Что такое встреча с БогомНа вопросы Открытых встреч отвечает священник Георгий Кочетков
Филипп приводит ко Христу Нафанаила (Ин 1:45). Сербия, Дечаны. XIV в. Можно ли сказать, что для христианина не важен результат действия его любви? Например, если соседи по коммуналке делают тебе постоянно гадости, а ты воспылаешь к ним настоящей любовью, тогда тебе будет неважно, как они будут реагировать на твою любовь? Это, конечно, немного провокационный вопрос. Если соседи постоянно делают тебе гадости, это говорит о том, что любви-то у них нет, и не предвидится, и что нужно принимать какие-то меры, может быть, написать куда-нибудь жалобу - с любовью, конечно. Понятно, что всё это надо делать с любовью. С другой стороны, любовь всегда бескорыстна, она не может быть утилитарна, она не может существовать в поле житейской полезности. Правда, смотря какая любовь. Но если это любовь христианская, любовь благодатная, то она действительно не думает о своей пользе, «не ищет своего». Это уже раз и навсегда сказано было апостолом Павлом. Так что, конечно, как говорится, молись, а к берегу гребись. Люби соседа, который делает тебе постоянные гадости, но всё-таки не теряй меру и не теряй трезвенного чувства того, что иногда можно что-то и подправить, какие-то простые вещи этического свойства поставить на свои места, чтобы он не злоупотреблял твоей любовью. Другое дело, повторяю, что любовь есть любовь, она не будет здесь слишком усердствовать, не будет слишком уж думать о себе, и будет желать пользы ближнего больше, чем своей пользы. И поможет «прикрутить» свои эмоции - раздражение, или обиды, или тем более озлобление. Это правильно, так христианину надо поступать всегда. Но нужно и внешний порядок наводить, и внутреннюю любовь не терять. Вот соотношение того и другого - вещь сложная, баланс того и другого находится обычно не сразу, тут надо над собой поработать. И вообще - полезна ли для человека настоящая любовь? Не избалует ли она его? Только что я уже говорил, что любовь не может рассматриваться в категориях полезности. Иначе это не любовь, а что-то другое. Иногда бывают люди очень ласковые, очень приветливые внешне; они поступают по принципу «ласковый телёнок двух маток сосёт». Но это не разговор о любви, это разговор о хитрости человеческой. Ведь любовь - если не рассматривать её с утилитарных позиций, но и не считать, что это одни сантименты, - требовательна. И если помнить об этой требовательности, то любовь принесёт добрый и многий плод. Можно ли говорить, что ситуации выбора, в которые попадают люди, сами по себе нейтральны, а то, что в результате происходит что-то доброе или злое, зависит от того, какой выбор сделал человек? Ну почему это вдруг? Ситуация - это обстоятельства. Обстоятельства могут быть плохими, а могут быть хорошими. Поэтому я не могу согласиться с такой постановкой вопроса, ведь ситуация совсем не нейтральна. Так что надо, конечно, как-то думать, в какую ситуацию ты попадаешь. И если тебе нужно выбирать между двух зол - это одна ситуация, если тебе нужно выбирать между добром и злом - это вторая ситуация, если между добром и добром - это третья ситуация, если между любовью и злом или любовью и добром - это ещё что-то новое. Надо учитывать, что обстоятельства имеют очень большое значение, они совсем не нейтральны. Как совместить знание о первобытном примитивном человеке и рассказ об Адаме и Еве, которых называют венцом творения? Слишком уж первобытный человек не похож на этих светлых райских жителей. Я не знаю, что тут имеется в виду под первобытным человеком. Может быть, какое-нибудь человекообразное существо, которое жило сотни тысяч лет назад, и которое, в общем-то, с точки зрения христианской, назвать человеком ещё нельзя. Хотя внешне высокоорганизованное существо вполне могло существовать, но «в ноздрях его» не было дыхания Духа Божьего. Всё-таки мы ценим в человеке, прежде всего, проявление живого образа и подобия Божьего. Поэтому мы не думаем, что первобытный человек - это вообще какой-то некий древний человек, у которого есть все те же органы, что и у современного человека. Мы, конечно, понимаем, когда читаем рассказ об Адаме и Еве, что мы говорим об отношениях человека с Богом, о тех потенциях, которые вложены в человеческое существо, в человеческий дух. И вообще мы воспринимаем человека именно как духовное существо, обращённое к Богу, обретающее смысл своего существования только пред лицом Божьим, только в общении с Богом и ближними, только в этой возможности проявить свою богосообразность и своё уподобление Богу. Вот в чём суть. Поэтому в вопросе речь