Что могут женщины Рассказ о конференции Православного богословского исследовательского форума «Вдохновение через века: женские служения в Православной церкви» Утром в понедельник 8 сентября мы поехали в конференц-центр в Ходдсдоне. Это очень красивое место, и именно здесь проходил съезд братства св. Албания и прп. Сергия, тут бывали о. Сергий Булгаков и деятели РСХД. Место расположено недалеко от Лондона, но впечатление такое, что ты выехал в заповедные места. Какие-то дивные столетние деревья, поле – как ворсистый ковер, можно ходить босиком... Бегают зайцы и белки, тепло по-летнему. Конференция открылась с небольшой задержкой – ждали митрополита Каллиста (Уэра). Владыка вошел очень скромно. Мы вчетвером1 встали по привычке: епископ, да и старец в летах почтенных. Все тоже встали, озираясь. Владыка зашел и даже не заметил, что его поприветствовали. Митрополит Каллист и 80 свечек Доклад вл. Каллиста открывал конференцию и представлял собой пересказ основных сведений об особенностях участия мужчин и женщин в церковных таинствах («Женщины и мужчины в сакраментальной жизни Церкви»), а точнее о том, что никакой разницы в качестве участия по существу нет. Владыке задавали множество вопросов, покуда он «женской» темой занимается давно и известен своими «прогрессивными» взглядами. После доклада в перерыве мы подошли к нему, и он сам обратился к нам – узнал и понял, что мы из Свято-Филаретовского института, сразу вспомнил прошлогодний визит ректора института, о. Георгия Кочеткова, с группой паломников. Мы передали владыке поклон от о. Георгия и подарили новое издание СФИ – книгу К.Х. Фельми «Введение в современное православное богословие»; похоже, книга вызвала у вл. Каллиста искренний интерес. Фотографии с о. Георгием и паломниками, попавшей даже в фильм «Православие на Британских островах», он весьма обрадовался, передал о. Георгию поклон и приветствие. У владыки 11 сентября восьмидесятилетие, его здесь тепло поздравили (он задувал 80 свечей), и наш подарок пришелся к юбилейным поздравлениям очень кстати. Следом по программе стоял доклад методистского профессора из США Джеймса Нельсона, который рассказывал что-то совершенно невозможное о связи богословия с нейропсихологией (показывал нам картинки мозга и рассказывал, какое полушарие склонно к реакции на мистическое у мужчин и женщин :)). Из-за лимита времени ни ему, ни мне (а я выступала за ним) вопросов не задавали. Так что возможность получить какие-то отклики на мой доклад («Особенности женских церковных служений в литургико-канонических памятниках») была только в кулуарах. Владыка Каллист, когда оказался рядом, сказал «Isympathise your presentation»2 и назвал то ли меня, то ли мой доклад «энциклопедией». Я подумала, что это не так плохо. Одна гречанка-профессорша, Афродита Папайани из университета Лондона, похвалила доклад: сказала, что структура изложения и аргументация была ей совершенно ясна (сама она византолог, занимается взаимоотношениями Византии и Западной Европы в Средние века). После ужина в понедельник и вторник о. Андреос Андреопулос совершал малое повечерие (в среду у него был порыв дать что-то и сестрам почитать, и мы с Соней Андросенко читали два псалма по-русски). Во вторник, 9 сентября, Мэри Каннингам сделала по-английски строгое и сдержанное сообщение о Элизабет Бер-Сижель и Венди Робинсон (две женщины, фактически открывшие дискуссию о женских служениях в церкви; похожие судьбы, сходные мысли); о. Ефрем Лаш поделился воспоминаниями о насельницах одного монастыря в Европе, где жили три монахини (бельгийка, румынка и русская еврейка из Одессы), никуда из монастыря не выходили, отношение к православию эстетическое (Лидия Крошкина сидела рядом со мной и комментировала: это как раз то, с чем в монашестве никак не могла примириться мать Мария (Скобцова)). Ник Мэй-Смит рассказывал о женских церковных служениях в Англии до норманнского завоевания и показывал интересные картинки: например, барельеф с изображением диаконисс – между ними стоит раздетая крещаемая. После перерыва выступал Майкл (Михаил) Сарни (оказалось, что он из Киева, духовное чадо митрополита Сурожского Антония); его сообщение, довольно живое, было посвящено истории англо-саксонских монашеских общин, в которые объединялись как братья, так и сестры, и жили на территории одной обители. Следом выступала София Андросенко с докладом о служении женщин-катехизаторов в Преображенском братстве. Её доклад вызвал большой интерес и был очень хорошо принят: помимо сообщения о собственно служении сестер-катехизаторов она представила рассказ о катехизации в братстве, своем опыте оглашаемой. Это была очень живая нота во всей конференции. Сестра Кассиана, монахиня из монастыря Эссекс, представила доклад о почившей монахине из Эссекса же с. Гаврилии. Доклад Лидии Крошкиной был посвящен прпмч. матери Марии (Скобцовой). Лидия давно и плодотворно занимается наследием м. Марии, и тема эта в нашем контексте разработана. Однако для слушателей, как мне показалось, воспринимать доклад было непросто, покуда монашество матери Марии – революционное по отношению ко всему, что привычно соответствует образу православной святой. Как всегда, проще иметь символический образ святого и им услаждаться, а у м. Марии вся её святость – вызов. Мне кажется, что пока эта тема плохо вмещается в людей. После Лидии выступал Дмитрий Салапатас: его доклад был довольно веселым. Он рассказал о преобладающем отношении к возможностям