Князь Владимир: 1000 лет спустя Одновременно с общецерковными Рождественскими чтениями в разных регионах страны проходили чтения на ту же тему - о князе Владимире, со времени кончины которого в этом году исполняется 1000 лет, и его цивилизационном выборе. Епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав дает свой комментарий Юлии Балакшиной и Анастасии Наконечной Не исключением стала и Тихвинская епархия, в которой 21 января прошли IX Рождественские образовательные чтения «Духовно-исторический выбор равноапостольного князя Владимира и современная российская действительность: изжитое прошлое или живая перспектива?» Больше пятисот участников, среди которых традиционно были педагоги (чтения - образовательные), а также духовенство и миряне, причём не только из Тихвинской епархии, но и со всей Санкт-Петербургской митрополии, собрались на пленарное заседание в местном Доме культуры города Тихвина. Епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав начал работу Чтений с выступления о значении князя Владимира для нашего времени. Позднее он продолжил эту тему в своем интервью газете «Кифа», говоря об острой необходимости просвещать народ сегодня: «Конечно, нужно просвещать народ. Об этом свидетельствуют сегодня и выступления профессоров Духовной академии и Университета. Мы призваны к тому, чтобы более доступно объяснять людям богослужебные тексты - например, люди должны понимать Божественную литургию, на которую приходят помолиться, но не только это. Прежде всего мы должны доступно объяснять Священное Писание и говорить о тех нравственных законах, которые необходимо исполнять каждому. Это важно для всех, но особенно для молодёжи. С молодёжью необходимо обсуждать конкретные вопросы их жизни, говорить с ними о сущности проблем, которые их волнуют, о сущности самой жизни. Это должны делать и мы, священнослужители, и все, кто так или иначе трудится сегодня на этом поприще во благо Бога, Церкви и нашего Отечества». Первый из докладчиков, профессор Андрей Борисович Зубов, начал своё выступление с того, что изменение целой цивилизационной парадигмы, как это было в случае князя Владимира, - это нормально. Причём выбирать важно не самую победоносную парадигму, которой в то время был ислам, а ту, что ближе сердцу. Совершенно очевидно, что князь Владимир сделал не политический, а личный, сердечный выбор - иначе бы не произошло всех тех изменений в его жизни и в жизни страны, о которых мы знаем. И то, что христианство в то время уже находилось во многом в состоянии упадка, что христианские народы уже переставали связывать свою жизнь с верой и больше склонялись к обрядоверию, не помешало Владимиру принять христианство именно как жизнь, а не только как вероучение. Мы привыкли к легендарной сказке о выборе веры князем Владимиром, но в его случае это было настоящим подвигом веры и жизни - «ведь все мы здесь взрослые люди и понимаем, что такое отказаться человеку от гарема, который столько лет имел, или отменить смертную казнь во все ещё диком варяжском государстве». Князь Владимир начал строить школы и даже отдал под них свои загородные резиденции, в которых раньше и были гаремы, - и его дети и внуки были уже культурнейшими людьми своего времени. Но самым большим подвигом князя Андрей Зубов назвал отказ от социального деления: после его прихода к вере варяги перестали быть на Руси высшим, а славяне - низшим слоем. Князь Владимир победил древнерусский национализм. Однако, несмотря на личный подвиг веры князя Владимира и некоторое просвещение его дружины, вся Русь была «крещена, но не просвещена». С этого замечания, завершавшего доклад Андрея Зубова, начал своё выступление Пётр Евгеньевич Бухаркин. Фрагмент из его доклада на тему «Наследие князя Владимира и пути русской культуры» можно прочитать ниже. Это были не единственные доклады конференции, вызвавшие большой интерес слушателей. На секциях, по которым разошлись участники во второй половине дня, они могли услышать сообщения зав. кафедрой церковно-исторических дисциплин Свято-Филаретовского института, канд. ист. наук Константина Обозного «Церковь Христова и власть Кесаря: имперское искушение православия в России» и доцента РГПУ им. Герцена и Свято-Филаретовского института, канд. филол. наук Юлии Балакшиной «Авторская исповедь Н.