От составителей Герб Екатеринбурга Екатеринбург имеет печальную славу места убийства царской семьи. В 2000 году после долгих споров последний российский император и члены его семьи были канонизированы и в настоящий момент почитаются как царственные страстотерпцы. Отношение к канонизации последнего российского императора остается неоднозначным. Бесспорно другое - история новомучеников и исповедников Церкви Русской является важным духовным опытом жизни православной церкви на уральской земле. Неслучайно именно в Екатеринбурге родилась идея выставки «Неперемолотые. Опыт духовного сопротивления на Урале в XX веке». Выставка экспонировалась во многих городах России, от Хабаровска до Архангельска. За время ее подготовки были собраны уникальные документы, свидетельствующие о великой силе и бескомпромиссности веры, которую явила церковь, сопротивляясь безбожной власти. Если говорить о недавней истории Екатеринбургской епархии, стоит отметить, что именно здесь по инициативе правящего в то время архиерея - архиепископа Викентия (ныне митрополита Ташкентского) - впервые в нашей стране на официальном уровне в церкви было принято решение не крестить людей, не прошедших катехизации. На данный момент приходится с сожалением признать, что эта благая идея не воплотилась в полноте, но, даст Бог, о добрых намерениях вспомнят, а они, в свою очередь, принесут достойные плоды, дабы Свет Христов просвещал всех. Редакция регионального приложения в Екатеринбурге О первой любви Из истории Свято-Екатерининского малого православного братства Первая группа из Екатеринбурга после воцерковления в Москве (1992 год) Братство в Екатеринбурге начиналось, можно сказать, с духовной жажды. В конце 1980-х – начале 1990-х годов, когда неожиданно пал безбожный режим, мы почувствовали «свежий ветер», народ стал пробуждаться от страхов, открылись архивы, у людей начались поиски духовных корней, особо заговорили о духовном возрождении. Появились документы, справки о реабилитации невинно осужденных, вернули имя городу, некоторым улицам. Неслучайно оглашение в Екатеринбурге началось в 1991 году. Тогда началась и до сих пор продолжается длительная катехизация. Первым и очень важным для нас делом было собирание церкви, оглашение и духовное образование. После нашего воцерковления к нам обратилось много наших друзей, знакомых, родственников, чтобы так же постепенно, осознанно, достойно войти в церковь. Мы регулярно приглашали катехизаторов, Александр Михайлович Копировский читал лекции об иконописи, отец Георгий Кочетков проводил открытые встречи о христианстве, к нам приезжали в разное время катехизаторы Преображенского братства, мы собирались на братские трапезы-агапы, помогали в оглашении. У нас даже не было мысли о том, чтобы расходиться, так скрепился наш союз благодатью, и мы возрастали в новой для нас жизни – жизни церковной, жизни по вере. «Заразились» идеей рождения общины, прочли в журнале «Православная община» правила и принципы жизни общины и решили, что будем жить именно так, по Евангелию. Мы разделяли друг с другом все невзгоды и радости, собирались вместе, читали Евангелие, вместе молились, учились. Мы просили отца Георгия открыть заочное отделение СФИ (тогда еще он назывался МВПХШ), слушали лекции на бобинах магнитофона по Ветхому и Новому завету отца Георгия Чистякова, по катехетике и таинствоводству отца Георгия Кочеткова. Писали духовные дневники, собирали библиотеку, делали конспекты первых в нашей жизни духовных книг, к которым относились с большим трепетом и читали их с жаждой. Братство помогает восстанавливать храм в городе Полевской, Свердловская область (1990-е годы) Для нас, когда-то совершенно нецерковных людей, важным духовным событием было вхождение в Церковь как в собрание верующих, живущих единой жизнью друг с другом в православной традиции. Первым подлинным примером было собрание церкви на Светлую седмицу, которое включало в себя ежедневную Евхаристию в течение всей седмицы, а после Евхаристии - встречи и общение в молитве, «трапезу любви» – агапу и духовные таинствоводственные беседы. Их проводил отец Георгий Кочетков в Москве в храме Сретения иконы Божией Матери Владимирской после того, как несколько братьев и сестер крестились, а те, кто уже был крещен, восполнили крещение таинством Просвещения. В Екатеринбург мы приехали вдохновленные, первый храм, куда мы пришли, был храм Всех святых на Михайловском кладбище. Сейчас представить трудно, что тогда собиралось на воскресную литургию совсем немного людей, а на Пасху не причащали, но народ битком набивался в храм, и мы по договоренности со священником выходили на причастие через боковые двери, т. к. причащали только больных и детей, вот мы по чину «больных» и причащались. Приходу помогали во всем, преподавали в детской воскресной школе, писали иконы, шили облачение, вели оглашение со взрослыми. К длительному оглашению в нашей епархии относились по-разному. Владыка Мелхиседек (Лебедев) встретился с отцом Георгием Кочетковым в 1993 году и благословил нас искать место для храма, а пока регистрировать общину на дому. Так была зарегистрирована община Георгия Победоносца, в которую затем вошли братья и сестры из других, позже воцерковившихся групп. Он хотел рукоположить одного из наших братьев, чтобы собирать церковь, создавать евхаристическую общину, а затем и миссионерский приход, но после его перевода из Екатеринбурга идею домового храма нам не удалось осуществить. Епископ Никон (Миронов)*, как только вступил на кафедру в 1994 году, пригласил нас на прием. Мы пришли с настоятелем храма, где проводили оглашение, он, увидев огласительную программу и список литературы, был взбешен и заставлял нас отречься от о. Георгия Кочеткова, а также отказаться от чтения книг о. Александра Меня, о. Александра Шмемана идр., книги которых он приказал в семинарии сжечь. Мы устояли. Следующим его шагом было несколько рукоположений наших братьев: епископ хотел поодиночке всех раскидать по епархии, при этом при рукоположении также заставлял отрекаться от отца Георгия. Этот шаг был более «удачен». Братья, которые рукополагались позже, зажигались идеей создания своего прихода, обременялись хозяйственными делами. И несмотря на то, что мы помогали восстанавливать храмы, пели, шили, ремонтировали, приходили и ездили на службы, опыт «первой любви» забывался. После оглашения рукоположились 14 наших братьев, правда, не все в нашей епархии, и теперь они по-разному относятся к братству и опыту оглашения: кто-то враждебно, кто-то равнодушно, кто-то сочувственно, а кто-то никак. Важным, знаковым событием для братства было знакомство в 1992 году с отцом Петром Мангилевым, который был переведен в Екатеринбург для создания семинарии. Познакомила нас с ним секретарь архиепископа Мелхиседека, и несмотря на трудные отношения разных епископов к нам, мы до сих пор сохраняем дружеские отношения. Помню несколько мест в Екатеринбурге, которые мы искали под храм и где мы молились. Все они ныне принадлежат церкви. Это ДК «Автомобилистов», там начиналось оглашение, потом прямо в этой комнате сделали крестильню Троицкого храма. Мы также молились в пустом пространстве бывших художественных мастерских, где позже был возрожден Крестовоздвиженский храм, потом мы туда приходили к отцу Петру Мангилеву. Были попытки некоторых братьев начать оглашение на приходе по сокращенной программе, договаривались с отцом Петром и с другими священниками. В братстве был более или менее удачный опыт оглашения на приходе, длительного и короткого. Екатерина Недзельская Всё Свято-Екатерининское братство. Зима 2012 года ------------------------------------ * В 1999 году епископ Никон (Миронов) после разразившегося в епархии скандала был в возрасте 39 лет уволен на покой согласно прошению. КИФА №14(184), ноябрь 2014 года |