Сегодня назрела острая необходимость в катехизации Интервью с Николаем Фуштеем, катехизатором церковно-приходской школы при Свято-Дмитровском храме Кишинёва Николай Фуштей Исходя из Вашего многолетнего опыта в качестве катехизатора, расскажите, пожалуйста, о плодах длительного совместного научения людей в группах. Рождает ли катехизация в тех, кто проходил оглашение в одной группе, и по окончании курса желание не терять друг друга, делать что-то вместе для Бога и для Церкви? Это особенно заметно в тех, кто являются прихожанами Дмитровского храма. Практически путем катехизации и создается община. Вот посмотрите, люди после занятия не расходятся (показывает на группу оживленно беседующих во дворе храма), разговаривают. Им есть о чем беседовать друг с другом. Они уже знают о жизни друг друга, помогают друг другу. Вот ребенок у кого-то родился, надо прийти помочь, или проблемы какие-то, вот день рождения, давайте купим от нас цветы, поздравим. У них появились общие интересы. Не просто пришел, помолился и ушел. А пришел, помолился, а после пообщался с людьми, осмотрелся вокруг. Может быть, кому-то нужна моя помощь, и если нужна - пошел и помог. Люди сплачиваются, и эта сплоченность остается и после молитвы, после литургии. Думаю, что если работать ежедневно, ежечасно, то можно создать живой организм, живую общину. То, чего нам, к сожалению, остро не хватает. Мы пришли в храм и ушли, не знаем, кто рядом молится, не знаем никого. И это ненормально. Мне думается, что через катехизацию можно эту проблему решить, особенно через катехизацию взрослых. От детей еще трудно ожидать чего-то осознанного, они пока во всем видят игру. Взрослые же после 16-17 лет начинают подходить к этому ответственно. Содержание общения меняется. Люди говорят уже не о футболе или о конкурсе «Евровидение», а о вещах, связанных с верой и Церковью, со спасением. И на вопросы других людей они уже могут дать компетентный церковный ответ, а не говорить то, что им кажется. Те, кто проходят катехизацию, сами удивляются, сравнивая себя в начале курса и по мере научения. Какая большая разница между тем, во что верили вначале, и тем, что составляет настоящее учение Церкви! У них до научения обычно бывает больше суеверия, чем веры. Радостно, когда человек начинает думать, размышлять. На уроках я стараюсь их больше расшевелить, задать вопрос: «А как тебе кажется?» Лучше пусть здесь выскажется неправильно, ведь мы поможем, поправим. Хуже, если человек будет продолжать думать неправильно и эту неправду распространять вокруг. Очень важно задавать вопросы: «Что ты думаешь? Почему? А правильно ли ты думаешь?» Чтобы научить человека опираться не просто на «мне кажется», а на то, что говорят Священное Писание, Церковь, православные догматы. Было ли в Вашем опыте, что люди по окончании одного курса просят продолжения? Да, некоторые по три курса проходят. На занятиях я прошу их помолчать, если спрашиваю о пройденном ими ранее материале, и дать возможность ответить тем, кто впервые это изучает. Иногда я их тоже экзаменую - спрашиваю о том, что они три раза слышали и насколько качественно усвоили. Существуют ли экзамены? Иногда предлагаю контрольные работы - без предупреждения. Из практического опыта я понял, что лучше заранее не объявлять о таких проверочных работах и опросах, потому что многие боятся и не приходят (смеется). Я им говорю: «Почему вы боитесь меня? Бойтесь Бога! Вы перед Ним будете отвечать за то, что не знаете ответ на вопрос. Мой вопрос - это полбеды, а вот если вы не ответите на вопрос, который жизнь вам поставит, тогда будет больно». Мы видели Вашу книгу, написанную специально для таких занятий «Creştinismul pe înţelesul tuturor» («Христианство для каждого»). На какие источники Вы опирались, труды каких духовных учителей вдохновили Вас? В книге есть ссылки на источники. Учителей катехизации у меня не было, но были книги. Благо, я жил на территории академии, и там была библиотека. По книгам я писал небольшие конспекты по темам, из которых потом сложились темы уроков, и этот материал постепенно накапливался. План уроков основан на Символе веры, на объяснении каждого из его двенадцати членов. Конечно, есть известный катехизис, который изучается в семинарии, и он объясняет Символ веры. Но он слишком нудный, и для народа непонятный, тем более в XXI веке. Сегодня нужен другой язык, современный. Да и объяснения нужны другие. Например, когда говоришь о двойственной природе во Христе - Боге и Человеке. Свидетели Иеговы не верят в Богочеловечество Христа, а считают Его просто человеком. И я привожу пример, что в нашем материальном мире есть вещи или феномены несопоставимые. Есть вещество, и есть энергия. Две разных формы существования материи. И, как будто, не может быть один объект одновременно и энергией, и веществом. Однако, может. Например, свет, у которого двойственная природа - волновая и корпускулярная. Свет ведет себя как частица, фотон, и в то же время, как волна. Этого по обыкновенному логическому мышлению не может быть. А ведь может! Почему же мы отказываем Христу быть одновременно Богом и Человеком? Только потому, что не можем вместить? Или если говорить о вере в Троицу. Приведу пример: может ли быть 1+1+1=1? Очень может быть, даже в нашем мире! Есть натуральный ряд чисел, а есть комплексные числа. В ряду натуральных чисел такого быть не может. Там всегда 1+1+1=3. Это еще от Аристотеля пошло. Возьмем сегмент, разделим его на три части, и сумма этих сегментов будет равна трем частям. Но это не обязательно соблюдается в комплексных числах, в которых важно не только арифметическое значение, но и направление. Комплексные