Что означает слово «гордость» Открытую встречу ведет катехизатор Александр Архангельский Добрый день, дорогие друзья! Сегодня тема нашего разговора «Христианство в современном мире». Христианская жизнь всегда была связана с верой в Бога и человека. Если человек верит в Бога, но не верит в человека, он очень быстро теряет веру и в Бога. А если верит в человека, но не верит в Бога, то быстро теряет веру в человека, потому что если в пространстве жизни человека нет Бога, то для него другой человек часто со временем превращается в средство. Если кто-то считает себя личностью, но при этом унижает другого, тем самым он всегда разрушает себя, попирает Образ Божий в себе, а через это теряет веру в собственное достоинство. Здесь нужно сказать кое-что о гордости. Под этим словом скрываются два очень разных, почти противоположных понятия, которые часто путают: когда человек произносит слово «гордость», он подразумевает либо (в негативном смысле слова) «гордыню», либо (в положительном смысле) «достоинство». Чем отличается достоинство от гордыни? Достоинство – это то, что дается человеку свыше. И когда он понимает это, принимает и пытается до него дорасти, он понимает и то, что у другого человека тоже есть достоинство, которое требует уважения. Акцент в этих отношениях стоит на том, чтобы это достоинство осознать, научиться его хранить. А если человек это измерение, отношение с Тем, Кто дарует человеку это достоинство, теряет, то соотносить свои представления он будет уже не с абсолютным, вечным, Божьим, а с временным, относительным, человеческим. У человека сохраняется духовная память о том, что он должен расти, развиваться, но «точкой отсчета» будет уже не Бог, не Его призвание. И если человек видит, что у него не получается быть «выше и лучше», то он часто начинает добиваться превосходства не за счет своего духовного роста, а за счет унижения других людей. Появляется надменность, гордыня. Такой сбой системы координат приводит к тому, что человек разрушается. Если мы любим человека (не важно, кого – мужа, жену, детей, родителей, друга), то наши отношения будут углубляться всегда, когда будет уважение, когда человек будет понимать, что перед ним личность, а не предмет, который можно заставить что-то делать. Почему так часто бывает, что чем старше человек, тем меньше у него друзей, а когда человек молодой, то друзей у него много, они даются как бы даром? Потому что часто человек не вкладывается в эти отношения, которые требуют труда и углубления отношений. Что значит углублять отношения? Друг вроде и вчера был такой, как сегодня, и позавчера. Но это не так, человек живет, каждый день возникают какие-то новые вопросы, новые духовные задачи. И если другой человек не готов совершить с ним это «путешествие», то очень легко потерять интерес друг ко другу и взаимопонимание. Это «естественный» процесс, согласно второму закону термодинамики, энтропия, хаос нарастает. Никто никому не верит, все друг другу чужие, люди разъединены, разрушены, разделены... Это закон замкнутой системы вне действия благодати. Для того чтобы было по-другому, требуется осознание этого, требуется размышление, требуется путь вперед и вверх. Надо понять, кто я, зачем я, куда я иду, что я делаю? Таких «почему» очень много. Христианство знает, что на все это нужны силы. И своих сил почти никогда не хватает. На то, чтобы верить в другого человека, нужны силы. Есть такие слова в Евангелии, которые, с одной стороны, притягивают, а с другой стороны, всегда вызывают много вопросов. Про щеку помните? «Подставь другую щеку»? У людей зачастую возникает такая ассоциация: тебя обманули – подставь другую щеку, потом – третью, четвертую... и вот это и есть христианская жизнь. Нет, это не христианская жизнь. Потому что «подставь другую щеку» действует только тогда, когда ты веришь в другого человека, веришь, что в нем есть сила не поступить «автоматически», бездумно. У меня есть друг, христианин, катехизатор, который раньше был боксером. Много лет назад, до того как он стал христианином, он разговаривал с одним человеком, и ему показалось, что этот человек его оскорбляет, он его ударил и челюсть ему сломал. А потом оказалось, что тот человек имел в виду совсем другое. И это моего знакомого потрясло! Он вдруг понял, что в нём навык – сразу бить – действует раньше, чем начинает думать его голова. Потом он прикладывал большие усилия, чтобы этот навык не так быстро действовал. Согласитесь, что в нас часто действует похожий навык: если не кулаком, то иногда словом можно так ударить человека... Поэтому «подставить другую щеку» – это некий навык не отвечать сразу злом на зло. Задача не в том, чтобы тебя не затоптали, не смешали с грязью, а в том, чтобы у другого человека был