26 января в помещении Синодальной библиотеки прошел круглый стол: «Голос Церкви в современных медиа. Почему и как он должен звучать?» Александра Колымагина
Заявленные темы (как отличить позицию церкви от псевдоцерковных заявлений; каково соотношение официальной позиции церкви и мнения клириков и мирян; аудитория современных медиа и язык Церкви; голос Церкви и шумы информационных вбросов и др.) предполагали масштабную дискуссию. Однако с самого начала круглого стола участники невольно сосредоточились на очень конкретном воплощении многих из названных проблем: после краткого вступительного слова модератора А.В. Щипкова (главного редактора портала «Религия и СМИ») протоиерей Георгий Коваленко, председатель Синодального информационно-просветительского отдела Украинской православной церкви, подробно рассказал о том, как звучит голос Церкви в условиях государственного кризиса. прот. Максим Первозванский По мнению о. Георгия, главное в информационной деятельности церкви, особенно в такой критический период - чтобы в её позиции «прочитывалось евангельское, а не политическое». Он рассказал, что именно эту позицию УПЦ старалась воплощать с первого же обращения митр. Владимира еще в самом начале столкновений в Киеве в конце ноября. Это обращение адресовало верующим призыв молиться об умножении любви и искоренении всякой ненависти, а политикам - призыв вести переговоры и отказаться от насилия и напоминало о евангельских словах: «всякое царство, разделившееся само в себе, погибнет». На таком же библейском языке прозвучало и выступление на Майдане (поставить свою палатку с той или другой стороны баррикад представители церкви отказались, но на предложение сказать свое слово ответили согласием). Заповеди Декалога оказались прямо связаны с тем, что могла сказать церковь в этой ситуации: «не убий» звучало как «нет насилию», «не лжесвидетельствуй» - «без лжи и манипуляций», «не укради» - «нет коррупции», «не сотвори себе кумира» - не ищите кумира в политических лидерах и союзах. Украинская православная церковь несколько лет назад осудила так называемое «политическое православие» (поэтому в ходе событий не благословлялись крестные ходы политических православных организаций), однако она признает своими верующих разных политических взглядов, считая, что они могут несмотря на эти различия оставаться едиными во Христе. Всех же остальных она призывала если не к единству, то к миру, и, наверное, самым ярким проявлением этого призыва стало стояние монахов Десятинного монастыря (а потом и присоединившихся к ним мирян) с молитвой между рядами оппозиционеров и бойцов «Беркута». Эта молитва (подробный рассказ о. Георгия о ней стал во многом центральным мотивом круглого стола, к которому возвращались многие участники дискуссии) на какой-то момент фактически установила перемирие, которым так и не смогли воспользоваться противоборствующие стороны, не достигшие соглашения. Cправа налево: прот. Георгий Коваленко, епископ Обуховский Иона, Анна Данилова, Роман Торгашин Стояние, продолжавшееся даже тогда, когда из-за спин молившихся монахов и мирян начали вновь бросать камни, попадая иногда и в них (кто-то даже прямо говорил: «уходите, вы здесь погибнете») далеко не сразу стало из реального еще и медийным событием: в течение двух дней никто не давал о нем комментариев прессе. Однако именно это событие стало одним из наиболее зримых образов киевских событий: как отметила в своем выступлении Анна Данилова, именно фотографии монахов, молящихся между враждебными рядами, стояли на первой странице откликнувшейся на украинский кризис «Нью-Йорк таймс». По мнению редактора портала «Православие и мир», это отражало колоссальную жажду современного человека по тому, что можно назвать «просто христианство». В завершающей круглой стол дискуссии выступили прот. Максим Первозванский (главный редактор журнала «Наследник»), поднявший вопрос о том, насколько возможно церковному изданию обсуждать политические проблемы, Евгений Стрельчик («Журнал Московской Патриархии») и другие, в числе коих оказалась и автор этого репортажа. Свое краткое выступление, затронувшее многие из тем круглого стола, мне хотелось бы привести здесь полностью. «Сейчас мы слушали спикеров - тех людей, которые сталкиваются с ситуацией участия в ток-шоу, причем частого, и вынуждены говорить от имени церкви. Но я думаю, что большинство аудитории здесь - это представители тех церковных изданий, которые вынуждены выбрать одну из двух позиций, одну из двух групп адресатов: есть издания внутрицерковные и издания миссионерского плана, такие как «Наследник» или «Правмир». Именно исходя из этого, мы можем говорить. Мне близка позиция не вступать в политические разборки, не играть на политическом либеральном или политическом консервативном поле ни в какие игры на наших ресурсах, потому что мы никогда не переиграем большие светские издания, т.к. будем выглядеть несколько искусственно. Что касается миссионерских изданий, то, мне кажется, для них есть некоторые естественные ограничения. Мы должны говорить о том, что людей жизненно затрагивает. Но при этом очень важно уходить от всяких политических разборок, так же как и от любого негатива, связанного с церковью, в т.ч. внутрицерковных разделений, т. е. говорить в первую очередь о «просто христианстве». Мы поневоле оказываемся этим ограничены. В первую же очередь мы призваны свидетельствовать о силе Воскресения. Чем поразило стояние иеромонахов в Киеве? Тем, что люди действительно свидетельствовали о вере, о силе, которой они могут действовать. Это бывает редко, и это зависит от качества нашей жизни. Напрягаясь и «раздувая щеки», мы этого никак не сделаем. Если же речь идет о внутрицерковных изданиях, то для нас важнее всего дискуссия о наших острых внутрицерковных проблемах. Сейчас кроме портала «Богослов», по-моему, этим практически никто не занимается. И всем нам нужно в этом участвовать и при этом заниматься собственным просвещением хотя бы для того, чтобы поднимать уровень обсуждения этих вопросов до какого-то богословского минимума. Ну, а если говорить о политических вещах во внутрицерковных изданиях, то здесь нужно, как мне кажется, обсуждать друг с другом, как церкви существовать в той реальности, которая есть. С этим мы очень часто запаздываем». В ходе дискуссии были вскользь затронуты и такие темы, как особенности сознания современных людей и требования, предъявляемые этим фактором к СМИ (Роман Торгашин, директор АНО Радиоканал «Вера, надежда, любовь»), а также необходимость учиться говорить не только на внутрицерковном языке, но и на языке современных светских СМИ - в том числе используя язык знаков, «брендируя» свои инициативы (Александр Щипков). Александра КОЛЫМАГИНА |