Люди свободного действия: кто они? и кто мы? 2-3 октября в Подмосковье прошла международная конференция «Люди свободного действия. Неожиданные пути возрождения человека и общества» В президиуме слева направо: Д.С. Гасак, Л.Д. Гудков, Паоло Петракка, переводчик Е. Майзиль, А.И. Шмаина-Великанова Выражение «Люди свободного действия» появилось спонтанно - во время подготовки к конференции, которая изначально планировалась как форум представителей различных добровольческих движений России. Но оказалось, что спектр тех, кого можно отнести к людям свободного действия, способных не просто свободно мыслить или говорить, но и действовать, значительно шире. Об этом в первый день конференции рассказал священник Георгий Кочетков, духовный попечитель Преображенского братства и ректор Свято-Филаретовского института, заметив, что подлинно свободное действие невозможно без внутренней свободы. Глава оргкомитета конференции Юлия Балакшина, один из руководителей группы «Церковно-общественные инициативы» Преображенского братства, обозначила задачу конференции как общее размышление собравшихся о том, каковы могут быть усилия по возрождению человека и общества сегодня, здесь и сейчас, в этой точке нашего исторического пути. «Ни у кого из нас нет готовых ответов, но есть потребность в общении и постижении новых смыслов», - отметила Юлия Валентиновна. Форум собрал представителей разнообразных движений и организаций, сложившихся на добровольной основе и направленных на утверждение ценности другого человека через каритативную деятельность, восстановление исторической памяти, сохранение культурных ценностей, создание условий для качественного образования. В этом году конференция посвящена памяти отца Павла Адельгейма, убитого год назад в собственном доме. Это вызвано не только тем, что он был членом братства, но в первую очередь - тем, что он сам был примером подлинно свободного действия. Участники конференции с большим вниманием посмотрели видеофрагмент выступления отца Павла на конференции Преображенского братства «Равнина русская. Опыт духовного сопротивления в ХХ веке». Выступает Нина Александровна Нетёсова – известный на Пинежье краевед, самобытный поэт, подвижник «Несмотря на разные темы, у этой конференции есть преемственность с предыдущей- "Равниной русской", - отметил о. Георгий Кочетков. - Мы здесь все объединены верой в возрождение человека и общества. Без такой веры нельзя ничего делать в церкви и обществе - слишком большое сопротивление среды мы продолжаем ощущать в жизни». На открытии прозвучали приветственные слова представителей соучредителей конференции: Теодора Шанина, президента Московской высшей школы социальных и экономических наук; Дмитрия Гасака, председателя Преображенского братства и проректора Свято-Филаретовского института, а также Романа Дименштейна, председателя правления РБОО «Центр лечебной педагогики». Ещё одно приветствие прислала участникам Елена Цезаревна Чуковская, литературовед, дочь Лидии Корнеевны Чуковской и внучка Корнея Ивановича Чуковского. «Незнание - сила» - По такому принципу живёт большинство наших соотечественников. Этот тезис, с которым практически все согласились, в своём аудиоприветствии участникам конференции выдвинула Елена Цезаревна Чуковская, одна из «невидимок», помогавших Солженицыну в работе над его «Архипелагом». «Это раньше мы многое переписывали от руки, - сказала она. - А сейчас возможностей много, но люди ничего не хотят знать. Поэтому так часто мы можем слышать слова, например, о десятилетиях советских репрессий - "надоела эта чернуха"». На пленарном заседании первым было выступление поэта и мыслителя Ольги Седаковой «Выход из пещеры? Начало "ненового человека"». Ольга Александровна имела в виду платоновскую пещеру, которой была для человека советская система, и «нового человека», которого не только пытались создать, но и создали в СССР. Одной из черт этого человека является не только нежелание знать, но и слабый мыслительный инструментарий, что