идёт, может быть, совершенно о разных явлениях. Почему обычно священник на приходе не уделяет достаточно времени личному общению с людьми? Ну, во-первых, если речь о старых священниках, то потому, что в советское время их не учили общаться с людьми. Более того, запрещали всякое общение, это считалось почти что преступлением. Таких священников снимали с прихода и отправляли, как говорится, «в Воловьи Лужки». И священники разучились общаться. Кроме того, они исторически немного превратились в определённую касту, поэтому довольно часто не очень хорошо понимают других людей. Так что, к сожалению, иногда им трудно общаться. Общение - это тоже искусство, это определённое дерзновение, смелость, это умение брать на себя чужие трудные обстоятельства, а то и согрешения. Это всё непростые вещи. И нельзя со священника требовать готовности к общению в любую секунду. Никто с себя же не требует такого. Мы можем воспринимать это как идеал, как свою цель, к которой мы стремимся, но механически требовать этого нельзя. А приход, к сожалению, часто ещё и загружает священников очень многими второстепенными вещами. Есть очень много деталей, которые, может быть, уже отжили свой век. Но у священника не всегда хватает разума или смелости от этих деталей, от этой бесчисленной мелочёвки освободиться, чтобы у него просто были силы и время для общения. Так что здесь может быть много причин. Ну и наконец, многое зависит от того, кто жаждет этого общения. Иногда люди на себя не смотрят, а ведь бывает, они сами виноваты в том, что никак общения не получается. Как понять, что тот духовный опыт, который тебе предлагается, истинный? Ну, что значит «духовный опыт предлагается»? Опыт - это обычно довольно личное понятие. Он не предлагается. С ним можно познакомиться, им можно постараться поделиться. Но это всё-таки не товар какой-то, «хочешь - бери, хочешь - не бери». Истинность же опыта определяется по духу и по плодам. Но чтобы знать, как оценивать эти вещи, надо иметь этот дух истины в себе. И плоды надо уметь оценивать - какие плоды от Бога, какие нет. А это уже тоже требует в свою очередь духовного опыта от человека, воспринимающего чужой опыт. Так что это вообще всегда большая проблема, людям никогда не было просто разбираться с чужим опытом. В то же время надо быть открытым к опыту других людей, надо иметь определённое доверие к нему. Но проверять нужно обязательно, исследовать духов - от Бога ли они - нужно обязательно. Что делать, если тебе кажется, что всё хорошо, всё устраивает и нет желания чего-либо искать? Это говорит о том, что человек равнодушен, что он, скорее всего, обыватель. Его всё устраивает, он житейски обеспечен, и, в общем-то, не столько живёт, сколько прозябает. Надо просто уметь себя оценить, отнестись к себе критически, надо понять, что тебе не хватает любви. Потому что только любовь делает человека неравнодушным к миру, к жизни, к себе, к другим, к Богу. Вот и всё. Надо быть просто трезвенным, и тогда поймёшь, что на самом деле в жизни слишком много зла, слишком много греха, слишком много тёмного, мрачного, слишком много страданий. И поэтому считать, что всё хорошо, может только одномерный, индивидуалистически настроенный и не очень добрый человек. Что такое встреча с Богом? Встреча с Богом? Ну, это самый простой вопрос. Что такое встреча? Встреча - это общение. Допустим, люди между собой не общались, и вот они встретились. И возникла возможность общения в любви, в духе, в свободе, в истине, в творчестве... То же самое встреча с Богом. Человек мог не знать Бога, быть закрытым, не иметь доверия к Богу, к божественному действию, к божественной Любви, и вдруг открываются эти клапаны, открывается сердце, и человек обретает это доверие, обретает этот свет, обретает эту радость. Он чувствует благодарность и подъём сил, он чувствует, что жизнь наполняется смыслом и духом. Вот это и есть встреча. У неё могут быть долгосрочные плоды, а могут быть и краткосрочные - это другой вопрос, это уже зависит от того, кто какие выводы сделает из этой встречи. Так что это очень просто. Потому что человек так создан: как говорил Тертуллиан, «душа по природе христианка», т. е. сердце человека по самому своему устроению «наиболее адекватно» чувствует себя в общении с Богом. А без общения с Богом тоскует человек, ему становится плохо, его начинают разрывать страсти. Без общения с Богом он впадает в уныние, он находится всё время на грани какого-то недостойного существования. И что же, у человека нет элементарного ума, чтобы эти вещи понять? Конечно, есть, или должен быть. КИФА №16(186), декабрь 2014 года |