Вопрос остаётся открытым Уже много лет мы никак не можем ответить на вопросы: какую Россию мы хотим построить? чьи мы наследники? где наши корни? к какому небу протягиваем свои ветви, какого неба хотим достичь?.. Н.Д. Солженицына и Д.С. Гасак 25 лет назад в СССР огромным тиражом в 28 млн экземпляров была напечатана статья А.И. Солженицына «Как нам обустроить Россию?»* Но, по свидетельству автора, читатель её тогда так и не понял. Сегодня первые главы книги, посвящённые отношениям между союзными республиками, кажутся безнадёжно устаревшими: предчувствия автора уже давно осуществились, а надежды не оправдались. Однако книги Солженицына очень важно дочитывать до конца: там всегда оказывается то, что нужно именно сегодня. В этом мы в очередной раз убедились, когда наша редакция взялась Великим постом читать «Бодался телёнок с дубом». Для кого-то из нас эта книга стала откровением о значительности личности помощника и спутницы автора, Наталии Дмитриевны Солженицыной, а меня поразила словами о необходимости живой связи со своей землёй и её историей, ответственности за то, чтобы освобождение не стало «новым потрошеньем внутренностей её, сама она хоть пропади» - и о трагическом недостатке этих качеств в демократическом движении. Об этом тогда, сорок лет назад, вправе был сказать только тот, кто находился не вне этого движения и не в меньшей опасности, чем те, кого он упрекал... В феврале этого года Наталия Дмитриевна Солженицына встретилась с православным братством «Сретение». Эта встреча стала совместным размышлением о нашей стране, её истории и будущем, о том, что сегодня нужно ей больше всего. * * * Дед Наталии Дмитриевны погиб в ГУЛАГе, отец - в первые месяцы Отечественной войны. После школы, в 1956-м, она поступила на механико-математический факультет МГУ. По окончании работала на кафедре у знаменитого академика Колмогорова, который был не только её научным руководителем, но и разделял её интерес к живописи, самиздату, поэзии. Ему она носила подпольного Солженицына, ещё не будучи сама знакома с автором. Наталия Дмитриевна и на встречу принесла произведения Солженицына. Когда Сергей Смирнов, зам. директора института «Центр развития» при Высшей школе экономики, рассказал о своих молодых сотрудниках, которых никак не может убедить прочитать «Архипелаг ГУЛАГ» (один из них: «Да просто я не интересуюсь историей»), она протянула Сергею диск, на котором Сергей Гармаш читает сокращённую версию «Архипелага»: - Возьмите, если Ваш сотрудник не может читать, пусть послушает. Для тех, кто собрался 9 февраля в загородном доме Культурно-просветительского центра «Преображение», произведения Солженицына - не просто история. Это боль о том, что до сих пор трагедия России в ХХ веке так и не осознана до конца, адекватно не названа, а значит, её последствия не могут быть исправлены. Главным делом жизни Солженицын считал написание «Красного Колеса», от которого он отвлекался в силу обстоятельств жизни: «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ», «Раковый корпус»... Но никогда его не отпускал главный вопрос: что привело Россию к катастрофе, в какой момент был совершён роковой поворот? Наталия Дмитриевна рассказывает о том, как много Александру Исаевичу пришлось открыть, пока он писал эти десять томов. Он обращался к документам, мемуарам (Наталия Дмитриевна посоветовала почитать о тех временах воспоминания Фёдора Степуна и Василия Маклакова, работы историка Сергея Мельгунова) и постепенно обнаруживал истоки крушения всё глубже и глубже в истории: 1905-й, 1880-е, 1860-е годы... В каждом времени был свой нерв. 1916 год, канун революции, поражал накалом напряжения и ненависти между властью и обществом - без возможности какого бы то ни было компромисса. - Нам нужно ответить на основные вопросы: кто мы, куда идём, каков был хребет нашей страны, перешибленный революцией? Мало доносить до людей боль от топора, вонзившегося в ствол нашей истории, - надо понять, что мы хотим сделать, как врачевать. Ещё Чехов говорил, что у русских людей есть великий дар мыслить и веровать, но в конкретных действиях им присуща благодушная лень и трагическая неспособность к самоорганизации. Мы критикуем, хотим изменить настоящее, но к будущему всерьёз не готовимся, не думаем наперёд, как будет устроена жизнь нашей страны - и материальная, и духовная. До революции были земства - органы местного самоуправления. И хоть государство не допустило высшего и низшего (всероссийского и волостного) земства, но на уровне уездов