gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
30.10.2014 г.

О воде из крана, тачке-«маруське» и другом

Image 

А по бокам-то всё косточки русские...

Н.А.  Некрасов, «Железная дорога»

В первый момент музей канала им. Москвы произ­водит едва ли не шоковое впечатление неверо­ятным смешением всего и вся: на фоне больших, во всю стену, фотографий стройки канала, на ко­торых видно, что канал строили заключённые, портреты Ленина, Сталина и Маркса, агитплакаты и фотографии тех лет. Красные знамёна и личные вещи руководителей канала, и тут же тачка - «маруська», как её называли заключённые, и обломок лопаты, найденной на каком-то из шлюзов, - основного орудия труда заключённых. «Иконы» 30-х - парадные портреты вождей и строите­лей канала, - и современные иконы Богоматери.

Экскурсия по музею, которую ведёт директор музея, Галина Александровна Герке, столь же эклектична. Рас­сказы о руководителях канала - «специалистах высо­чайшего класса» - перемежаются историями из жизни строивших канал заключённых находившегося на этом месте Дмитлага. Победные реляции из истории строи­тельства и трагические судьбы репрессированных и их семей. Вся жизнь директора музея связана с каналом. Она пришла сюда 17-летней девочкой в качестве уче­ницы чертёжника, дослужилась до начальника отдела труда (отдел кадров?), а вот теперь - почётная пенсия - директор музея. На будущий год исполнится 60 лет с тех пор, как она работает на канале. Галина Александровна готова рассказывать о каждом, чьи фотографии мы видим на стенде, и почти всё время звучит: «Наш ка­нал - самый красивый из всех каналов». И через слово: «Его посадили... Расстреляли... А этот (показывает на фотографию одного из руководителей канала) из заклю­чённых... А вот видите, маленькая деревянная табличка с надписью: я сделал... таких табличек. Человек хотел оставить по себе хоть какую-то память. В 1936 году на стройке канала работало 193 тысячи заключённых и 22 тысячи вольных». И снова, уже о тех, кто здесь работал в 50-х и позже: «Мне так повезло, что я с ними работала».

К 1937 году стройка была закончена. За два дня до пуска воды посадили всех руководителей строительства.

Едем дальше с другим человеком - Галиной Ива­новной Юрченко. Она тоже «болеет» каналом, точнее, трагедией его строительства. Эта «болезнь» началась с надписи, найденной ею на бетонной опоре одного из шлюзов. Она до сих пор жалеет, что не записала, что вы­царапала здесь рука заключённого. С тех пор она ищет (и находит!) следы настоящих строителей канала. Это она нашла «элементы строительного оборудования», как значится на подписи под экспонатами, - обломок лопаты, заржавевший молот... Мы едем дальше через Дмитров по дороге, ведущей в Дубну. С трудом находим плохо заметный с шоссе поклонный крест. Он не так давно установлен здесь на месте захоронения заключён­ных, умиравших на «ударной стройке социализма» - ка­нале имени Москвы - от непосильного труда и тяжелых условий жизни. Самыми тяжёлыми были, по свидетель­ству самих заключённых, земляные и бетонные работы. Человек на таких работах при тяжелейших условиях жизни и скудном питании выдерживал не больше меся­ца. Сюда, в лес, умерших свозили на телегах- грабар­ках- по несколько трупов вповалку на каждой. Увидеть телегу с её страшным грузом было в то время обычным делом, частью быта. Очевидцы рассказывали, что встре­чали её каждый день.

Вот рассказ одной из свидетельниц этого страшного времени. Будучи ещё ребёнком, она с родителями от­дыхала летом под Дмитровом. И вот поползли слухи: в этих местах пройдёт канал Москва - Волга, и многие де­ревни будут затоплены. Строительство началось летом 1933 года. «По дороге на станцию зияет колоссальный ров, и в нём ... тысячи рабов... Они откидывают землю лопатами и толкают по доскам в грязи тяжеловесные примитивные тачки...» Хлеб был по карточкам. Заклю­чённые просят хлеба и курева. Кто-то из жалости отдаёт им своё последнее. Охранники не разрешают: «Эй, вы, там, проходите, живо!» Другие без оглядки спешат мимо (самим не хватает); третьи зло матерятся: «Туды их, сволочь, поделом сидят, шпионы, враги народа!» Никто никому не сочувствует: «...люди предпочитают молчать ...пожалеть страшно ...Никому не хочется угодить в ров ...Самое лучшее средство от меланхолии - не смотреть в ту сторону...» Гулять стало опасно, т. к. в лесу можно было встретить беглого «копалика», или «каналью», как называли заключённых местные жители, и чем может закончиться такая встреча, неизвестно.

Что нам делать с этими воспоминаниями? Может, и нам «не смотреть в ту сторону»? Но ведь что-то осталось в нас от того жестокого времени. Равнодушие? Недо­верие друг к другу? Как изжить эти тяжкие последствия времени всеобщего страха и ненависти?

Канал строился 4 года 8 месяцев. За это время через эту «стройку социализма» прошёл 1 млн 200 тыс. за­ключённых. Их имена канули в Лету – архив канала во время войны уничтожен НКВД. Но память о безымян­ных строителях сохранилась: 70% воды, текущей из мо­сковских кранов, по сей день берётся отсюда, из канала им. Москвы...

Вера Карулина

КИФА № 13(183), ноябрь 2014 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!