Сегодня назрела острая необходимость в катехизации Интервью с Николаем Фуштеем, катехизатором церковно-приходской школы при Свято-Дмитровском храме Кишинёва Николай Фуштей Николай Фуштей - катехизатор-мирянин с многолетним опытом, кандидат богословия (по молдавской научной классификации - доктор теологии), кандидат исторических наук, научный координатор Института истории, государства и права Академии наук Молдовы. Окончил энергетический факультет Кишинёвского политехнического института, затем Московскую духовную семинарию и Московскую духовную академию, преподавал основы богословия и церковное право в Кишинёвской духовной академии. Наша беседа состоялась в воскресный день, сразу по окончании встречи по катехизации 4-й старшей катехизической группы, которую ведет Николай Фуштей. Добрый день, домнул1 Николай. Благодарим Вас за согласие дать интервью для газеты «Кифа». Разрешите задать Вам первый вопрос. Приход Свято-Дмитровского храма в Кишинёве известен как очень живой, сюда приходит много людей, здесь много причащающихся. Ещё мы знаем, что здесь есть школа катехизации и Вы много лет служите в ней катехизатором. Расскажите, пожалуйста, как всё начиналось, как Вы пришли к этому, что Вас на это служение вдохновило. Начинал я не здесь, и инициатива основать эту школу принадлежит не мне. В 1990 году Дмитровский храм был ещё в полуразрушенном состоянии, но после богослужений люди не хотели уходить из храма, и его настоятель, ныне митрофорный протоиерей Павел Борщевский, проводил с ними беседы о вере. Потом, когда навели порядок, стало приходить больше людей, и батюшка сам уже не справлялся - крещения, венчания, другие требы занимали много времени. Поэтому он привлёк к катехизической работе с детьми матушку Наталью Пэдурару (это жена священника, служившего здесь в 1949-1953 гг., до закрытия храма). Потом пришёл дьякон Сергий, преподаватель английского языка, работавший тогда в лицее им. Иона Крянгэ. Позднее, в 1993 году, пришёл я, затем Сергей Сажин, Ангелина Савин. Так постепенно образовался преподавательский коллектив, и мы стали организовывать занятия в специализированных классах по возрастам. Сегодня у нас есть первая группа для научения детей с 6 до 8 лет, вторая группа - с 9 до 12 лет, третья - с 13 до 15 лет, и четвёртая - для всех, кто старше 15 лет. Курсы у нас трёхгодичные. Каждые три года мы начинаем новый набор, и научение начинается с нуля. В течение трёх лет к курсам могут присоединиться и другие люди, при условии, что они самостоятельно изучат пройденный материал по книге2, чтобы не выглядели свалившимися с луны и понимали, о чём идёт речь. Три года - это серьёзный, длительный срок. Есть ли у Вас в программе определённые этапы? В каждой группе есть своя программа, которая рассчитана на три года, и на каждый год разработан план по темам. Ведётся журнал, где записываются темы каждого урока. Стараемся, чтобы к концу курсов весь материал мы прошли. Какое место в Вашей программе Вы отводите чтению Священного Писания? В группе 12-15 лет вся программа посвящена занятиям по толкованию Священного Писания. В следующей возрастной группе, старше 15 лет, мы подразумеваем, что люди знакомы с Библией, и там мы изучаем учение Церкви, которое должен знать каждый сознательный христианин. Каких плодов Вы ожидаете от тех, кто приходит на встречи? Как, на Ваш взгляд, проявляется ответственность мирян за Церковь, особенно после пройденного ими курса катехизации? Я заметил, что прошедшие катехизацию становятся взрослее, ответственнее, даже взрослые «взрослеют». Они уже не бросаются словами, как это обычно бывает на первых этапах обучения. Вначале они уверены, что всё знают, на всё могут ответить, а в конце курса - начинают задумываться, как правильно сказать от имени Церкви. Начинают размышлять примерно так: «Многое может мне показаться правильным, но соответствует ли это действительности? Не погрешу ли я против учения Церкви, против Слова Божьего, не внесу ли я своё, выдавая это за учение Церкви?» У людей появляется ответственность, когда они говорят о Боге, о Церкви. Думаю, что это хорошо, ведь дело Божье - дело ответственное, и нужно нести ответственность не только за дела, но и за слова. Как, на Ваш взгляд, обстоят дела с катехизической деятельностью в православной церкви Молдовы? Что следует предпринять церковному руководству и народу Божьему для того, чтобы катехизация проводилась повсеместно? Я не такой дерзкий, чтобы давать советы церковным властям. Я могу сказать о том, что может сделать любой христианин. Мне кажется, что всякий человек, который считает себя христианином и хочет жить по-христиански, обязан что-то делать для ближнего. Если я вижу, что мой брат-сосед не знает о христианской вере и у него есть желание о ней знать, то я, как наученный