блестяще показала Светлана Алексиевич в своей последней книге «Время секонд хэнд». Это качество приводит к тому, что советский, а как мы видим теперь, и постсоветский человек не хочет и не может принимать и осмысливать реальность. Ему легче принимать некие идеологемы и отстаивать их, даже если жизнь их опровергает. Кому принадлежит свобода Ольга Александровна вспомнила показательный разговор с одним её попутчиком в конце 1980-х годов: «Мы, советские люди, никогда не сможем перестать бояться. Я рос в избе, где бабка стучала по стенам и говорила, что и стены слышат. Но у нас есть своё, русское, что может на нас подействовать, - это жалость». В перерыве между заседаниями. Представители Ассоциации христиан трудящихся Италии (ACLI) Энрико Леоне, Паоло Петракка, Пьерджорджио Поцци Поэтому волонтёрские движения появились на подлинно русском, родном нам основании- сочувствии, сострадании несчастным. Это то, что вселяет надежду, может наконец-то восхищать и чем можно любоваться, а этого так не хватает в нашей современной жизни. К множеству определений свободы Ольга Александровна добавила своё: это то, на что постоянно кто-то или что-то посягает, «знамение оспариваемое, предмет пререкания». Отвратить посягательства тех, кто хочет украсть свободу, в одиночку человек не может. Но важно помнить, что «свобода - не твоя собственность. Она принадлежит не тебе, а Богу, Который тебе её дал и в конце земного пути спросит, что ты с ней сделал». Размышления на эту тему продолжили в своих докладах Алексей Левинсон, руководитель отдела социокультурных исследований автономной некоммерческой организации Аналитический Центр Юрия Левады («Рецидивы советского и признаки нового в людях постсоветской России») и Теодор Шанин, профессор социологии Манчестерского университета, президент Московской высшей школы социальных и экономических наук («Добровольчество: западные уроки и русская специфика»). Затем работа конференции продолжилась на четырёх секциях: «"Сверхъестественная добродетель справедливости". Феномен милосердия в современной России», «Образование как свободное действие», «Историческая память- созидающая общественная сила?» и «"Иметь мужество защищать то, что любишь". Пути сохранения культуры в современной России». Профессора РГГУ Н.В. Брагинская и Г.И. Зверева Завершился первый день конференции представлением различных проектов участников конференции: Наталья Тимофеева (Воронеж), руководитель Регионального центра устной истории, представила сайт, посвящённый свидетельствам людей со всего мира, принудительно работавших в фашистской Германии; Галина Касабова (Москва), редактор и издатель сборника «О времени, о Норильске, о себе», рассказала о многотомном издании, посвящённом репрессированным Норильска; Галина Шаверина (Северодвинск), руководитель Северодвинского отделения Регионального объединения пострадавших от политических репрессий, рассказала о 25 годах работы северодвинского отделения общества «Совесть»; Анатолий Разумов (Санкт-Петербург), руководитель Центра «Возвращённые имена» при Российской Национальной библиотеке, представил 12-томное издание составленного им «Ленинградского Мартиролога», работа над которым продолжается и дальше; Игорь Марковкин рассказал о проекте «Живая сеть», собирающем на одном ресурсе информацию о различных сообществах свободного *** Во второй день конференции её участники познакомились с актуальным социологическим анализом современной ситуации в России и отношением её жителей к добровольческому движению. Лев Гудков, директор Аналитического центра Юрия Левады, в своём докладе «Основания и пределы солидарности в России» рассказал, что примерно 1,5% населения страны задействовано на сегодняшний день в разных добровольческих организациях и инициативах. Эти цифры было интересно сравнить с подобными данными по Италии: по словам Паоло Петракка, президента Ассоциации христиан трудящихся Италии (АКЛИ) провинции Милана, таковых насчитывается около 30%. Но и это не предел: в Норвегии, Финляндии, Дании и Швеции эти цифры достигают 70-75% от всего населения страны. Профессор РГГУ А.