шанс проявить в ответ и себя по-человечески. Это акт доверия и любви. Но для этого нужна сила. Быть доброжелательным, когда тебя унижают, очень тяжело. Это невозможно сделать просто от любви к этому человеку. Но если мы хотим углубления отношений, очень важно поменять местами две вещи. В мире сем часто на зло люди закрывают глаза, а злодея начинают ненавидеть и осуждать. Христианство учит ненавидеть не человека, а зло, а самого человека любить и верить в него. Только так можно помочь человеку преодолеть зло внутри себя. Например, если человек делает зло, мы часто думаем: ну ладно, он может кого-то унижать, оскорблять, мало ли что, ведь человек выражает свои чувства. Но при этом самому человеку мы можем не верить и его осуждать. Что значит осуждать? Это значит выносить суд: «он такой был, он такой есть, с ним ничего не произойдет и до конца своей жизни он будет таким». Но христианин не может так жить. Христианин должен это менять. Он учится человека любить, учится различать образ Божий в человеке, но при этом любому безобразию, которое исходит от человека, ставить преграду, границу. Христианин учится выступать на стороне человека против зла, которое действует в человеке. В человеке всегда идет борьба, в нём всегда есть два начала – духовное, личностное и недуховное, природное, стихийное, находящееся под прессингом зла. Что в человеке возьмет верх? Личность, то, что связано с его призванием, с его творческим началом, с его свободой, с осознанием, кто он и для чего живет – или то начало, что стремится вкуснее поесть, подольше поспать или потеплее где-то устроиться часто в ущерб тому, к чему человек призван? Эта борьба в человеке идет всегда. И если мы действительно любим человека, то очень важно поддерживать тот образ Божий, который в нем есть. ...Есть такое выражение: «инициатива наказуема». Инициатива у человека рождается из его творческого потенциала. Что такое творчество? Это рождение новых смыслов, новых форм, новых целей. Животное не может рождать новые смыслы и цели: попробуйте представить кошку, которая решила заниматься творчеством. Инициатива рождается тогда, когда внутри есть что-то, что невозможно остановить. Если повар режет морковку так, как ему показали в училище, не вкладывает в это действие сердца, то ему морковка очень быстро станет противна. Если же он режет её с желанием сделать красиво, необычно, создать праздник, то все, к чему он прикасается, будет превращаться в праздник. И так любое дело. Человек, который строит дом, может наделать типовых коробок и застроить огромное количество городов этими серыми коробками. А человек, которому не все равно, будет думать как сделать красиво, и будет искать краски, чтобы раскрасить серый дом какой-нибудь радугой, чтобы глаз не «спотыкался» об эту серость. Творческий импульс просто так в человеке не возникает, и если его нет, то человек часто понимает это как свою беду. А если он рождается, то это дает человеку испытать то, что называется вдохновением. Любой творческий человек знает, что такое вдохновение. И знает, чем оно отличается от воодушевления: воодушевление – это душевное качество, эмоция, вдохновение – это то, что от Духа. Воодушевление может ограничиться словами, а у вдохновения всегда есть плод. Для того чтобы все эти качества, о которых мы сейчас говорим, – открытость, доверие, умение прощать, умение верить в человека, творческая инициатива – в жизни человека появились, ему нужно совершать очень простые и очень действенные вещи. Не требуется делать ничего безумного или невозможного. Человеку в своей жизни очень важно найти какие-то внутренние опоры. Для того чтобы сделать шаг вперед и вверх, совершить созидательный поступок он, во-первых, должен понять, в какой системе координат он существует, понять, куда он идет, зачем он туда идет. До появления монотеизма у человека не было представления о линейном времени. В языческой мифологической картине мира время было (да и сейчас остается у современных язычников) цикличным, нелинейным. Представление о линейном времени возникло тогда, когда в сознании человека, в его жизни появляется Тот, Кто дает человеку путь – начало пути и его цель, возможность к этой цели пройти от начала до конца. Появляется смысл этого пути. И человек идет по этому пути не один. Сейчас мы живём во времена, когда потеряны такие важные вещи, как мужество и солидарность. Я как-то обратил внимание на цыганок, которые на Курском вокзале с 8 утра до 8:30 «потрошили» карманы пассажиров несколько лет назад. Они разработали очень интересную технологию. В это время у милиции (как мне объяснили) была пересменка, построение, отдание чести друг другу и прочие важные процедуры. Во время этих процедур на вокзале не было ни одно