В. Гоголя: в поисках новой этики». Многим запомнились доклады старшего научного сотрудника Энциклопедического отдела Института филологических исследований СПбГУ, канд. ист. наук Кирилла Александрова «Ценностный выбор князя Владимира и российская катастрофа ХХ века: пути осмысления и преодоления травматической национальной памяти» и настоятеля храма Успения Пресвятой Богородицы в г. Сясьстрое свящ. Виталия Фонькина об «Опыте длительной катехизации в условиях современного небольшого прихода». Каждый доклад сопровождался содержательным и доброжелательным обсуждением. Темы сообщений и обсуждений прошедших чтений были очень разными, о чём говорят и названия секций - историческая, литературная, музейно-педагогическая, епархиальная. Кстати, отдельной секцией был мастер-класс председателя Отдела религиозного образования и катехизации Тихвинской епархии прот. Евгения Горячева, который он проводил для учителей и старшеклассников. Пожалуй, объединить всю работу Чтений можно не только их темой, но и словами святого Иоанна Кронштадтского, прозвучавшими в самом начале чтений: «Надо истинствовать в вере». Собственно, вся работа конференции и была ответом на вопрос, что же это такое - истинствовать в вере. IX Рождественские образовательные чтения. Анастасия Наконечная Фото Игоря Феденко Из доклада Петра Бухаркина «Наследие св. князя Владимира и пути русской культуры» Какова роль святого равноапостольного князя Владимира в истории русской культуры? Казалось бы, ответ на этот вопрос очевиден. До него русская культура как культура письменная, то есть преодолевающая завистливость времени, не существовала. Если бы не князь Владимир, мы крайне мало знали бы о своем прошлом - как мы, по существу, знаем очень немногое о печенегах, даже половцах, о других народах, игравших, казалось бы, не менее значительную, чем мы, роль на историческом театре. Но о них мы знаем только, что они были, и, по существу, всё. Так что князь Владимир, придав русской культуре письменный характер, спас нас от исторического забвения. Какую же письменную культуру он создал? Это тоже вполне очевидно: выбор веры говорит о том, что князь Владимир создал культуру христианскую. Тут и встает главный вопрос, на котором мне хотелось бы остановиться: а что значила христианская культура для киевлян X, а вернее - XI-XII веков, для ближайших наследников св. равноапостольного князя? Материал киевской литературы, то есть литературы, которая возникла как раз в это время - в относительно недалёкие от крещения сроки - дает нам некоторые основания для попытки хоть как-то, пусть и приблизительно, ответить на данный вопрос. Три составляющих этой культуры особенно бросаются в глаза - три момента, которые принёс нам выбор святого Владимира. Во-первых, сознательное включение Руси в историю христианского мира - то есть мира среднеземноморского. Достаточно вспомнить всем нам хорошо известное начало первой же главной книги, которая возникла после крещения Руси, «Повести временных лет». История крошечного Киева - Киева не Владимира и даже не Святослава, а уж совсем мифических Кия, Щека, Хорива и сестры их Лыбеди, так же как история Новгорода и варяжского призвания, вот эта история варварских варяжских поселений вписывается в мировую историю, оказывается частью общего христианского мира. Древняя Русь осознает себя частью огромной по сравнению с ней мировой истории, причем истории христианской. Второе, гораздо более важное следствие крещения Руси, которое проявилось отчётливо и довольно быстро, - это удивительное ощущение того, что быть христианином означает преодолеть себя как земного человека: не уничтожить, но преобразить. Это видно в первом русском житии - Житии святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Сама идея страстотерпчества, так глубоко созвучная русскому сознанию, поразительна. Представьте себе дружинника, который слушает житие Бориса и Глеба - что за безумец Борис, зачем он так поступает? И недаром его дружина говорит: «Захвати Киев». Но Борис видит себя совершенно иначе и показывает, что быть христианином и значит нести эту иную весть в мир. Кстати, и поведение самого равноапостольного князя Владимира, насколько мы можем судить по «Повести временных лет», свидетельствует о том же; вспомним его поразительную искренность, желание дойти до конца, например, в отношении к смертной казни. Есть и другие, менее очевидные примеры, например, Житие преподобного Феодосия Печерского, столь почитаемого киевского святого. Все, кто читал это житие, помнят, как преподобный сопротивлялся своей матери - христианке, уговаривавшей его не уходить в пустынь. Он отвергает свою мать (вновь повторю, вполне благочестивую, верящую во Христа женщину), преодолевает естественный голос крови, совершая духовный подвиг, преображаясь. Таков второй урок, содержащийся в культуре, возникшей благодаря св. Владимиру; он состоит в том, что быть