И. Шмаина-Великанова, священник Павел Бибин, поэт О.А. Седакова Во многом сквозной темой стал разговор о проблемах и болезнях современного общества, о свободном и жертвенном делании, об объединении тех, кто хочет действовать - и в церкви, и в обществе. Современное общество желает единства, но не знает, как его достичь, поэтому ищет его в укреплении вертикали власти или приступах национализма. Нынешний запрос на потребление связан с попыткой поднять своё человеческое достоинство. Однако это не удовлетворяет человека. Сегодня появляется всё больше волонтёрских движений, работающих с детьми и инвалидами, объединений, вызванных нуждами сегодняшнего дня, как, например, лесными пожарами. Многие вкладывают свои силы в образование, в восстановление исторической памяти, культурных традиций. Эти люди действуют не по необходимости, а по зову совести, их дело часто становится для них смыслом жизни. Участники говорили о трудностях, с которыми приходится сталкиваться в своём служении, и о том, что нужно, с надеждой на успех или без неё, продолжать то, что делаешь. Только свободное действие любви, жертвенности и милосердия может помочь возродить человека и общество. Выступает профессор священник Георгий Кочетков Завершил конференцию проблемный круглый стол «Неожиданные пути возрождения человека и общества». «Возрождение человека, как и сам человек, - это всегда тайна, - сказал свящ. Георгий Кочетков. - И оно невозможно без единения Духа Божьего и духа человеческого». Отец Георгий рассказал, что сам стал в некотором смысле «волонтёром», хотя и не называл себя так, ещё в конце 1960-х годов, когда начал добровольно помогать своим друзьям и знакомым приходить к вере, а затем и готовиться к крещению. Люди искали духовного возрождения - и в этом им нужно было помогать. «За прошедшие почти 50 лет команда "волонтёров" немного выросла, сегодня есть Свято-Филаретовский институт, Преображенское братство, человек шестьдесят катехизаторов, православные общины... Мы проводим в разных городах 30 октября чтение имён невинно замученных и убитых в годы советских репрессий, старались внести свой вклад в дискуссию об отмене смертной казни; мы проводим разные встречи, конференции - такие, как эта. И наш опыт показывает, что самые неожиданные пути возрождения - это всё-таки пути Духа. Когда человек перестаёт мешать себе жить по-человечески и по-Божески - а ведь в первую очередь мы сами себе в этом мешаем - тогда на всякое живое движение духа люди отвечают движением своего духа, становятся сами собой. Мы это видим по оглашению: люди действительно преображаются, их уже невозможно узнать - они действительно просветляются, уходит всякая агрессия, желание лжи, различные страхи, даже какие-то недобрые черты, которые им, может быть, достались по наследству. И в этом, по всей видимости, есть воля Божья, которую человек должен исполнять не в смысле внешнего долженствования- это императив, существующий в глубинах тайны духа человека». По мнению отца Георгия, свободное действие, которому была посвящена конференция, по определению относится к божественной сфере - ведь оно не может быть злым, оно может быть только добрым. По материалам информационных служб Преображенского братства и Свято-Филаретовского института
Во время конференции мы обратились к некоторым из её участников с вопросом: было ли общение для них «рабочим», открывающим новые возможности в их служении? Священник Петр Боев (Красноярск): Здесь, на конференции, я увидел, что церковь, оказывается, может быть большой объединяющей силой (нередко, к сожалению, происходит противоположное, когда члены церкви начинают искать врагов по каким-то признакам, внешним, или внутренним). У меня возник вопрос: как подобное сделать, например, в Красноярске или устроить в тех форматах, которые есть, но уже изживают себя, как, например, Рождественские чтения или другие