gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Братская жизнь arrow «Ведь континенты нуждаются в островах». Протоиерей Василе Михок, Жорж Нива, Сергей Юрский, Ольга Седакова говорят об о. Георгии Кочеткове
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
24.09.2014 г.

«Ведь Континенты нуждаются в островах»

ImageВ этом году исполняется 25 лет со дня священнической хиротонии о. Георгия Кочеткова. Что, на Ваш взгляд, является главным в его служении и в чем его главное призвание?

Протоиерей Василе Михок, президент румынского православного движения «Воинство Господне»1: На мой взгляд, самое важное в служении отца Георгия это то, что он основал движение, а также решимость, решительность и последовательность, с которыми он следовал по пути к исполнению этого идеала вопреки всем противостояниям. Всё, что здесь произошло, помимо того, что это было совершено по действию Духа Святого, по действию Божьему, было дано и по усилию веры, доверия людям и стойкости. Конечно, можно говорить еще об очень многих важных вещах в отношении служения отца Георгия: и о его неустанном служении, когда он призывает людей к спасению, наставляет на этом пути, чтобы слово Божье исполнялось, и тот идеал, к которому он стремится, был усвоен окружающими; и о трудах перевода богослужебных текстов. Многое можно отметить. Но всё это поставлено на служение главному идеалу - тому, чтобы Церковь была Церковью, в которой верующие встречались бы со Христом, жили в Нём и созидали общение между собой, укреплялись в этой жизни, в общении во Христе.

Его главное призвание - пророческое... Ведь пророк - это тот, кто показывает путь Божий в конкретных жизненных ситуациях, кто говорит: «Так говорит Господь». И в конкретных условиях жизни Русской православной церкви после всего того, что она пережила, после всех гонений, когда подавляющее большинство населения просто забыло о том, что такое церковь, голос отца Георгия был подобен гласу пророка, который призывает нас заново открыть чудо, и тайну, и таинство Церкви. Церковь - это Христос и люди. Это Еммануил, Господь с нами2. Церковь - это наше общение со Христом. Отец Георгий в этом смысле не теряет силы на какие-то второстепенные вещи, но, имея пророческое призвание, стойко следует по этому пути, по пути воцерковления людей. И то, что происходит благодаря этому движению, Преображенскому братству, в России, это по-настоящему удивительное чудо. И я, конечно, очень счастлив тому, что могу видеть своими глазами то, что происходит в России. Это для меня большая привилегия и радость, и благодать. Я славлю Бога за эту возможность и молюсь Ему всё время об отце Георгии, чтобы Господь даровал ему сил, чтобы он мог исполнить своё призвание с этой стойкостью, с верой. И я тоже прошу у о. Георгия молитв, и вас прошу молиться о нас.

Жорж Нива: Мне трудно сказать, я сужу извне: я не член братства, я не православный, я не русский. Но по плодам деятельности о. Георгия я вижу нечто весьма необыкновенное.

Мне удалось побывать на встречах нескольких братств, мне посчастливилось два раза побыть в братстве в Заостровье у о. Иоанна. Это было для меня событием - увидеть, как строится христианская вера в очень трудных условиях и на руинах религии, которая преследовалась в течение более чем семидесяти лет. Да и предыдущая жизнь церкви была далеко не образцовой, так что возвращение к прошлому не являлось решением; и вообще возвращение никогда еще ни к чему не приводило, потому что надо всегда идти вперед.

Когда я слышу о. Георгия или читаю его статьи, я всегда вижу стремление к новому пути в традиции, ведь новому человеку всегда нужно найти свой путь к учению Христа и к Самому Христу. И сколько взрослых людей приходят в христианство благодаря этому огромному стремлению к воцерковлению! Эти люди знают литургию, как священники. Вот это меня поражает. В других местах есть один «специалист», и остальные слушают его, наполовину понимая по-церковнославянски. А тут как будто все члены общины (может быть, это немножко идеализированный взгляд) поют прекрасно, как будто вся община - это хор и не нуждается в специализированном хоре, хотя и он тоже есть. Это меня поражает, и это очень интересный факт для западных христиан.

Мне кажется, что о. Георгию удалось осуществить удивительное сочетание - суметь увлечь людей за собою в один общий, довольно трудный путь, в то же время оставляя им свободу. Это большое достоинство и большой результат.

Ольга Седакова: Я думаю, что отец Георгий открыл совершенно новый путь в русском православии - новый, но при этом такой, которого традиция давно ждала. Братская жизнь мирян - вот чего у нас почти не было. Как известно, православная традиция всегда ориентировалась на монашество. Каким образом миряне могут осуществить свое служение Церкви - об этом думали мало. Это серьезнейшее решение общего экклезиологического характера.