милиционера. В эти полчаса приходило 4 электрички, цыганкам этого вполне хватало. Они шли цепочкой, медленней, чем скорость людского потока. Они смотрели на сумки людей, если они видели, что сумочка хорошая, что хозяин на сумочку не обращает внимания, то они подстраивались к этому человеку и шли с ним до турникета, где скапливалась большая очередь. В этой толпе они начинали «потрошить» сумки. И сразу стало видно очень интересную вещь: если кто-то замечал, что лезут к соседу, то очень часто он отворачивался, как бы не замечая. А если кто-то вдруг хватал воровку за руку, пытался позвать на помощь, то все в разные стороны разбегались. Простейшая вещь: сегодня лезут к соседу – я делаю вид, что я не вижу. Завтра лезут ко мне, а мне не к кому обратиться, потому что сосед не хочет проблем. Все это, если посмотреть на историю нашего народа, было не очень характерно для нашего общества. Трусость и отсутствие солидарности – эти качества в нашем народе не всегда имели такую яркую выраженность. С одной стороны, конечно, такое бывало во все времена, но сейчас это приобрело совсем крайние проявления. Каждый, кто в такую ситуацию попадал, чувствует, что так жить нельзя. Так жить не хорошо. Или вот еще то, что называется потерей уважения. Я как-то слышал разговор «зайца» и кондуктора. «Заяц» перепрыгнул турникет, а контролёр его поймал, и у них состоялся очень содержательный разговор минут на 10-15: «Ты чё?» – «А ты чё?» «Ты вообще кто?» – «А ты кто?» «Да ты сам никто» – «Да нет, это ты никто». Вот такое содержание, понимаете? Кто ты? Ты – никто! А ты кто? И ты – никто. И вот эти двое «никто» пытаются поговорить друг с другом. Когда у одного человека нет уважения к другому – это то, на чем ничего серьёзного не построишь. И эти вещи просто так не исправляются. Все самые значимые проблемы жизни человека лежат в духовной области. Все самые больные вопросы, которые больше всего человека мучают, это не вопросы «поесть, поспать» – это вопросы «предал – не предал», «верный – неверный», «любит – не любит», «сохранил честь или достоинство или нет», «унизили или поддержали». Именно они, как правило, для человека являются самыми важными. Есть такое слово – «обстоятельства». Очень часто человек из-за различных «обстоятельств» теряет что-то очень важное в своей жизни. Но нужно отчётливо различать кто кому хозяин: обстоятельства хозяева жизни человека или человек – хозяин обстоятельств. Человек, который говорит: «Ой, у меня обстоятельства, у меня дача, у меня работа...» – по-настоящему верующим и верным быть не может. В нашем языке слова «верующий» и «верный» разошлись, а во многих языках это одно слово. Если ты верный, значит, ты верующий, если ты неверный, значит, никакой ты не верующий. По-настоящему выстроить свои отношения с Богом и по-настоящему жить духовной жизнью может всегда только человек свободный, только тот, кто сам строит свою жизнь, кто понимает, кто он, что он, зачем он. Человек, который может позволить себе строить свою жизнь так, чтобы главное было на первом месте, чтобы основное было в самом центре его жизни. И от этого он будет уже выстраивать всё остальное в своей жизни. А у нас очень часто жизнь устроена таким образом, что главное оказывается где-то на периферии. Годы идут, ты крутишься и крутишься, а в глубине души понимаешь, что то, что с тобой происходит, вроде как на жизнь и не похоже, что чего-то главного в ней нет. Это происходит тогда, когда человек от главного в своей жизни отказывается. А импульс, сила, вдохновение появляются только тогда, когда человек этому импульсу, этому вдохновению открывает своё сердце. Если человек закрыт для Бога, то Бог не будет насиловать человека. В Священном писании есть такие слова о том, как Бог действует в жизни человека и уважительно относится к его свободе: «Льна курящегося не угасит, и трости надломленной не переломит». Если есть в человеке что-то нежное, живое, то Бог всегда поможет и поддержит это, но это потребует от человека открытости и некоего шага навстречу Богу. Всегда есть то, что Господь открывает человеку, и то, что человек стремится о Нем узнать. Жизнь человека тогда начинает наполняться смыслом и духом, когда эти два направления встречаются. А если человек ищет где попало и ему всё равно, что откроет ему Господь, то он промахивается. И если Господь пытается человеку что-то сказать, но человек не ищет встречи с Ним, то ничего и не происходит. Вопросы и ответы Вы употребили слово «язычество». Как Вы его понимаете? Слово «язычество» происходит от слова «народ» – по-славянски «язык», т.