христианином - это не бить земные поклоны, а преображать себя (хотя и поклоны бить неплохо; я не к тому, что не нужно соблюдать обряды, но не это главное; древние киевляне хорошо это усвоили). И третье следствие Крещения, о котором мне сегодня особенно хотелось бы сказать, - это ощущение, что беды, которые на нас падают, являются результатом нашей собственной жизни. Не таинственный враг, не мировые силы зла, которые группируются неизвестно где, а мы сами виноваты в том, что с нами происходит. С необычайной силой это проявилось в произведениях, посвящённых одной из самых горестных страниц нашей истории - татаро-монгольскому игу. Вопреки выдумкам евразийцев, наши благочестивые предки не считали союз с монголами благотворным для России, они считали это горем, бедой, Божьим гневом. За что? За наши грехи. Таково было то понимание христианства, которое принес с собою выбор св. князя Владимира. Но через какое-то время тот глубокий, искренний порыв, то необычайно острое восприятие христианства, которым ознаменовались первые века после крещения Руси, начинает как-то внутренне обмелевать. И тут дело даже не в том, что, по известному изречению, «Русь крещена, но не просвещена», а может быть, в каких-то более глубоких внутренних вещах. Читая памятники первых веков после принятия христианства - XII и XIII веков - мы чувствуем горение неофитов. У неофитства есть огромное достоинство - глубокий духовный огонь. Но сразу же возникает вопрос: сохранится он или исчезнет. И вот тут надо искренне, хотя и с горем, признаться, что русская культура даёт не самый радостный ответ на этот вопрос. Ибо уже с XIV века внутреннее горение русского христианского духа начинает в известной мере сокращаться, вернее, перемещаться в область сугубого художества - иконописи. В отношении же к реальной духовной жизни народа, наиболее полно запечатлевающейся в письменности самого ответственного порядка, так сказать, высокой письменности, прежнее горение сменяется приятным чувством своей избранности, т. е. самым большим соблазном, который выпадает на долю христианского народа, - самодовольством. В этом смысле поразителен такой русский (в новом значении этого слова - московский, великорусский) до кончиков ногтей и волос человек, как протопоп Аввакум. Читая его житие, невозможно не содрогнуться. С кем этот могучий духовный лидер себя сравнивает? На кого он ориентирован? Чьи тексты он непрерывно использует по отношению к самому себе? Это послания апостола Павла! Он видит в себе апостола Павла и совершенно не сомневается в своём абсолютном праве так думать и так себя вести; дерзкая кощунственность собственного поведения ему просто не приходит в голову. А ведь старообрядческий раскол - это воплощение того, что стало копиться в северо-западной части восточнославянского пространства с XIV века. Подобная позиция, безусловно, соблазн, грех. Грех, имеющий самые гибельные последствия для народа, ведущий к самоупоению и самообожествлению. Я бы рискнул сказать, что это - некая одержимость. Но почему она возникает и как бороться с ней? Евангелие даёт нам на это ответ: «постом и молитвой», то есть внутренней дисциплиной, внутренней твёрдостью, непрерывным самоконтролем. А как раз этого и не хватало в том варианте христианства, который предложил нам святой Владимир. При всех огромных преимуществах для христианизации, которые несло в себе кирилло-мефодиево наследство, оно таило и огромные опасности. Мы с несомненным успехом воспользовались первыми, однако не избежали и вторых. Однако вспоминаем мы едва ли не исключительно о достижениях, забывая о просчётах, ошибках и заблуждениях. Вряд ли такая позиция способствует христианской подлинности нашего самосознания и трезвости нашей духовной самооценки. За многие годы существования восточно-славянская культура создала великое искусство, в первую очередь - уникальную литературу. Нам передано огромное культурное наследие. Но, двигаясь вперёд, нам нужно задуматься, с какой частью этого наследия мы собираемся жить дальше. С той частью, которая приведёт нас к приятному для нашего тщеславия, но пагубному для души ощущению, что мы прекрасные христиане, да и вообще - лучшие люди в мире, а всё зло от других, от таинственных заговоров злых мировых сил? Или мы будем обращаться к тому наследию, которое заставит нас понимать, что быть христианином прежде всего значит: винить не других, но себя, искать причины бед и неурядиц в себе самих и видеть конечную цель бытия не в утверждаемом силой земном могуществе, а в преодолении, преображении себя на путях Христовых. КИФА № 2 (188), февраль 2015 года |