женщин петь и выступать авторами песнопений в греческой православной среде. По опросам выходило, что женщина – как безголосое, так и довольно слабоумное создание, и ему не место даже в хоре. Свой доклад читает Зоя Дашевская Третий день конференции начался с литургии. Начали служить в 7.00; в офисном помещении поставили стол-престол, подсвечники. Служил о. Андрей Лауф, пожилой священник и одновременно оксфордский профессор, который сразу после литургии делал доклад о св. Макрине, сестре свв. Григория Назианзина и Василия Великого. В «хоре» пели о. Ефрем, о. Андреос Андреопулос и Димитрий Салапатас (ни одну сестру не пригласили – видимо, так и не поверили до конца, что женщины могут петь); пение было греческим; несмотря на то, что грекоговорящих было немало, никто не подпевал. Вслух о. Андрей читал только анафору; после Писания никакого слова не было, тропарь третьего часа он также читал, хотя, казалось бы, греки этого не делают. Из отцов причащался только о. Андрей Лауф; ни о. Ефрем, ни о. Андреос Андреопулос не причащались, из собравшихся причастниками были менее половины. Женщинам, конечно, никто даже и не предполагал дать что-то прочитать - Апостола, например, или сказать слово, ну, на худой конец петь в хоре. Так что тема конференции оказалась совершенно умозрительной, о приложении к жизни этой проблематики никто не задумался. Потом конференция продолжилась и завершилась своим чередом. В кулуарах к нам подошел о. Ефрем Лаш, очень просил перевод Литургии, сделанный о. Георгием Кочетковым. Сам он переводит богослужение, и новый перевод на русский язык очень его интересовал. Мы дали ссылки на личный сайт о. Георгия, о. Ефрем был очень рад. В целом конференция была весьма скромной, но масштабной по западно-православным меркам. Всего в ней участвовало человек 40, не только православные, были и англикане, и методисты, и католики. Для нас, безусловно, конференция была школой, так что за это слава Богу. По окончании конференции мы с Ксенией Цветковой в среду ближе к вечеру перебрались в Лондон и остались еще на несколько дней. Это позволило нам посетить Национальную галерею, галерею Тейт-Британ и Британский музей. Собрание Британского музея не сравнить с нашим Историческим музеем в его современном виде. Англичане как колониальная держава ощущали себя в центре мира (мне так показалось), поэтому и собрания у них первоклассные. Удивительно, насколько малочисленно собрание Византийской «части» коллекций во всех музеях, восточно-христианского искусства – по сравнению с масштабным собранием западноевропейского искусства христианской Европы Средневековья и Возрождения. Что говорить, русского (церковного) искусства в этих галереях нет совсем. В субботу мы решили посмотреть Вестминстер, и покуда за вход берут 18 фунтов, а если приходишь на молитву - ни цента, то мы пошли на субботнюю утреннюю молитву, и не пожалели. Пришли на час раньше и целый час гуляли по двору настоятеля, посмотрели, как собираются на утренние субботние занятия ученики и преподаватели элитной вестминстерской школы. Утреню совершали в маленькой боковой часовне: служили два пресвитера, чин чрезвычайно простой: вводные молитвы, 33-йпсалом, старший пресвитер прочитал два чтения – из Ветхого завета (из Царств) и из Нового завета (из Деяний), потом, кажется, Магнификат и молитва своими словами - молился младший из двоих. Молитва была свободной, он никого не забыл: и королеву, и настоятеля, и о примирении всех враждующих в разных концах земли – обо всем мире помолился. Потом мы решили «навестить» королеву и пойти в Букингемский дворец. Когда попадаешь во дворец одного из немногих оставшихся в Европе монарших домов, то тебя охватывает поразительное впечатление: ты видишь непрерванную традицию. Во дворце великолепное собрание живописи: Рембрандт, Рубенс, Лотто, Мурильо, Веласкес, Клод Лоррен, Каналетто, Гверчино. Особенно поразили два автопортрета Рембрандта и Рубенса: совершенно разный подход. У Рембрандта, как всегда, размышление над внутренним человеком; каждый автопортрет – веха во времени, точка, через которую проходит вертикаль; у Рубенса – портрет мастера, который он подарил Карлу V, ценителю искусства. Художник имеет власть, которая сродни могуществу Творца, сотворившего всё, и поэтому он – «круче» монарха, у которого вся его власть, какой бы крепкой она ни была, – только «здесь». В воскресенье поехали в Оксфорд: вначале на литургию в храм и центр, который был создан Николаем Зерновым. К 18.00 пошли на молитву в Крайст Черч (это самая известная церковь в Оксфорде, древняя, с огромным внутренним двором). Там мы стали свидетелями удивительного события: четверых мальчишек (обычные мальчишки, только лица у них оксфордские :)) принимали в хористы по особому чину. Мальчики были одеты в одежды хористов (красный подрясник, белый стихарь). Это было принесение обета: «желаешь ли ты...», каждый отвечал и каждому вручалась перевязь, потом о каждом совершил молитву sub-dean3: «да благословит Господь твои входы и исходы», - и это все происходило в собрании, в полном храме, на глазах у всех. Вернулись мы в Лондон довольно поздно и рано утром улетели в Москву. Зоя Дашевская, декан богословского факультета СФИ ------------------------- 1 В конференции участвовали четыре представителя СФИ: З.М. Дашевская, Л.В. Крошкина, С. Андросенко и К. Цветкова. 2 Одобряю Ваш доклад (англ.) - Ред. 3 Второй священник собора (англ.) - Ред. КИФА № 13(183), ноябрь 2014 года |