е. это народная вера. Язычество – это та религиозная система, которая у человека возникает всегда, если человек не воспитан в вере в Единого Бога. Как сорняк: если забросить поле, не засеивать его пшеницей, не поливать, не вскапывать, то вырастет то, что вырастет – сорняк. И язычество – это то, что вырастает там, где нет культуры передачи живой веры в Бога, предания, традиции. То есть это то, что растет само собой. В язычестве всегда есть отношения с обожествляемыми тварными силами по принципу торга – «ты мне – я тебе», когда человек думает, что он может от божества получить. Языческое потребительское отношение может быть к Богу, к вере и у человека, который называет себя христианином. Христианское отношение опирается на опыт общения, когда ты впускаешь Бога в свою жизнь, и Он может в ней действовать. А языческое отношение – это когда хочется поставить свечку потолще, чтобы эффект был погуще. Такая вера всегда «меновая». Она может быть в шаманизме, может быть в очень «высоком» греческом, египетском язычестве. Это некоторая попытка управлять стихиями мира сего. Религиоведение в ХХ веке открыло, что любое самое примитивное племя знает, что есть Бог Творец (хоть в Австралии, хоть в Африке, хоть в Южной Америке). Но общение с Ним чаще всего в этих племенах табуировано (табу – это немотивированный запрет). К Нему обращаться нельзя, почему – неважно. Можно обращаться к силам мира сего, к энергиям. Танцы около костра – это попытка определенными ритмами вогнать человека в определенное состояние и разбудить эти стихийные энергии. И что происходит? В человеке личностное начало уходит, а стихийное вырывается наружу. Все эти стихийные энергии создают ощущение свободы. Не дают свободу, не освобождают, а дают ощущение. За счет чего? В человеке существуют различные нравственные, моральные ограничения: человек не позволяет себе того, того и того, потому что он человек. Но когда эти ограничения снимаются, то энергии начинают вырываться из человека, у него возникает ощущение свободы, драйва жизни. Футбольные болельщики, кстати, действуют по этому же принципу событийно-религиозного сознания, где важна принадлежность к чему-то большему, значительному, какому-то важному сообществу. Через это утверждается собственная значимость, какой-то смысл жизни появляется. Языческие культы направлены не к Богу. Даже когда при этом человек говорит про Бога, в действительности ему Сам Бог не интересен. Ему интересно то, что Бог дает. Язычество – пространство этого мира. Здесь оно разнообразно, очень разнообразно. Но его принцип всегда – «ты мне, я тебе», и это договор не с Богом, а с силами этого мира. Человеку часто трудно перед Богом БЫТЬ, он прячется от Бога, поэтому он часто осмысляет свою жизнь через то, что ИМЕЕТ. Я имею работу, дом, семью, значит я ЕСТЬ. Но таким образом человек себя теряет, перестает ощущать. Человек живет в этом мире и привыкает смотреть на себя в третьем лице, думать о себе в третьем лице, в категории «он»: «Как я выгляжу, что обо мне думают, какая у меня работа, какая у меня машина?» Видеть себя в категории «я» можно лишь в общении с другим человеком, с близким другом, с Богом или с Божьим творением – это переживание часто проявляется в горах или в других очень красивых местах. Вот в Библии написано, что Бог создал человека по Своему образу и подобию. Нет, не так. Задумал по образу и подобию, а создал по образу. Это принципиальное значение имеет. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.» (Быт 1:26-27) Создал по образу, но не по подобию. То есть получается, смысл жизни человека – стать подобным Богу? Да. Образ дается как потенциал, как семя, как возможность, а подобие – это то, что человек делает с этим образом, как он воплощает этот образ. Подобие – результат совместного сотворчества, соработничества человека и Бога. Подобие – то, что требует духовного труда. Человек создан с возможностью раскрыть свое богоподобие, духовное начало. И это качество богоподобности выражается в том, что человек может быть свободен, творить, любить, как Бог. Человек может выбирать путь к Богу, он может выбирать путь не с Богом. Человек может свой творческий потенциал реализовывать, его жизнь ему дана как творческий процесс, т. е. он что-то делает со своей жизнью. Образ Божий – это то, ради чего человек сам ничего не сделал, палец о палец не ударил, то, что просто ему Господь дал, подарил. Просто потому, что любит человека. Но человек не робот, чтобы все принимать уже в готовом виде и не иметь возможности по-разному эти дары принять и по-разному их развить. Седьмой день творения, день «покоя» Божия, помните, зачем нужен? Слово «день» – «йом» не просто день в 24 часа, это слово означает день, период, эпоху, время, данное человеку, чтобы он мог реализовать свое богоподобие, стать настоящим человеком. Каждому из нас это время дано. Посмотрим, что получится в результате. Кифа № 10 (180), август 2014 года |