христианин, обязан с ним поделиться. Это наша обязанность. Думаю, что такая инициатива должна исходить не от церковных властей, а прежде всего от нас, верующих христиан. Может быть, сначала организовать кружки по катехизации, потом возможна и школа катехизации. Сегодня в проповеди в храме прот. Павел Борщевский говорил, что, к сожалению, в настоящее время в Молдове, несмотря на статистику про 95 % православных, на самом деле, 70 % - это язычники. Это чаще всего проявляется при совершении таинства крещения. У восприемников и у ребёнка, которого крестят, можно увидеть всё, что угодно - и красные нити на запястьях, и знаки зодиака. Восприемник, который должен взять на себя ответственность за воспитание ребёнка в христианской вере, не знает даже Символа веры. Вместо крестика у него на груди - знак зодиака, козла или ещё чего-то. Кто в его жизни главный - Христос или какой-то козёл? И такой человек считает себя христианином, что совершенно невозможно, если он носит на себе языческие знаки. Не берусь судить о других поместных церквях, но считаю, что для нашей церкви в Молдове назрела острая необходимость в катехизации, несмотря на заявляемые 95 % православных в стране. Люди приходят в церковь и ничего о ней не знают. Приходят затем, чтобы им повезло в бизнесе, или чтобы соседку Господь наказал за то, что она запустила кур в их огород, или ещё за чем-то подобным. У большинства приходящих чисто языческие потребности. Поэтому те, кто имеет сознательную веру, должны ею делиться, и как можно больше нужно искать моделей катехизических движений. Мне думается, что в нашей стране назрела необходимость появления нового движения, подобно тому, как в Греческой церкви в 50-х годах XX века появилось движение «неоортодоксия» - «новоправославие». Там тоже в одно время церковь опустела, потому что люди смотрели на неё как на фольклор, национальную традицию и не понимали ее абсолютную необходимость для жизни человека. Тогда появилось молодёжное течение, когда молодые люди пошли в народ и начали говорить о Боге, о Христе, о Церкви, и теперь, слава Богу, в Греции храмы полные. Думаю, в нашей республике тоже назрел момент, когда нам нужно идти в народ и проповедовать слово Божье, проповедовать Христа, и сказать людям о том, чего Бог ожидает от человека и что человек может желать от Бога, что может просить у Него. Сегодня перед нами встала насущная необходимость - надо воцерковлять людей. И для этого нужны горячие сердца, особенно среди молодёжи, и они могут начать такое движение - неоортодоксия, которое может стать новым дыханием в нашем православии. К сожалению, у нас люди православные на словах, но далеко не на деле. Домнул Николай, получается, что программа катехизации, которая осуществляется в Дмитровском приходе, - это восполнение той катехизации, которая должна была быть до крещения человека. Сегодня в наших условиях это восполнение необходимо. Конечно, правильнее научаться вере до принятия крещения, но у нас в основном крестят младенцев... Даже если мы крестим младенцев, это никак не освобождает нас от необходимости катехизации. Есть практика в других церквях, когда не крестят ни младенцев, ни детей другого возраста, если их родители и восприемники не прошли минимальный курс катехизации в течение месяца. А для взрослого это тем более необходимо. Он должен осознанно креститься. Нужна его личная вера, отсутствие которой не заменит вера восприемника. Поэтому, как минимум, он должен знать Символ веры и краткое его изъяснение. Нужно уметь выразить то, во что веришь. Месяц для научения основам веры - это минимальный срок. В Кишинёве римо-католики не крестят, не венчают, пока человек не пройдёт минимальный месячный курс катехизации. Я не думаю, что мы должны быть хуже. Мы же считаем, что наша вера правильная, православная. Необходимо более серьёзно подходить к совершению таинства крещения. Должен быть обязательный период катехизации человека, который хочет креститься. А после крещения нужен следующий этап - продолжение курса катехизации. Вспомним историю первых веков христианства. Человек, который хотел креститься, должен был найти человека - поручителя, и вместе они шли к епископу. Тот беседовал с кандидатом в христиане, и если убеждался в серьёзных намерениях человека, то записывал его в группу катехизируемых 1-й ступени. Человек слушал примерно три года поучения, объяснения основ православия, и это считалось кратким научением, без особого углубления. После этого он опять приходил на собеседование. Епископ или священник смотрел, насколько он понял научение трёх лет. Если успешно, то его записывали в группу следующей ступени - более высокой, где он проходил более углублённую катехизацию. После этого вновь было собеседование, и тогда в субботу перед Пасхой его крестили. В литургии