«Рабочая гипотеза» о повседневной святости Представитель Ассоциации христиан-рабочих Италии поделился мыслями о христианском свидетельстве в современном мире «Святость доступна каждому человеку. Задача верующего ...-- свидетельствовать, что общественная деятельность не противоречит святости повседневной жизни», - таково глубокое убеждение Джованни Бьянки, известного итальянского общественного и политического деятеля, экс-президента Ассоциации христиан трудящихся Италии (АCLI). 11 февраля он выступил в Культурном центре «Покровские ворота» на круглом столе, посвященном выходу в свет уникального российско-итальянского издания «Современные пути святости. Наши учителя». В своем докладе «Быть христианином в современном мире» Джованни Бьянки предложил обсудить «рабочую гипотезу» -- именно так, потому что для современной святости еще не создано богословской терминологии. Тема доклада была непосредственно связана с новой книгой, в которой христианское свидетельство явлено через конкретных людей и их дела. Два коллективных соавтора: АCLI и Преображенское содружество малых православных братств создали портреты тех, кого они считают своими учителями. Для итальянцев это два понтифика -- Иоанн XXIII и Павел VI, несколько выдающихся священников, проявивших себя в ХХ в., а также Эдит Штайн и Симона Вейль. Эссе российской половины двуязычной книги посвящены епископу Михаилу (Грибановскому), прот. Сергию Булгакову, Николаю Бердяеву, матери Марии (Скобцовой), Сергею Аверинцеву, архимандриту Тавриону (Батозскому) и другим. По словам Дж.Бьянки, итальянская сторона выбрала в качестве ориентиров именно этих учителей, видя в их примерах проявление «богословия ответственности», «причем у каждого из них мы наблюдаем тесную связь между словом и жизнью, делом и мистикой», «важное сочетание свидетельства и компетентности». Опыт этих учителей побуждает нынешних христиан искать ответы на сложные вопросы. «Какова центральная проблема христианина в современном мире?» -- приглашает к размышлению докладчик и предлагает варианты: актуальность? идентичность? действенность? успех? милость? преемство? стремление к вечности? Сам он отвечает по-евангельски парадоксально: «...Как всегда-это способность к осуществлению того, что невозможно человеку, но возможно Богу. Совершение чего-то негарантированного, соотнесенного с трудностями настоящего и непредсказуемостью будущего. Но с гарантией, что слово евангельское... войдет в совершенно не исправимую без этого ситуацию». При этом призвание христиан не ограничивается индивидуумом: «для верующего существует только такое общество, которое цементируется общиной», обозначает еще один важный тезис Дж.Бьянки. В поисках ответа на «обжигающий» вопрос о святости повседневной жизни, о совершении «невозможного» он обращается к двум авторитетнейшим богословам ХХ в. - кардиналу Мартини и лютеранскому пастору Бонхёфферу. У первого Дж.Бьянки находит напоминание о том, что возможность христианской святости во все времена основана «на интуиции безграничной силы Евангелия». Подход Бонхёффера докладчик считает «совершенно обезоруживающим: Бог пребывает с людьми, и если религия лишится человечности, Бог оставит ее и будет с людьми». Из этого следует, что «жизнь христианина не должна быть ни радикализмом, ни компромиссом»; она должна быть посвящена ответственному деланию. И эти слова вовсе не звучат как лозунг из уст активиста АCLI: эта ассоциация мирян, основанная на Евангелии, уже более 60 лет вносит свой вклад в создание связей внутри итальянского общества, работает в социальной и образовательной сферах, содействует большей включенности, ответственности граждан за происходящее в стране. А сам Дж.Бьянки, завершив свою работу на посту президента национального АCLI с 1987 по 1994 гг., стал депутатом Парламента Италии. Критерий «качества христианской жизни», христианского делания в разделенном, конфликтном современном мире - это способность принять другого. «Это не просто диакония, не просто милость, но компас нашего времени», подчеркнул докладчик. По его словам, такая же открытость, «способность принять чужого» должна быть свойственна христианским общинам. И далее он обращает внимание на еще один важный и актуальный урок Бонхёффера: «Следование за Христом всегда связано с церковной общиной». Христианская община необходима, она является связующим раствором для распадающегося секуляризованного общества. Но «община без разнообразия быстро превращается в форму фундаментализма», предупреждает гость из Италии. Он подчеркнул, что дискриминация «отличающихся и непохожих», командные методы управления невозможны в общине: «Верующий предпочитает беспорядок Ноева ковчега, который спасает от потопа, симметриям новых Вавилонских башен». Завершая свой доклад и говоря о присутствии Бога в нашем мире, «даже если мир живет без Него», Дж.Бьянки резюмировал свою «рабочую гипотезу»: «Основное содержание веры - поддерживать реальность перед лицом Божиим. И в этом смысле вера конкретна, и мир для веры становится одновременно необходимостью и даром». Юлия Зайцева, материал с сайта blagovest-info |