросы катехизации", а на самом деле надо было назвать её "трудные ответы"». Интервью с членами оргкомитета конференции «Длительная катехизация сегодня» >> «Катехизатор должен жить тем, о чём говорит». Интервью с участниками конференции по катехизации >> Три дня работы, размышлений, общения и вдохновения. Как прошла конференция «Длительная катехизация сегодня» >> Свет жизни. Из проповеди священника Георгия Кочеткова на Утрене в день открытия конференции «Длительная катехизация сегодня» >> Как узнать, что можно сокращать во время катехизации, а чего нельзя: интервью с ректором СФИ профессором священником Георгием Кочетковым >> К оглашению имели непосредственное отношение не только священники и миряне, но и епископы: интервью с проректором СФИ Д.С. Гасаком >> Все проблемы были рабочими: интервью с Александром Копировским >> Катехизация – это не церковно-богословский ликбез, а таинство пути из мира сего в мир Божий: интервью с членом Межсоборного присутствия Давидом Гзгзяном>> Длительная катехизация – это то, что для церкви сейчас по-настоящему «горячо»: интервью с председателем оргкомитета конференции Владимиром Якунцевым >> Длительность оглашения – не волюнтаристское, а соборное решение: интервью с Олегом Глаголевым >> |