и губерний оно было. У нас же сегодня нет главного признака демократии: народ не может управлять своей жизнью, а из центра всем управить в такой огромной стране невозможно. Нам нужна демократия малых пространств, при которой избиратели безошибочно смогут выбрать известных им порядочных людей, уж во всяком случае тех, кто не украдёт. По мнению Наталии Дмитриевны, спасение образования сейчас становится задачей государственной безопасности. России очень нужны просветительские и образовательные проекты. Участники встречи благодарили Наталию Дмитриевну за те усилия, которые она сама к этому прикладывает, прежде всего за то, что с её помощью в программу школьных экзаменов вернули сочинения: теперь школьникам придётся не просто показывать знание определённых произведений, но и уметь аргументировать свою позицию, анализировать прочитанное. А Владимир Лавренов, директор филиала РГГУ в Твери, передал ей благодарность за это от группы взрослых людей, которые готовятся сознательно и ответственно вступать в Церковь. Главный редактор газеты «Кифа» Александра Колымагина поделилась тем, как больно читать последние главы «Красного Колеса», приходится их откладывать и вновь возвращаться через какое-то время: насколько же больнее было его писать? - Вы правы. Читать «Красное Колесо» - дело нелёгкое, зато душестроительное. Да ведь без боли вообще ничего не сделаешь - даже камни таскать физически больно. А если не испытывать душевную боль, когда видишь тупость, косность, неблагородство, - шанса на победу не будет. Побеждает только тот, кто готов взять на себя боль. И в церкви сейчас тоже много боли. Наталия Дмитриевна с благодарностью отозвалась об инициативе Преображенского братства читать вслух в разных городах России 30 октября имена репрессированных советской властью: «Хочется поклониться каждому из тех, кто стоит на морозе и не уходит, читая эти имена. Но ни в коем случае нельзя допустить, чтобы это превратилось в ритуал, не наполненный подлинным смыслом. Сейчас ещё прохожие, которые к вам присоединяются, знают о своих пострадавших дедах или прадедах, а через двадцать лет такого личного касания, изнутри своей семьи, в народе уже не останется». Перед собой Наталия Дмитриевна видит несколько задач. В первую очередь - исполнить завещание Александра Исаевича об издании всех его произведений в последней редакции: пока вышло 18 томов из 30. Она продолжает руководить фондом Солженицына, который помогает бывшим репрессированным - «пенсионерам от "Архипелага"». Судьба многих из них сложилась печально: после 10-15-20 лет лагерей они не обзавелись семьей, не реализовались в профессии, часто не имеют средств на лекарства, а иногда и на нормальную еду. Недавно Наталии Дмитриевне пришлось возглавить Совет при Министерстве образования и науки по вопросам возвращения сочинения как итогового экзамена в выпускных классах. По мнению отца Георгия Кочеткова, всё это близко тому, чем живёт Преображенское братство, духовным попечителем которого он является: «Местное самоуправление, о котором Вы говорите, на привычном для нас языке означает общинные начала, только не в церковном, а в общественном смысле. Община может быть не только церковной - она может быть сельскохозяйственной, семейной, профессиональной - самой разной. Но главное - чтобы в обществе существовало это общинное и братское начало. Люди должны относиться с полным уважением к свободе другого человека, к его достоинству, к чести. Именно это разрушалось в ХХ веке. И если мы хотим, чтобы наша страна не превратилась в набор непонятных территорий с непонятным населением с рабской психологией и жизнью, нам в стране и церкви надо восстанавливать именно общинное и братское начало. Ведь оно дано нам Самим Христом и Его апостолами, и его можно принести всем людям. В нашем братстве мы стараемся по мере сил воплощать его в своей жизни и делиться им с другими». В течение вечера звучали самые разные вопросы: какого покаяния нам не хватило в 1990-е? Какой исторический пример ответственности общества за страну вдохновляет саму Наталию Дмитриевну? Как ей удавалось преодолевать страхи за близких, за детей, поступая в жизни так, как она поступала? Наталия Дмитриевна отвечала просто, говорила о важности личного примера, который всегда убеждает гораздо лучше любых слов, о том, что люди сами собираются вокруг убедительного действия, хотя последнее время потребность в слове, которое может что-то менять, в обществе нарастает: «Каяться нужно не только за то, что совершил, но