gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Конференции и встречи arrow Наши итальянские каникулы. Рассказ о конференции «Блаженны миротворцы...» в Бозе
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
15.09.2014 г.

Наши итальянские каникулы

Хью Уайбру с представителями СФИ и Преображенского братства
Представители СФИ и Преображенского братства и Хью Уайбру, автор книги «Православная Литургия. Развитие евхаристического богослужения византийского обряда»

Хмурая дождливая Москва. Аэропорт. Встреча с братом Алексеем Наумовым. За то, чтобы места были рядом, надо доплатить 1 200 рублей. Отказались. Сдать в багаж можно только до 10 килограмм, за остальное надо доплатить около 50 евро. Отказались. Прошли досмотр. Помолились. Посадка. Три с половиной часа в небе и встреча в аэропорту с дьяконом Павлом Строковым из Воронежа, а также аклийцами Пьеро и его супругой. Оказывается, этим летом погода в Италии была на редкость дождливая, но на время конференции установилась приятная теплая погода. По дороге в монастырь Бозе заехали выпить кофе в кафе на берегу озера в небольшом итальянском городке Вивироне. Небольшие одно- и двухэтажные домики, старинные романские храмы, мягкий климат, по-европейски приветливые итальянцы - все это сразу создает ощущение красоты и комфорта. Отдохнув и побродив по окрестностям, садимся в машину и едем в монастырь Бозе, что в местечке Маньяно в горной местности.

На входе в монастырь - секретариат, где мы встречаемся с братьями - монахами Бозе. Поскольку у меня будет доклад, я живу непосредственно в Бозе, а Алексей и д. Павел смогут попасть в свои апартаменты только вечером, когда будет автобус. Каждый день их отвозят в расположенный в 30 километрах монастырь, поскольку всем участникам конференции, а их более 200 человек, места в монастыре не хватает. Из-за разности в проживании у нас не остается времени на вечернее общение, общую молитву и обмен впечатлениями. Однако это не мешает нам все время чувствовать братское общение и поддержку друг друга. Итак, день первый подходит к вечеру, мы размещаемся и осваиваемся.

Конференция с такой насущнейшей именно сегодня темой «Блаженны миротворцы...» начинается вступительным словом приора монастыря Энцо Бьянки: «Церковь должна быть школой мира для всех. ... Дуют бурные ветра, но мы не должны быть маловерами. Так было во времена Христа. Он - наша сила и наш мир. Он разрушил преграды между Израилем и всем остальным миром. Он разрушит преграды между церквами и народами. Будем слушать друг друга, будем упражняться в любви друг к другу. Будем и сами миротворцами, "ибо они будут наречены сынами Божьими"». После зачитанных посланий патриарха Варфоломея и патриарха Кирилла начинаются выступления докладчиков.

Первым представляет доклад Аристотель Папаниколау из Нью-Йорка. Говорит о том, что обожение - это способность любить Бога и ближнего. Однако есть то, что препятствует любви, прежде всего, это клевета и насилие, при этом неважно, происходит это с вами или вашими ближними. Приводит пример ветеранов вьетнамской войны: они подвержены страхам, недоверию и самоизоляции. Война - это отмена добродетелей, поэтому они не обсуждают с кем-либо свое прошлое, боясь, что их будут считать недостойными любви. Необходимо противопоставить опыту зла и насилия опыт любви и милосердия. Любовь не может отменить опыт насилия, но она не позволяет все свести только к нему. Это был интересный по форме доклад, хотя и оставивший после себя привкус психологизма вместо христианского взгляда. Тем не менее, он пробудил множество вопросов, один из которых звучал не только в этот день: могут ли христиане иметь или применять оружие?  

