Приход должен быть единой семьёйИнтервью епископа Бишкекского и Кыргызстанского Даниила газете «Кифа»Епископ Бишкекский и Кыргызстанский Даниил
Владыка, Вы начали управлять епархией совсем недавно. Можете ли Вы уже отметить какие-то особенности церковной жизни в Киргизии? Такие особенности, конечно, есть. Земля Киргизия, и Ташкентская и Средне-Азиатская епархия, в состав которой она входила, всегда была таким отдалённым уголочком, и духовенство, и народ здесь жили как-то самостоятельно. Лишь несколько лет назад Киргизия была выделена в отдельную епархию, и православные люди лишь как бы привыкают к иерархии, к тому, что архиерей всегда рядышком, что к нему можно прийти, что можно посоветоваться, благословения спросить. Это первая особенность. При этом, конечно, менталитет Средней Азии, Востока, самого Кыргызстана, традиции киргизов отражаются на всех, кто здесь проживает, в том числе и на русских. Только в самом Бишкеке проживает 152 национальности, причём среди них меньше всего тех, кто исповедует православие. Православные в основном - русскоязычные люди, не только русские, и восточная ментальность, конечно, на них отражается - и приветливость, и добродушие, и простота - всё это есть здесь в людях, простые они, ничего не держат за душой: что есть, то есть. Вот это вторая особенность. Сказывается ли на церковной жизни то, что сейчас из Киргизии идёт большой отток русского населения? Конечно. Прихожан становится всё меньше. Но что делать? Есть определённые тенденции, их можно притормозить, но нельзя остановить. Это зависит уже от внутренней политики самого государства, от стабильности экономики и социальной жизни. Я верю, что Киргизия со временем поднимется. Бог дал Киргизии всё: и ресурсы, и образование. Ведь среди среднеазиатских республик Киргизия по образованию на первом месте, в Киргизии самое большое количество университетов достаточно высокого уровня. И просвещённость здесь - некая тенденция. Я надеюсь, что эти положительные моменты в самом государстве будут играть только на положительное, на то, чтобы русские оставались здесь, жили, умножались, трудились и помогали Кыргызстану развиваться. Мы все понимаем, что русские играли здесь роль именно устроителей, поднимателей. Они подняли эту землю, и можно не сомневаясь сказать: русские помогли киргизам создать своё государство. Это важный момент. Но мы не должны этим кичиться, наоборот, мы должны понимать, что должны продолжать помогать этому народу в его дальнейшем развитии, именно в утверждении и самоутверждении, развитии государственности... При том, что киргизы по ментальности близки к русскому народу. Сегодня на литургии в соборе были две киргизки, значит, всё-таки киргизы принимают православие? К сожалению, многие киргизы уходят в секты, причём христианские. Надо работать над тем, чтобы людей потихонечку выводить оттуда. Это тяжёлая, рутинная, длительная работа. Надо приводить людей к православию или исламу (мы не должны забывать, что основная тенденция в религии здесь - ислам, а затем уже православие). Я надеюсь, что тем, кто будет выходить из сект с христианскими тенденциями, православие будет ближе. Поэтому люди потихонечку приходят, и моя первая задача - ни одного человека, тем более из киргизов или людей других национальностей, - не отрешать, т. е. не отталкивать, а, наоборот, принять с любовью, чтобы они себя чувствовали как дома. Есть ли такие вопросы современной церковной жизни, решение которых Вы считаете наиболее важным, актуальным для обновления, развития церковной жизни в епархии? Мы сталкивались здесь с тем, что некоторые священники унывают: русские разъезжаются, прихожан всё меньше... Конечно, печальные, упаднические настроения есть. Нужно консолидировать русский мир, объединять людей, и, конечно, моя задача - это объединение вокруг храмов именно русского мира, чтобы не было раздробленности, но чтобы чувствовалась именно сила и единство мира, чтобы было единение. Пускай хоть 40-50 объединений, но они собраны вокруг храма, и люди знают, что это православные. Это очень важный момент. Да, народа стало меньше, и русского тоже, но они не исчезли. Конечно, очень мало людей проживает на юге