и за то, что жил равнодушно к происходившему вокруг. Мы многое потеряли за ХХ век, и наибольший урон претерпело именно качество человека. Сегодня нет понятия репутации, чести, какого-то благоволения, широкодушия, какое было у людей друг к другу. Как изгнать эту порчу? Атмосфера у нас заряжена отрицательной энергией, настроем на халяву и иждивенчество. Уж если не к братству, то хотя бы к добрососедству хотелось бы прийти. Об этом много говорил и Солженицын: гораздо важнее экономического и юридического состояния страны - духовная атмосфера в обществе. Без возвращения в обычай братского и нравственного отношения друг к другу нам ничего не выстроить». Анастасия Наконечная Фото: Александр Волков Из статьи А.И. Солженицына «Как нам обустроить Россию?» ...За три четверти века так выбедняли мы, засквернели, так устали, так отчаялись, что у многих опускаются руки, и уже кажется: только вмешательство Неба может нас спасти. Но не посылается Чудо тем, кто не силится ему навстречу. И судьба наших детей, и наша воля к жизни, и наше тысячелетнее прошлое, и дух ваших предков, перелившийся же как-то в нас, - помогут найти силы преодолеть и это, и это всё. * * * Сегодня у нас горячо обсуждается: какое государственное устройство нам отныне подходит, а какое нет, - а этим, мол, всё и решится. ...Конечно, какая-то определённая политическая форма постепенно будет нами принята, - по нашей полной политической неопытности скорей всего не сразу удачная, не сразу наиболее приспособленная к потребностям именно нашей страны. Надо искать свой путь. Сейчас у нас самовнушение, что нам никакого собственного пути искать не надо, ни над чем задумываться, - а только поскорей перенять, «как делается на Западе». Но на Западе делается - ещё ой как по-разному! У каждой страны своя традиция. ...А скажем и так: государственное устройство - второстепеннее самого воздуха человеческих отношений. При людском благородстве - допустим любой добропорядочный строй, при людском озлоблении и шкурничестве - невыносима и самая разливистая демократия. Если в самих людях нет справедливости и честности - то это проявится при любом строе. Политическая жизнь - совсем не главный вид жизни человека, политика - совсем не желанное занятие для большинства. Чем размашистей идёт в стране политическая жизнь - тем более утрачивается душевная. Политика не должна поглощать духовные силы и творческий досуг народа. Кроме прав человек нуждается отстоять и душу, освободить её для жизни ума и чувств. * * * ...Источник силы или бессилия общества - духовный уровень жизни, а уже потом - уровень промышленности. Одна рыночная экономика и даже всеобщее изобилие - не могут быть венцом человечества. Чистота общественных отношений - основней, чем уровень изобилия. Если в нации иссякли духовные силы - никакое наилучшее государственное устройство и никакое промышленное развитие не спасет её от смерти, с гнилым дуплом дерево не стоит. Среди всех возможных свобод - на первое место всё равно выйдет свобода бессовестности: её-то не запретишь, не предусмотришь никакими законами. Чистая атмосфера общества, увы, не может быть создана юридическими законами. ...Разрушение наших ДУШ за три четверти столетия - вот что самое страшное. * * * ...Только тогда Церковь поможет нам в общественном оздоровлении, когда найдёт в себе силы полностью освободиться от ига государства и восстановить ту живую связь с общенародным чувством, какая так ярко светилась даже и в разгаре Семнадцатого года при выборах митрополитов Тихона и Вениамина, при созыве Церковного Собора. Явить бы и теперь, по завету Христа, пример бесстрашия - и не только к государству, но и к обществу, и к жгучим бедам дня, и к себе самой. Воскресительные движения и тут, как во всей остальной жизни, ожидаются - и уже начались - снизу, от рядового священства, от сплочённых приходов, от самоотверженных прихожан. * * * Размеренный выход из полосы наших несчастий, который Россия сумеет или не сумеет теперь осуществить, - трудней, чем было встряхнуться от татарского ига: тогда не был сокрушён самый хребет народа, и не была подорвана в нём христианская вера. В 1754 году, при Елизавете, Пётр Иванович Шувалов предложил такой удивительный - Проект сбережения народа. Вот чудак? А ведь - вот где государственная мудрость. Июль 1990 ---------------- * В авторской редакции заголовок заканчивался вопросом, но в печатном варианте вопрос был снят, и чаще всего сейчас название цитируется без него. КИФА № 5 (191), апрель 2015 года |