Вторым докладывает филолог и библеист Михаил Селезнев. Псалмы иногда поражают словами ненависти и проклятий. Мы часто повторяем их, они являются основой нашего богослужения. Что делают эти строки в Новом завете? В России эта тема не так актуализирована, поскольку Псалтирь читается в церковнославянском переводе. Это не так цепляет сознание, даже если слова понятны. В православии существует традиция аллегорической экзегезы, но есть и исторический контекст появления этих строк псалмов. Насилие сплачивает общество, являясь конституирующим элементом падшего мира. Сегодня мы живем в относительно благополучном мире, но окажись мы в другой ситуации, сможем ли мы говорить словами Нагорной проповеди или будем говорить словами псалмов? Возможно, нам стоит перестать притворяться, будто у нас нет таких слов, выговорить себя этими словами и стать доступными преображению?

Христос Караколис из Афин проанализировал два понимания мира в новозаветную эпоху: «шалом» и «пакс романа». Ветхозаветный «шалом» есть знак благоволения Божьего, но достигался он путем войны и насилия. В I веке многие иудеи думали установить такой мир через восстание против римлян. Соответственно, когда в Иисусе многие видят Мессию, первосвященник Каиафа боится, что Его объявят военным вождем и начнется священная война против римлян. С его точки зрения, война против римлян обречена, поэтому надо послать Иисуса на смерть, чтобы спасти народ. Так Каиафа опирается на человеческий мир и отказывается от мира Божьего. Каиафа, синедрион и Пилат закрывают глаза на присутствие Бога в этом мире и поддерживают безбожный «пакс романа». Таким образом, «шалом» и «пакс романа» сходятся вместе в отрицании Христа. Конечной победой Христа и Его интронизацией является Крест. До Креста мир невозможен. Последним словом Христа становится его Воскресение. Он победил мир и даровал мир всем Своим ученикам на все времена. Его мир иного рода: «мир Мой даю вам...»

Из других интересных выступлений в эти четыре дня: доклад о. Джона Бэра, декана Свято-Владимирской семинарии, о созидании мира между христианскими общинами в Риме в деятельности св. Иринея Лионского, и доклад сестры Магдалены из Эссекского монастыря о любви к врагам в духовном наследии прп. Силуана Афонского.

Завершающий доклад в субботу митр. Каллиста (Уэра) о блаженстве миротворцев. Мир не пассивен, это активная творческая сила. Он не приходит сам по себе, к нему надо стремиться и искать его. Мир - это не программа, а живая личность Христа. Он есть мир наш. Слова в конце литургии «с миром изыдем» не означают, что теперь мы можем пойти и попить кофе. Христос дал себя нам, теперь мы должны идти и подарить себя другим. Евхаристия делает нас дьяконами мира. Мученица мать Мария (Скобцова) подчеркивала, что путь к Богу лежит через других людей. На Страшном суде Бог не спросит нас, сколько поклонов мы делали, но спросит, накормили ли мы голодных, посетили ли больных...  

Свой доклад о миротворчестве в деятельности Николая Неплюева я представила в пятницу утром. Буквально накануне, увидев собрание, в котором мне предстояло рассказать об этом удивительном человеке, я поняла, что написанный заранее доклад не годится. За ночь переписала текст, добавив немного хлопот переводчикам. Суть моего выступления сводилась к следующему. Миротворчество Неплюев понимал в нескольких смыслах: как примирение людей с Богом, ради чего и воплотился Христос, как примирение человека с другим человеком и со всем творением. Примирение с Богом ведет к вере воплощенной и желанию единения с другими христианами в общины и братства. Жизнь братства, отношение к природе и труду было следствием христианских отношений. В конце жизни, понимая, что страна гигантскими шагами движется в сторону революционной катастрофы, он пытался объединить людей: светских - в «Партию мирного прогресса» и верующих во «Всероссийское братство». Но это дело не удалось довести до конца: в 1908 году Неплюев скончался. Сегодня этот опыт может вдохновлять и нас исполнять завет Христа быть миротворцами. Разобщенности и розни мира сего можно противопоставить христианскую любовь и общение, единство духа в союзе мира в общинах и братствах.

