От составителейгерб Санкт-Петербурга Петербургская епархия со времени своего образования всегда имела некоторые особенности. Одной из них стало широкое распространение братского движения, воспринимавшегося не как одна из организационных форм, а как поиск полноты и подлинности христианской жизни (что может показаться удивительным для холодной имперской столицы). Священник Александр Гумилевский, основоположник этого движения, в 1861 году писал: «Современные братства только принимают название "братства", но мало заботятся о возрождении духа братства, заповеданного Спасителем. Мы должны заботиться о том, как воскресить в народе нашем дух истинно братской любви к своим собратьям, а не о том, как сформировать то или иное общество...» К 1917 году в городе было несколько десятков братств. Однако подлинный всплеск братского движения произошёл после революции: в эпоху разрушения всего и вся многие миряне принимали на себя ответственность за церковь, стремясь защитить её от поругания и уничтожения. Начиная с защиты церковных стен, братства, углубляясь в единении и устроении жизни по Евангелию, вскоре приходили к пониманию, что защищать нужно прежде всего само братское общение. Почти 100 лет назад в Петербурге был основан Союз православных братств. Многие братчики погибли в 1920-1930-е годы, последним из членов Союза в 1932 году было окончательно разгромлено Александро-Невское братство. Но память о братской жизни сохранялась вплоть до отмены антицерковных законов в конце 1980-х и возникновения новых, пусть пока немногочисленных и немощных, братств. В этом номере «Регионов» мы расскажем об истории и о современной жизни братского движения Петербурга. Юлия Балакшина, Анастасия Наконечная Кифа № 6 (192), май 2015 года |