подобные конференции? Буду над этим думать. Может быть, наши старшие братья из Москвы как-то помогут. Мне кажется, это важно не только здесь, в Москве. Я чувствую, что здесь, на конференции, была большая сила, были большие люди, но думаю, что и у нас в Красноярске много людей заинтересованных, и если бы они просто узнали, что подлинно может церковь, они бы пришли поучаствовать в такой конференции. Для меня вопрос - если расширить этот опыт, то как это сделать на местах так, чтобы это стало достоянием народа, чтобы люди могли прийти, чувствуя не то, что они тут должны обязательно бить поклоны, но что они должны что-то вместе делать. Церковь должна учить быть вместе. Анна Олеговна Баскакова (Москва), представитель группы «Стихийные добровольцы» (борьба с лесными пожарами): Для меня, вне всякого сомнения, это рабочая конференция. Я в большей степени практик, нежели теоретик. Я для себя нашла очень интересных людей, очень интересные проекты. Я пока не буду говорить, какие конкретно, но думаю, что они дадут плоды. Что же касается теоретической части, то я с удивлением услышала для себя проговоренные другими свои мысли, но, может быть, более чёткие и ясные, отточенные, чеканные. Для меня это было большим удовольствием. Было психологической поддержкой увидеть такое количество неравнодушных и верующих людей. Меня потрясает, как много людей в России откликается на тот или иной проект, на призывы о помощи. Но дело в том, что у волонтёрских сообществ есть такая проблема - со временем каждый начинает «сидеть в своей песочнице». Такие конференции- способ выйти за эти рамки, и этим они тоже очень ценны. Митя Алешковский (Москва), руководитель благотворительного проекта «Нужна помощь»: Я благодарен за то, что меня сюда позвали. Я услышал во многом свои мысли, свои слова - это так здорово, что их можно ещё где-то услышать. Я руковожу благотворительным проектом, который занимается развитием инфраструктурных благотворительных инициатив в России. Мы помогаем другим помогать. Помогаем разными способами - популяризируем различные инициативы, привлекаем к ним внимание, обучаем благотворительные фонды в регионах тому, как эффективно оказывать помощь, собирать деньги, работать в интернете. Единственное, что может объединить необъединяемых людей, - это умная благотворительность. Я был одним из тех людей, который координировал отправку гуманитарной помощи в Крымск во время наводнения в 2012 году со смотровой площадки на Воробьёвых горах. Нас тогда работало около 1000 человек на смотровой площадке и ещё около 1000 человек в Крымске. Кому сейчас скажешь - не поверят, но многим из вас наверняка известный персонаж по имени Дмитрий Энтео и его товарищи совместно с ребятами с радужными ленточками ЛГБТ грузили одну фуру! А соседнюю фуру грузили омоновцы и вместе с ними ребята, которые уже проходили по «делу 6 мая». А рядом нам ставила шатёр «Россия молодая». Они приехали и сказали: «Слушай, Алешковский, ты вроде либераст. Можно мы поставим шатёр?» Я сказал: «Какая вам разница? Ставьте шатёр, он нам нужен, дождь пойдёт». И когда мы стояли с Машей Бароновой, обвиняемой по «делу 6 мая», а на смотровую площадку опять же приехали омоновцы, она мне говорит: «Ну всё, Митя, насобирались. Кончилась наша помощь». А из автозаков вышли мужики с памперсами и детским питанием и спросили: «А куда помощь нести? Чё нужно-то?» Мы просто стояли и плакали, потому что это невозможно представить себе ни в какой другой ситуации в нашем современном обществе! Потому что ничто больше не может объединить непримиримых врагов, кроме одного простого слова «добро». Мы не разделяем людей на плохих и хороших - мы их разделяем на тех, кто просит о помощи, кто нуждается в помощи, и тех, кто может им помочь. На этой конференции я ещё больше утвердился в том, что действую правильно, потому что вижу здесь много единомышленников. Мне это очень приятно. Вопросов пока не родилось никаких, скорее ответы. Это тоже очень приятно. Впечатления такие, что