Радостно было видеть живой интерес к личности Николая Неплюева, и на конференции, и в кулуарах ко мне многие подходили, благодарили за доклад и задавали вопросы. Многие удивлялись, что не слышали раньше этого имени. Дай Бог, чтобы память о нашем прошлом восстанавливалась, и тем самым исцелялись бы раны разрыва с теми, кто жил до нас и о ком мы, к стыду и сожалению, не знаем. К слову, на несколько аспектов отношения к памяти в Италии мы обратили отдельное внимание. В субботу после окончания конференции мы с Алексеем и дьяконом Павлом пошли прогуляться в деревню Маньяно. На одном из домов висела табличка с именами погибших в Первую и Вторую мировые войны. Это - память. В Маньяно есть небольшое кладбище, на которое мы также забрели. В Европе захоронения не плоскостные, как в России, а вертикальные - как ящики в тумбе. В одном из фамильных склепов отсчет начинался с 1528 года, заканчиваясь началом ХХ века. Знать всех своих предков вплоть до XVI века - немыслимая «роскошь» для российского человека.

Конференция запомнилась невероятно насыщенным общением. Общались все и со всеми, даже если не было единого языка, на котором можно было общаться. Все равно все друг друга понимали. Запомнилась строгая и подтянутая регулярная молитва в бозийской часовне, на которую никто из монахов никогда не опаздывал и не пропускал. Конституирующая роль молитвы была, может быть, не так заметна, но без нее, наверное, такого общения могло бы не получиться. Приковывает внимание сосредоточенность бозийцев на общении с тем человеком, который стоит перед ними. Этому тоже стоит у них учиться. И еще понимаешь - надо учить языки. Итальянский язык показался мне достаточно простым для изучения, мелодичным и экспрессивным.

Уроки итальянского продолжились в воскресенье. За нами приехали Антонио и Джорджио из АКЛИ. Трудность была в том, что Антонио разговаривал «уно итальяно», я - «уно руссо», а Джорджио - «бэд инглиш». Алексей и дьякон Павел могли изъясняться на английском, но это не всегда помогало. Периодически Антонио вскидывал глаза к небу и вскрикивал: «О, Синьоре!» или «О, Мадонна!». За полдня мы побывали в Арозио и Канту, осмотрели романские храмы и базилики. В одном из баптистериев нас поджидала неожиданность: красивый, как все итальянцы, мужчина не менее красиво играл на скрипке. Интересно, у них такое часто встречается?

Вечер. Аэропорт. Регистрация. В багаж можно сдать хоть все свои вещи без ограничений и доплат. Все три места мы получили рядом - тоже без доплат. Посадка. Помолились. Три с половиной часа в небе. Приземлились легко, как будто нас на крыльях нес ангел. Наверное, о нас кто-то молился. «Арриведерчи, Италия!» На самом деле мы не прощаемся, потому что никакая Встреча не уходит бесследно в прошлое. Все, кого мы по-настоящему встретили, останутся навсегда с нами в нашей памяти и молитве. Возможно, именно так созидается христианское общение и единство поверх всех конфессиональных и иных разделений.  

Наталия Игнатович
 
3-6 сентября 2014 года
 
С Джонатаном Гуделлом
С Джонатаном Гуделлом, епископом англиканской церкви, духовным чадом митрополита Антония Сурожского
 
С представителями АКЛИ
С представителями итальянского движения АКЛИ
 
Прот. Иоанн Бэр и и Алексей Наумов
Прот. Иоанн Бэр, декан Св. Владимирской семинарии в Нью-Йорке, и Алексей Наумов, президент КПЦ «Преображение»
 
Участники XXII международной конференции
Участники XXII международной конференции в монастыре Бозе (Италия)
 
Дорога к монастырю Бозе
Дорога к монастырю Бозе
 
Вид на монастырь Бозе
Вид на монастырь Бозе

GazetaKifa.RU

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!