Я думаю, особенно значительно это решение в той ситуации, в которой начиналось его священническое служение: когда после десятилетий насильственного атеизма традиция была почти прервана, когда привычные формы приобщения к церковной жизни (семейные, школьные) не работали уже несколько поколений, и советский и постсоветский человек оказался перед собственным глубочайшим невежеством во всем, что касается церковной жизни. Но дело не просто в знаниях! Сам человеческий состав, все навыки, все привычки, все ценности, которые создавала в человеке советская индоктринация, делают невероятно трудным усвоение христианского образа жизни и мысли. Система катехизации, которую о.Георгий построил, приносит удивительные плоды! Я свидетель того, как глубоко и серьезно меняются люди, прошедшие курс этой катехизации. Они переживают настоящее духовное и умственное возрождение! Они становятся взрослыми христианами, которым знакома и радость о Христе, и

Труд очищенья и самосозданья,

словами Ап.Григорьева, часто мучительный, крестный труд.

Еще одно важнейшее и почти никем в такой мере не осознанное задание исполняет о. Георгий: установление творческих отношений Церкви и общества, Церкви и культуры. То, что я встречала в разных братствах, в разных городах - не церковная «субкультура» с ее характерной стилизацией и узостью, а открытый воздух культурного творчества. На конференциях, которые ежегодно устраиваются, ставятся самые насущные вопросы современной жизни, и участниками их становятся лучшие интеллектуалы, самые авторитетные люди нашего общества, часто не имеющие прямого отношения к Церкви. Их опыт, их знания сообщают этим собраниям особую стереоскопичность. Удивительным успехом была последняя из этих конференций, «Равнина русская».

Еще я назвала бы историческую ответственность, отличающую братское движение. Несомненно, эта линия также проложена о.Георгием.

Я не готова так, вкратце перечислять все аспекты той новизны, которую принесло пастырское служение о. Георгия. В братском движении я вижу едва ли не единственное основание надежды на то, что будущее в нашей стране возможно. 

Что бы Вы хотели ему пожелать в день юбилея?

Отец Василе Михок: Я хотел бы пожелать, чтобы его священство всегда было образом постоянного обновления священства Христова в любых условиях, независимо от того, будут ли движение по-прежнему пытаться выдавить, как бы маргинализировать, или оно, наоборот, будет принято всеми. Идеалом служения отца Георгия является то, чтобы Церковь исполняла в жизни своё призвание. И моё пожелание отцу Георгию - чтобы он увидел исполнение этого идеала в своей жизни и в жизни общин.

Сергей Юрский: Отец Георгий вышел за пределы необходимости в подпорках, в том, чтобы его имя и влияние как-то поддерживали. Оно настолько мощно, что все сотрясения (а они есть!) его уже не касаются. Дай Бог ему сил, чтобы стоять и дальше на этой вершине, потому что на вершине стоять очень трудно. 

Жорж Нива: Я уже давно знаю Преображенское братство и Свято-Филаретовский институт. И я желаю им процветать в нынешней России и в нынешнем христианстве, потому что дело это уникально и очень необходимо, и не только в России. Хотя в количественном измерении это остров, но ведь континенты нуждаются в островах.

У нас во Франции и среди православных, и среди католиков многих интересует опыт Преображенского братства, потому что ни у кого нет однозначного ответа, как развивать в живом виде сегодня христианство. Ответ, который так давно, так упорно и так свободно развивает о. Георгий, очень интересен для всех христиан, для тех, кто ищет, как нам жить по вере в этом гедонистическом, индивидуалистическом мире. Поэтому не только для России, но и для всех нас, христиан в Европе, важно знать, что этот опыт есть.

Ольга Седакова: То, чего достигло движение, невозможно было бы без помощи Божией. И я желаю отцу Георгию, чтобы эта помощь его не покидала!

Беседовала Анастасия Наконечная
Фото Кирилла Мозгова

-------------------------

1 Православное миссионерское движение, которое называется Lords Army (Воинство Господне (Христово)), было основано в 1923 году в городе Сибиу, Румыния. В самом начале митрополит Сибиу активно поддерживал движение, но впоследствии братство пережило гонения - сначала от своих же братьев, а после войны и от режима Чаушеску. Тем не менее оно было очень активным в подполье; некоторые епископы в этот период тайно помогали движению, а некоторые сотрудничали с режимом в его подавлении. Из этого времени движение вышло с очень хорошей репутацией. Как только пал режим Чаушеску, оно сразу получило и церковный, и гражданский статус.

2 «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог». (Мф 1:23, Ис 7:14)

GazetaKifa.RU

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!