именно из таких конференций, из таких собраний, из таких людей будет начинаться и начинается возрождение того общества и той страны, о которой мы все здесь говорили и мечтали. Это абсолютно искреннее и честное мнение. Теодор Шанин (Москва), профессор социологии Манчестерского университета, президент Московской школы социальных и экономических наук: Думаю, что да, для меня это рабочая конференция. Первый вопрос- это как сблизить работу моего университета с работой этой структуры, потому что она мне очень понравилась. И нужно найти общие пункты, в которых, быть может, мы сможем работать вместе. Лев Дмитриевич Гудков (Москва), директор автономной некоммерческой организации «Аналитический Центр Юрия Левады»: Эта конференция открыла мне некоторые не то что горизонты, но некоторые возможности понимания людей. Я не часто сталкиваюсь с такой средой. Мне очень интересны эти люди, я сопереживаю им. Для социолога, как и для художника, чрезвычайно важно логическое воображение, возможность расширить понимание и видение людей. Наш метод- это массовые опросы, мы, конечно, снимаем и усредняем всю картину общества; тем важнее некоторые особые среды, особые группы, особый тип людей с другим видением. Спасибо за это. Арсений Борисович Рогинский (Москва), председатель правления Международного историко-просветительского, благотворительного и правозащитного общества «Мемориал»: Главное значение состоит в том, что сейчас много внешних угроз для общества и так много нового зла разлилось в мире, и, казалось бы, мы здесь все должны быть понурые. А я вижу здесь какую-то душевную бодрость на лицах людей, и в словах бодрость, и в рассказах о своих волонтёрских делах, в разных удивительно интересных и важных проектах, так что я поневоле и сам этой бодростью заражаюсь: вдруг эта бодрость - не случайность, а действительно именно в ней угадывается завтрашний день, а не в той черноте и угрозах, которые нас окружают? Андрей Александрович Калих (Санкт-Петербург), руководитель Центра поддержки демократических молодёжных инициатив, развития демократии и прав человека: Для меня значение этой конференции трудно переоценить. Может быть, это сказано слишком пафосно, но это - лучшая конференция для меня за всю мою жизнь. Расскажу почему. Я постоянно встречаюсь и работаю с правозащитниками, мы проводим много мероприятий, и тяжёлые, мрачные проблемы, которые мы обсуждаем, сказываются на нас всех: в нервном плане мы довольно больные люди. А здесь меня встретила такая концентрация добра. Во-первых, это первая моя конференция, организованная православными, я всегда был только на светских мероприятиях, и сам я светский человек, конечно. Во-вторых, для меня удивительный сюрприз - видеть совсем иную сторону российского православия, потому что люди, которых я вижу в обычной церкви, как правило, очень мрачные, очень серьёзные, очень напряжённые... Часто это сопровождает воинственность, агрессивность, нетерпимость даже - я понимаю, что это ложный образ, я понимаю, это внешний образ. Это как человек, первый раз приезжающий в Москву, видит на Казанском вокзале бомжей - и у него сразу создаётся ложный образ Москвы. Во многом созданию образа способствовали негативные скандалы, хоругвеносцы эти ужасные, которые кричат: убить, убить! А как же «возлюби ближнего своего»? И это огромное богатство официальной церкви, всё это золото... Вообще, мне больше нравится аскетизм, и этим вы произвели на меня очень благоприятное впечатление. Каждый раз, когда я наблюдаю молитву перед началом трапезы и после трапезы - люди глядят на эту маленькую-маленькую скромную иконку- это, конечно, для меня удивительно. (Смеётся.) Мне вообще нравится это направление в гуманистическую сторону. Вы можете мне это объяснять катехизацией, другими умными словами, но для меня это направление в сторону гуманизма, что лично для меня очень важно, потому что гуманизм - это универсальное понятие. Для меня ваш пример - замечательный, я вижу, что вера укрепляет не в