числа - это векторы. И там такое возможно, когда 1+1+1=1! Я вам покажу на примере электрической схемы (чертит рукой на стенке колодца, у которого мы сидим). Возьмем схему постоянного электрического тока. Она отражает систему реальных чисел, для которых всегда действует формула 1+1+1=3. Вот три ветви, три сопротивления, в каждой ветви по амперметру, и есть источник тока, где также установим амперметр. При включении тока видим, что в каждой ветви по 1 Амперу, а на входе - 3 Ампера. Теперь меняем на переменный ток. Меняем два сопротивления, в одном ставим катушку, а в другом - конденсатор. Источник тока меняем с постоянного на переменный. Арифметические значения сопротивлений равны 1 Ом + 1 Ом + 1 Ом. Пускаем ток и видим: 1 Ампер + 1 Ампер + 1 Ампер = 1 Ампер! Как же такое может быть? Вот же прибор показывает! (смеется) И это возможно в нашем, сравнительно простом мире. Почему же мы отказываемся верить, что в мире, где Бог, не может быть подобного тому, что возможно даже у нас. Почему считаем невозможным, что Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух суть Одно Божество, Единый Бог? Если подобное возможно у нас, почему там невозможно? Такого примера в классическом катехизисе не найдешь (улыбается). Там есть пример с кирпичом - про глину, воду и огонь. Этот пример не совсем правомочен. Глина - это твердое вещество, вода - жидкость, а огонь - газ. Когда мы говорим о Боге, то Его Три Лица должны быть одного порядка, единосущны. Пример с комплексными числами более подходит - числа отличаются не по существу, а по направлению, вектору. У Божественных Лиц - Отца и Сына и Святого Духа - сущность одна и та же, но у Них есть ипостасные качества, личностные свойства, которые позволяют нам узнавать их. Как раз пример с вектором больше всего подходит для объяснения. Можно сказать, что Лица Троицы - Единицы Одной Сущности, их можно характеризовать векторами. Они отличаются друг от друга направлением. Объяснить, почему в переменном токе получается 1+1+1=1, более наглядно можно графическим способом. Есть активное сопротивление, где ток совпадает с напряжением. В конденсаторе ток опережает напряжение на 90 градусов, а в катушке отстает на 90. Рисуем векторы на графике, и сумма трех векторов будет равна единице. А кто Вы по профессии? Я окончил Кишиневский политехнический институт, энергетический факультет, по специальности инженер-электромеханик. Оказывается, в электротехнике есть немало важных вещей, достойных внимания, которые помогают укрепиться в вере. Для меня этот пример, который я вам привел, один из наиболее значимых. Моя вера в Триединого Бога, в возможность существования одного Божества в Трех Лицах, опирается и на этот рациональный пример. Считаю, что нужно новое движение, обновление языка, второе дыхание в православной церкви. Нельзя сегодня говорить, опираясь на те примеры, которые когда-то были убедительными. Современный человек намного больше знает, и нужен язык, соответствующий уровню его знаний. Есть практика перепечатывать дореволюционные книги огромными тиражами. Человеку их читать скучно. Надо с каждым говорить на его языке. В разговоре с человеком гуманитарного склада нужно приводить примеры из философии, а с человеком из мира реальных, точных наук нужен точный язык, конкретный, немногословный. Мышление разное у людей из разных сфер деятельности, и надо хорошо отличать, где можно говорить более пространно, подробно, а где для большей убедительности нужна особая краткость. Когда человеку открывается красота учения Церкви и то, как логична и рациональна наша вера, бывает, что он с благодарностью и сожалением думает: вот я глупец, где-то бегал, а у меня под носом золото лежало, и я его не замечал! Домнул1 Николай, где же взять много катехизаторов? Ведь, как мы уже говорили, много народу крещеного, но не наученного. Нас мало, но мы в тельняшках (улыбается). Вы знаете, не всегда много - это хорошо. Количество не всегда переходит в качество. Иногда вообще не переходит в качество. Ведь если соберешь всех дураков вместе, это еще не гарантия, что они станут умными. Надо уметь и малым количеством обходиться. Сколько есть, пусть работают. С Божьей помощью появятся и другие энтузиасты. Было бы желание. Нужно духовное образование. Обязательно! Не просто образование, а систематическое образование. Любой сейчас может взять книгу и изучить ее. Но если самостоятельно изучать, то можно в такие дебри, в такие искушения попасть. И даже изобрести новую секту. Вот мне так видится, я такой умный, посмотрите, что я открыл, и никто до меня этого не увидел... А человек, получивший систематическое образование, не припишет себе недолжного. Преимущества систематического подхода - всё выстроено на определенном основании, разложено по полочкам, просто так кирпич не вытащишь из выстроенного здания. Где сегодня мирянину можно в Молдове получить систематическое образование? Есть такая возможность? (с улыбкой) У нас, в церковно-приходской школе при Дмитровском храме, в старшей 4-й группе. Надо сказать, что некоторые бывшие слушатели курса по катехизации сегодня преподают в младших классах. Постепенно вырастают свои кадры. Некоторые после катехизации пошли в семинарию, потом вернулись и повторно прошли курс, и теперь преподают младшим. Слава Богу! Спасибо Вам, домнул Николай, за вдохновляющий рассказ. Божьей помощи в трудах ради Господа! С Николаем Фуштеем беседовали специально для газеты «Кифа» Елена-Алина Патракова, Юлия Патракова, Дмитрий Бурдиенко, Константин Чобану _____ 1 Domnul - в переводе с рум. «господин», общепринятое в Молдове обращение к взрослому человеку КИФА № 181 (11), сентябрь 2014 года |