«Что есть человек, что Ты помнишь его...» Мы продолжаем публиковать материалы к конференции СФИ, которая пройдет в мае 2014 года и будет посвящена теме человека на основном этапе оглашения. На вопросы «Кифы» отвечают катехизаторы Сотворение Адама. Мозаика собора в Монреале (Италия), XII в. Чего нельзя не сказать готовящемуся к крещению о вере Церкви в связи с темой человека? Александр Копировский: Что, вопреки распространённому заблуждению, человек по вере церкви - не крохотная одинокая песчинка в мире и не безликая капля в церковном океане. Замечательно, можно сказать, пророчески написал об этом Александр Величанский: Суть величин есть встреча на просторе: - Здравствуй, песчинка! - Здравствуй, капля в море! И поэтому человек в церкви - не только «верующий», но и предмет веры. В человека верит, прежде всего, Бог, не стесняющий его свободы (иногда кажется, что даже слишком...). И сам человек должен научиться верить в себя по-настоящему. Потому что он, как правило, исходит при этом из тех возможностей, которые видит в себе или других, но даже близко не представляет, что он может в Боге! Сергей Нестерович: Я бы здесь отметил не только то, ЧТО необходимо сказать, но то КАК, какой силы должны быть слова о человеке. Ведь мало что меняет разговор о человеке как живой иконе Бога. Важно вдохновить современника на то, чтобы он возжелал очистить, отмыть в себе самом этот образ, преданный забвению. И ещё важно помочь отыскать и призвание, и путь, идя по которому «крестным ходом» вместе с другими, человек будет его исполнять. Виктор Авилов: Самое важное - что Господь любит каждого человека и жаждет только его веры, то есть открытости к Нему. Что Господь готов простить человеку любое его согрешение, но только при наличии внутреннего усилия человека, его собственной жажды приблизиться к Богу, к Его Царству. Людмила Комиссарова: Что человек - особенное творение. В нём есть образ Божий, а значит, он может Бога познавать, с Богом вступать в духовное общение и стремиться к богоуподоблению (преображению). Обязательно сказать, что образ Божий в человеке сильно повреждён в результате грехопадения. Чтобы это преодолеть и получить возможность Богопознания и Богообщения, необходимо покаяние и крещение во Христа (приобщение ко Христу). Анна Лепёхина: Нельзя не сказать о том, что крещение - это дар Любви, и как можно обойтись с этим даром. У современного человека, как мне кажется, есть проблемы с восприятием понятия дара как такового, как того, что даётся Богом - человеку - «в дар», безвозмездно, искренне, свободно и т. д. - дар жизни, дар прощения, дар любви, дар милости Божьей. Дар можно обрести и можно потерять, предать, переступить и т. д. В современной жизни остаётся мало пространства для таких категорий. И ещё важно сказать о любви ко Христу как Личности, с Которой человек сочетается. О том, что Христа нужно полюбить, и без этого Его дар принять невозможно. А как полюбить Христа, Его Крест и Воскресение? Екатерина Недзельская: Человек не одинок и он нужен Богу, но крещение - это не заслуга человека и не его «одолжение» Богу, а милость и свидетельство Божией Любви. Что человек призван в церковную общину, «общину кающихся святых», и через него могут увидеть свет и прославить Отца ещё несколько человек. Мария Лавренова: Счастье (как целостное возрождение) человека связано с принятием Креста. Христос - Победитель, христианин - побеждающий зло в своей жизни (обстоятельства, немощь, болезнь и саму смерть...); главное орудие этой победы - Крест. Христианин - воин. Крещение - рождение в новую жизнь (а не конец оглашения). Церковь верит в Преображение (обожение) человека. Мария Дикарёва: Самое важное: - творение человека Богом непосредственно; Адам - сын Божий («Я сказал: вы - боги, сыны Всевышнего - все вы» (Пс 81: 6)); - уникальность власти человека и его ответственности в мире, Адам - царь мира (объемлет собой весь мир); - то, что именно с Адамом Бог заключает Завет. Нина-Инна Ткаченко: Нельзя не сказать сразу же - ещё во время Открытых (миссионерских) встреч - о том, что вера в Бога в Православии нераздельно связана с верой в человека. У людей современного, часто потребительского и индивидуализированного сознания эти направления веры не совпадают. Современные люди заражены унынием, что неизбежно, на мой взгляд, если не видеть этого сочетания вертикали и горизонтали духовной жизни. Невозможно не сказать о настоящей свободе и духе творчества, заповеданных каждому человеку, роднящих его с Богом, и опять же, в мире сем воспроизводимых и понимаемых в искажённых