воинственности, а в добре. Вы несёте свою огромную миссию, вы меняете, на самом деле, отношение к православию. Мне очень важно быть с вами, мне очень важно видеть то, что здесь происходит. Теперь - о вашем вопросе. Конференция не была для меня рабочей: мы же не обсуждали здесь мои профильные проблемы, мы не занимались здесь правами человека ит. д. Но общий гуманистический настрой и выступления участников были для меня очень важны, и было очень интересно слушать всех от начала до конца, и особенно интересно было слушать как раз клириков - представителей церкви. И в этом смысле это для меня, конечно, рабочая конференция: она поставила для меня дополнительные вопросы. Вопрос об одиночестве, например. На протяжении последних лет, особенно последних месяцев, есть страшное ощущение одиночества, того, что мы - «либерасты»-не «либерасты», гуманисты-не гуманисты, одни здесь остались, и никем мы не поняты, и мы забыты, и мы не нужны. Это очень неприятная основа для депрессии. Здесь же я вижу живые лица и открытых людей. И сможем ли мы в будущем, когда что-то хорошее в России наступит, воспользоваться вот этим хорошим, чтобы построить внутренние связи для рождения гражданского общества, это вопрос для меня очень важный. Анна Львовна Битова (Москва), директор Региональной благотворительной общественной организации «Центр лечебной педагогики»: Я получила большое удовольствие. Очень жалею, что не смогла участвовать в первом дне. Сижу и прорабатываю то, что слышу. Сейчас идёт смена поколений. Нашему центру, как и вашему братству, исполняется 25 лет, и получается, что за это время выросло новое поколение, и оно другое. Думаешь, чем отличается предыдущее от этого, какие у них основные мотивы, очень много приходится думать, что должно объединить теперь уже новое поколение - это очень сложная тема. Наверное, у вас эта проблема тоже стоит, потому что молодёжь немножко другая, хотя не менее прекрасная, может быть, даже более прекрасная, чем мы, - у них нет таких шор, они не так сильно боятся, у них как-то по-другому всё устроено внутри. Я сегодня целый день про это думаю. Лидия Владимировна Крошкина (Тверь), преподаватель филиала РГГУ в Твери, выпускник СФИ: Все эти вопросы- к себе: кто такие люди свободного действия? какое я имею к ним отношение? В процессе этой конференции для меня вдруг более выпуклой стала моя собственная проблема. Я вдруг поняла, что я очень несвободный человек, и то, о чём говорила Ольга Александровна Седакова - что с нашим страхом уже ничего не сделать, но у нас есть жалость, - это про меня. Даже находясь здесь, я понимаю, что во мне это не изжито, и не только во мне, а и в моём ближайшем окружении. Я стала задавать этот вопрос почти к каждой ситуации: что я делаю, что я говорю, как я думаю. Я стала замечать, что во мне мелькают разные страхи, я почувствовала эту несвободу. Но есть и выход. Очень важная мысль прозвучала на круглом столе по образованию, когда Галина Ивановна Зверева вступила в горячий спор с участниками вот этого круглого стола по поводу того, надо ли растить элиту. Прозвучало мнение, что нам нужен средний фон, среднее образование, чтобы человек стал худо-бедно похож на человека, а все эти элитные штучки- их не надо, потому что элита может потом стать вырожденной элитой ит. д. Она очень горячо реагировала, что нет, надо заниматься штучной работой, потому что люди, выращенные и воспитанные как люди свободного действия, могут принести очень много плода и дальше уже распространить этот опыт жизни. То есть начинать надо сверху. К этому близко и то, что сказал о. Георгий: что начинать надо с духа, с этой сверхзадачи, которая может вдруг, неожиданно быстро менять какие-то вещи, которые кажутся совершенно безнадёжными - в частности, связанные с этой несвободой, с этими страхами. Это то, что может по вдохновению - потому что открывается сердце чужой беде, чужому горю - очень быстро побеждать такие проблемы. Беседовала Анастасия Наконечная КИФА №13(183), ноябрь 2014 года |