«Все хорошие люди в России как-то были связаны друг с другом» 26 мая в Архангельске в пространстве выставки «Подвиг жизни» состоялась встреча с Юлией Балакшиной, канд. филол. наук, магистром богословия, доцентом РГПУ им. Герцена, преподавателем кафедры церковно-исторических дисциплин Свято-Филаретовского православно-христианского института, автором книги «Братство ревнителей церковного обновления (группа "32-х" петербургских священников), 1903–1907: Документальная история и культурный контекст». Это исследование уже было названо «настоящим церковным открытием», «удивительно добротной книгой, яркой, обаятельной», в которой создана «исторически объективная картина», позволяющая утверждать, что «нет никакой генетической связи между группой "32-х" и обновленчеством». Автор – землячка собравшихся на встречу архангелогородцев, поэтому в презентации, прошедшей в визит-центре Кенозерского национального парка, участвовали бывшие ученики Юлии Валентиновны из лицея № 19 г. Архангельска и преподаватели Северного Арктического федерального университета им. М.В. Ломоносова, друзья, коллеги и, конечно, что особенно дорого, её родители – Валентин Павлович и Лилия Ильинична, а также студенты Свято-Филаретовского института и прихожане разных храмов Архангельска. Встреча была организована членами Преображенского братства при содействии Культурно-просветительского фонда «Сретение». Юлия Валентиновна в своём слове рассказала, с чего началось исследование: – Мне посоветовали, поскольку я жила в Петербурге, заняться исследованием жизни петербургского священника отца Иоанна Егорова. О нём в среде питерского духовенства сохранилось предание, что это был, безусловно, святой человек. Когда я начинала им заниматься, не было известно, что он создал в Петербурге в начале века братство, которое называлось «Братство Святого Креста». И вот началась архивная работа, и стало понятно, что сам по себе отец Иоанн Егоров человек замечательный и незаурядный, его окружал целый ряд друзей, единомышленников, которые так же, как и он, ратовали о возрождении жизни Русской православной церкви. Выяснилось, что он входил в группу, которая называлась «группа 32 петербургских священников». Мне было интересно исследовать не только само явление, но и понять, кто они – эти замечательные молодые люди? Почему они дерзнули сказать такое слово в жизни нашей церкви, что оно стало очень громким, очень значимым, по крайне мере в начале века. По словам Юлии Балакшиной, в России дружеский круг – явление чрезвычайно ценное и порождающее творческие инициативы. И история, о которой она писала, – именно о маленьком дружеском кружке из 4–5 приятелей-законоучителей, которые собирались и размышляли о том, как изменить систему преподавания Закона Божьего. Настоящим чудом была находка папки с письмами К. Аггеева другу – Павлу Кудрявцеву, которая сорок лет ждала своего часа. После событий Кровавого воскресенья 1905г. в адрес церкви начали звучать вопросы: почему она никак не реагирует на то, что происходит в стране? почему нет адекватного ответа на эту историческую ситуацию? Перед духовенством столицы встал вопрос: как быть, когда история требует ответа церкви? Для героев книги было принципиально важно, что церковь должна безбоязненно исповедовать истину перед высшими и перед низшими. Кто-то должен нести в жизнь эту высшую правду. Если церковь этого не сделает, то тогда жизнь общества погрязнет в этой стихии и революционном хаосе. Они заговорили о том, что для того, чтобы голос церкви был услышан, чтобы она имела авторитет в обществе, церковь должна быть свободна от опеки государства. Движение, которое они сумели создать в Русской церкви, было переломным для жизни всего общества той эпохи потому, что они говорили о необходимости созыва Поместного собора, о восстановлении соборности на всех уровнях церковной жизни, о праве и ответственности мирян участвовать в жизни церкви, о восстановлении в церкви выборного начала. И наконец, они поставили вопрос об отношении церкви к культуре: начали диалог с ней, и он оказался чрезвычайно продуктивным. Во многом то, что они сделали, подготовило тот религиозно-философский ренессанс, который связан с первой волной русской эмиграции. Созвездие русских религиозных философов, которые составляли мировую славу русской культуры и русской религиозной мысли: о. Сергий Булгаков, Н.А. Бердяев, о. Георгий Флоровский были подготовлены в этих кружках. Отец Сергий, Н. Бердяев, П. Струве были просто личными друзьями о. Константина Аггеева. Почему герои этой книги могут сегодня быть нам важны, дороги и интересны? Это сами по себе личности. На фоне революционных процессов остаться самим собой, сохранить своё достоинство, свой путь, индивидуальную судьбу требовало большого мужества, и эти люди смогли это сделать. В их жизни была подлинная и очень глубокая вера. Они опирались не на обезличивающее «мы», а на опыт стояния перед Богом, перед Христом. Многие из них впоследствии стали собирателями общин и братств. Судьба многих из них после революции трагична. Эта книга ещё и долг памяти по отношению к этим людям и той судьбе, которую они прожили и нам оставили в наследство. В ходе встречи прозвучали размышления присутствующих о книге и вопросы к автору. Сергей Машьянов, председатель Культурно-просветительского фонда «Сретение», сказал: – Я думаю, что эта книга будет интересна и священникам, и епископам, чтобы вместе подумать, как сделать так, чтобы церковь стала предвестием Царства Божьего на земле, чтобы слово церкви было весомо для каждого человека, независимо от его чина и социального положения. По мнению Ольги Пунановой, выпускницы Свято-Филаретовского института, ценность книги в том, что она утверждает: «...человек в истории не является пешкой, его долг – отвечать за время, в которое он живёт, не только быть внимательным и сострадательным к происходящему, но мирно что-то созидать». Елена Селиверстова, студентка СФИ, сказала, что для неё стала неожиданной встреча на страницах книги с именем Николая Неплюева: о. Константин Аггеев в письме к Кудрявцеву пишет о встрече с Н.Н. Неплюевым, который спонсировал их журнал. На это Юлия Балакшина отметила, что для неё самой было приятной неожиданностью, когда она читала машинопись писем и вдруг наткнулась на имя Неплюева: – Все хорошие люди в России как-то были связаны друг с другом, и это приятно. Николай Неплюев создавал Всероссийское братство и поддержку нашёл среди кружка, о котором я пишу, и среди Содружества учащейся молодёжи. Прозвучало размышление одного из гостей о том, что в этой книге мы можем почувствовать духовное родство с теми людьми, жившими более 100 лет назад, и нужно только понять, что они хотят нам сказать. Это серьёзный вызов, который сейчас стоит перед церковью, перед нашей страной, потому что буквально до деталей вызовы и опасности, существовавшие тогда, повторяются и сейчас. В финале встречи автору был задан вопрос: «Как Вы формулируете для себя главное послание, с которым герои этой книги обращаются к нам?» Юлия Валентиновна ответила: – У меня есть любимые слова из их обращения, которые я считаю их манифестом и посланием: «Только церковь, свободная в исповедании полноты своего самосознания, во внутреннем строе своём, в служении слова своего, в управлении всех дел своих и всего ей вверенного, только свободно самоуправляющаяся церковь может поддерживать в совокупности чад своих полную сыновью чистую веру в себя и вполне обладать необходимым для осуществления её высокого божественного призвания голосом, от которого горели бы человеческие сердца». Надежда Макурина Фото Александра Копеина Кифа № 7 (193), июнь 2015 года |