вариантах или вообще не воспринимаемых как реальность, которая относится лично и непосредственно к нам. Люди, по-моему, как никогда нуждаются во вдохновении, в утверждении смысла, ценности и достоинства жизни духовной и жизни в целом как даре и чуде Божием. А ещё важно сказать, что человек способен изменяться, преодолеть непреодолимое - зло в себе - и стать другим, если захочет, благодаря Личности другого Человека - Христа. С какими наиболее тяжёлыми и наиболее распространёнными заблуждениями в связи с этой темой вы встречаетесь, когда проводите катехизические беседы? Александр Копировский: Некоторые люди уверены: все проблемы они могут решить усилием собственной воли. При этом почему-то редко кто из них решается применить это усилие до конца и последовательно. Но ещё хуже, когда то, что Писание прямо называет тяжёлым грехом и злом (не из области обрядовых мелочей, разумеется), кто-то вообще не считает нужным решать - потому что сам так не считает. Или по известному принципу: «А может, ещё рассосётся?» Сергей Нестерович: Самое тяжкое заблуждение - это попытка в любых, даже благоприятных обстоятельствах, укрыться от подлинного существования, «не быть». Не быть и частично, и в целом. Это можно сравнить с «игрой в прятки» с Богом нашего праотца Адама в раю. К сожалению, мы часто не отдаём себе отчёта в том, что это слишком свойственно человеку, живущему так, как будто очевидное наличие возможности исправить ситуацию в этих отношениях, возможность разворота отсутствуют. Или они вне нашей компетенции. Мы ведь кто? «Мы - люди маленькие». Вот пришёл бы, например, новый князь Владимир да перекрестил бы всех своею властью... Другими словами, это заблуждение заключается и в том, что раз Бог нас активно не ищет, не спасает, значит, так и надо. Ведь на всё Его воля?!... Виктор Авилов: В первую очередь, когда речь заходит о спасении - часто заблуждение, что Господь спасает именно душу человека. При этом люди нечасто задумываются, что в этом понятии есть душа. Важно сказать, что Господь спасает всего человека, а потому в нашей настоящей жизни важно сохранять целостность и чистоту духовной, душевной и телесной жизни. Людмила Комиссарова: Основные заблуждения оглашаемых: - Бог, конечно, есть, и Он выше человека, но в жизни человека Он участвовать реально не может. Человек всё может и должен совершать своими силами и ни на кого не надеяться. - Бог помогает только добродетельным людям, грешники не могут на Него надеяться. - Бог не должен прощать тяжких грешников (убийца, насильник - не человек, он не может быть прощён никогда). - Бог всё знает о человеке и выстраивает его жизнь как хочет. От человека мало что зависит, его судьба решена Божьим предопределением. - Человек не может подражать Христу, потому что Христос безгрешен, а человек грешен. Христос - Бог, человек подражать Богу не может. - Никто не может искупить собственные грехи человека, даже Христос Своей смертью. Грехи так и остаются с человеком навсегда. Анна Лепёхина: Люди часто не верят в человеческие духовные силы, в возможность прощения от Бога по вере, в возможность исцеления, очищения, освобождения от тяжести греха. Другое частое заблуждение - что грех и смерть вошли в мир не через человека, а через что-то иное (какое-то «потаённое» зло в сотворённом Богом мире). Люди не очень видят разницу между злом и несовершенством, искушением и самим грехом. Екатерина Недзельская: Заблуждения связаны с крайностями: человек - букашка на приходе, на работе, в семье, или, наоборот, пуп земли; рождение личности никак не связано с Богом. Причина их часто - невежество и нежелание искать качества духовного образования. Мария Лавренова: Главное заблуждение: человек - жертва хитрости падшего ангела и вообще - жертва. Трудно усваивается различение личности и индивидуальности и понимание личности как плода рождения в Духе. Мария Дикарёва: То, что вызвало проблемы на моих глазах: - проблема понимания единства в свободе; - сотворение мужчины и женщины и их равенство «в ответственности», с другой стороны, понимание места «помощника». Об остальных проблемах знаю только понаслышке Нина-Инна Ткаченко: Заблуждения наиболее частые? - Трудно принять дар свободы. Отсюда вопрос, почему Бог не создал сразу человека совершенным, не делающим зло? Почему не вмешивается лично и не уничтожает зло или его носителей? Трудно принять личную ответственность за происходящее в нас, с нами, вокруг нас, в том числе и в церкви, хочется переложить её на кого-то ещё. Беседовала Анастасия Наконечная КИФА №5(175), апрель 2014 года |