Преждеосвященных Даров сохранилось свидетельство этого, когда с третьей недели Великого поста добавляется специальная молитва о просвещаемых, то есть о тех, кто готовится к крещению на Пасху. Человека готовили к принятию таинства несколько лет! И при этом было много супостатов, отступников от веры. А мы хотим, чтобы в наших условиях люди были настоящими верующими, без их научения. Было ли в Вашем опыте, чтобы взрослый человек прошёл катехизацию до крещения? Да, есть у нас один человек, который сначала был православным, потом принял католичество по личным мотивам. И теперь снова решил стать православным. Мы, конечно, не имеем права закрыть двери любому человеку, который хочет прийти к Богу. Но перед этим человеком мы поставили условие - он должен прочесть книгу2, после этого побеседуем, чтобы понять, насколько он правильно понял, что в ней написано. Важно прояснить, насколько серьёзно его намерение прийти в православие, так как один раз уже был отказ от него. Мы поставили срок подготовки - три месяца, чтобы прочесть книгу, подумать хорошо и прийти осенью. Тогда мы примем решение, готов ли человек принять православие или ещё нет. Этот человек как раз сейчас проходит период подготовки. Осенью посмотрим. У нас неверно люди понимают, для чего нужно крещение. Бабушки говорят, что нужно крестить ребёнка, чтобы не плакал по ночам. Или, например, в последнее время часто происходят следующие случаи. Девушка из Молдовы, вышедшая замуж за турка и живущая в Турции, во время приезда в Кишинёв приходит с ребёнком в храм, чтобы его крестить втайне от отца. Так ей сказала мать - надо крестить, и пусть муж не знает. Мы говорим такой женщине: понимаешь, что ты будешь жить с ребёнком в Турции, и отец обратит его в мусульманство. Получится, что ребёнок поневоле откажется от Христа. А это страшная вещь, страшнее ничего не может быть. Мы убеждаем такую маму не накладывать на ребёнка непосильное бремя. Никому не пожелаю оказаться в роли человека, отказавшегося от Христа. Лучше умереть, чем до такого дожить. Такое крещение будет не во спасение, а в осуждение. Мы советуем: не надо крестить, а нужно показать своей христианской жизнью, что христианином быть лучше, достойнее. Своей жизнью покажи, что наш Бог - Бог Истины. Воспитай ребёнка в христианской вере. И когда он станет взрослым, даже если был принят в ислам, а потом примет христианское крещение - оно будет ему во спасение. Нельзя крестить по принципу: «пусть будет на всякий случай». В церкви так не должно быть. Мы или с Богом, или без Него. Нельзя одновременно находиться в двух лодках, потому что рискуешь упасть в воду. Если ты пришёл ко Христу, значит, ты должен твёрдо решить, что от Него никуда не отступишь. Если же ты отступишь от Христа, то лучше тебе было не родиться. Позвольте задать Вам ещё один вопрос. Вы стали катехизировать в 1993 году. Как случилось так, что Вы, мирянин, стали катехизатором? Я стал катехизатором ещё в Сергиевом Посаде в 1989 году. Обучаясь в духовной семинарии, потом в академии, я вёл катехизические уроки в техникуме для инвалидов. Он находился на территории Гефсиманского скита в военном городке в Сергиевом Посаде (тогда назывался Загорском). Там по пятницам, каждую неделю, я проводил катехизацию. Это было Ваше послушание? Вас благословил Ваш духовный наставник? Да, отец ректор благословил, потому что пришли из этого монастыря с приглашением, так как они хотели открыть воскресную школу. Я сначала занимался с маленькими детьми. С ними тоже было интересно заниматься. Но потом из техникума также изъявили желание посещать воскресную школу. Естественно, что в одну группу нельзя было собирать детей 7-8 лет и молодых людей 17-20 лет. Разные интересы, разные способы мышления. Тогда я пригласил другого семинариста, которого определили заниматься с детьми, а меня - со студентами техникума. Это продолжалось с 1989 по 1993 год. Потом я приехал в Кишинёв и оказался здесь, в Дмитровском храме. У Вас уже было много выпусков огласившихся. Всегда ли продолжительность катехизации составляла 3 года? Нет, сначала курс длился один год, пока у меня самого был маленький опыт. Потом постепенно опыт накапливался, собирался новый материал, и для всей программы стало не хватать одного года. Так пришли к трём годам. И для остальных возрастов тоже увеличили продолжительность, чтобы более подробно пояснять темы и детям, и взрослым. Беседовала Алина Патракова Продолжение в следующем номере «Миссионерского обозрения» Фото с сайта Православной Церкви Молдовы Кифа № 9 (179), июль 2014 года ________ 1 Domnul - в переводе с рум. «господин», общепринятое в Молдове обращение к взрослому человеку 2 Nicolae Fuştei. Creştinismul pe înţelesul tuturor. Chişinău, 2012. / Перев. с рум.: Николай Фуштей. Христианство для каждого. Кишинев, 2012. |