Киргизии, но в Бишкеке и на Иссык-Куле ещё очень большой потенциал... Здесь люди живут, и к ним приезжают гости, круглый год отдыхающие приезжают то в горы, то летом на Иссык-Куль, тем более что природа тут действительно просто божественная. И русские стремятся сюда, потому что знают, что здесь можно спокойно и дёшево отдохнуть, и при этом не надо куда-то далеко ехать, выкладывать большие деньги. И комфортно, и просто, и качественно, и экологически чисто. Эта тенденция сохраняется, и я говорю отцам: вы не унывайте! Конечно, тяжело становится, но ничего, живём ведь... Как возможно достичь такого церковного единения? Достичь этого возможно только через консолидацию самого духовенства, чтобы прежде всего священники чувствовали себя единой семьёй, чтобы не был каждый сам по себе, чтобы священники имели попечение, переживание друг за друга. А отсюда уже вырастает забота непосредственно о прихожанах, о том, чтобы это были не просто захожане, но прихожане, которые есть единая семья. Вот чего я добиваюсь. Но и самому надо в первую очередь показывать пример своей жизнью. Хотя бы в масштабе Воскресенского кафедрального собора - здесь тоже должно быть единение, должно быть качество церковной жизни, приход должен быть единой семьёй. Когда я только приехал, то увидел разрозненность людей: например, бабушка с дедушкой реально чуть не подрались, а спор был в том, можно ли исповедоваться вечером накануне литургии или же правильно исповедоваться во время литургии. Это элементарный вопрос. Понятно, что предполагается исповедоваться вечером, чтобы уже вечером пребывать в покаянии, а наутро готовиться к литургии, к принятию Тела Христова, а не суетиться. Есть практические вопросы, есть святоотеческие, есть канонические. Возникновение таких вопросов связано с тем, что народ немножко не воцерковлён, даже внутри церкви. То есть уже понятно, что необходимо просвещение, в том числе и крещёных людей? Конечно. У нас тут есть забота об образовательном деле. И опять же для этого необходима консолидация духовенства, чтобы звучала проповедь, чтобы священники понимали, что нужно объяснять элементарные вещи. Я обращаю на это внимание и стараюсь сам это делать. Например, бывает, что в соборе люди неправильно подходят ко причастию, т. е. видно, что они не понимают, что делают, хотя многие из них являются прихожанами. Практически каждый раз после службы я объясняю, объясняю, объясняю, потихонечку, мирно: братья и сёстры, есть определённые традиции, есть правила... Важно, чтобы люди не просто услышали и поняли, но ещё и приняли, и исполнили это в своей жизни. Как Вы относитесь к проведению в епархии огласительных бесед? Здесь проводятся обязательные беседы перед крещением? Они тут необходимы. Потому что люди пришли, но они неграмотны, и в своей безграмотности, в темноте они потом от Бога отходят. Чаще всего они не прихожане, но в лучшем случае являются захожанами, а чаще бывает - вообще отходят от церкви и становятся «атеистами». В Москве я часто слышал: «Я атеист». - «Как это - атеист? Вы хоть понимаете, что такое атеист?» - «Нет». Поэтому необходимо, чтобы люди приходили в церковь осознанно, понимая, к чему они приходят, что от них требуется, что они обязаны делать, что им Господь дает в этом случае. Поэтому огласительные беседы обязательно нужны, но мы будем их дорабатывать с учётом специфики церковной жизни в нашем регионе. Нужно, чтобы эти 12 бесед обретали качество, может быть, их будет не 12, а 6, но надо их сделать именно качественными. У многих сейчас скорее языческое отношение к крещению - человек хочет креститься для того, чтобы его кто-то от чего-то оберегал... Это действительно так. Многие стараются находить лазейки, креститься без оглашения, - при желании возможно такие места найти. Если человек не хочет быть грамотным, что поделать? Но это абсурдно, конечно, - если человек имеет профессию, он же ей когда-то учился? На самом деле, это очень опасная тенденция, она ни к чему не приводит, кроме упадка. Поэтому - да, сложно, много проблем возникает, но надо их решать, надо идти вперёд. Беседовала Ольга Борисова Свято-Воскресенский кафедральный собор в Бишкеке КИФА №15(185), декабрь 2014 года |