В день памяти святого апостола Иакова в Полтавской Миссионерской Семинарии совершена Литургия по составленному им чину 5 ноября 2013 года по благословению ректора Полтавской Миссионерской Духовной Семинарии, Высокопреосвященнейшего митрополита Полтавского и Миргородского Филиппа, в домовом храме семинарии преподобного Нестора Летописца была отслужена Божественная литургия святого апостола Иакова. Служение столь редкого чина Литургии стало уже традицией в Полтавской духовной школе. В этот день в семинарский храм съезжаются как прихожане, так и выпускники Семинарии - священники и миряне. Божественную литургию возглавил вице-ректор ПМДС архимандрит Вениамин (Погребной). Ему сослужили профессор протоиерей Николай Несправа, преподаватели и гости духовной школы в священном сане. После чтения Священного Писания отец Вениамин обратился к молящимся со словом наставления. Прикоснуться к прошлому в эти дни приходят не только студенты, но и горожане. Особенным интересом столь редкое богослужение пользуется у колеблющихся протестантов, которым важно увидеть связь раннехристианской литургической традиции с современными чинами Литургий - св. Иоанна Златоуста, св.Василия Великого и св.Григория Двоеслова. Однако не только научный интерес вызвал из прошлого желание у преподавателей и студентов служить этим чином. Как учащиеся, так и прихожане традиционно устраивают в этот день общеприходскую Исповедь и Причащение Св.Христовых Тайн. Раннее осеннее утро, когда на улице еще не рассвело, отдельные моменты Литургии, гораздо упрощенней и понятней, чем в современных чинах, раздельное причащение Тела и Крови Господних - все погружает человека в раннехристианскую церковную среду, располагает к молитве. Проповедь о трудах и подвигах святого апостола Иакова в конце богослужения произнес студент 3-го курса богословско-миссионерского отделения Сушонков Павел. Почти все присутствующие приступили к причастию Святых Таин. Литургия родилась в самой колыбели христианства, в иерусалимской первообщине, первым епископом которой был апостол Иаков, в лоне Матери всех христианских церквей. Она позволяет нам глубоко ощутить живую связь с Иерусалимом, каждый раз по новому пережить духовное и историческое единство с неразделенным христианством первых веков. Литургия содержит древние прошения о братьях, которые претерпевают гонения и принимают мученический венец, Многое в этом богослужении кажется удивительным. Например, при произнесении ектений диакон обращен не к алтарю, а к молящимся. Совершается чтение книг не только Нового, но и Ветхого Завета, причем чтение Священного Писания совершается в центре храма, по-новому звучат хорошо знакомые молитвы и возгласы: «Горе будем иметь ум и сердца» или «Паки и паки, и непрестанно Господу помолимся». Также отличается порядок малого входа с Евангелием и Великого входа со Святыми Дарами - священнослужители не выходят на амвон, а обходят храм торжественной процессией. Во время Великого входа вместо Херувимской песни поется «Да молчит всякая плоть человеческая...». Выразительность молитвословий литургии апостола Иакова воскрешает живую веру первых христиан. Время, кажется, обращается вспять, и воззвания на литургии к святым отцам древней Церкви, почти современникам этого богослужения, оживляет ощущение близости к ним, единства с ними во Христе. До IX века Литургия апостола Иакова служилась повсеместно: в Палестине, в Антиохии, на Кипре, в Южной Италии и на Святой Горе Синай. При крещении Руси наши предки унаследовали Константинопольский богослужебный чин, когда в столице Византии литургия апостола Иакова была забыта. В XIX веке ее служили на греческом языке только в Иерусалиме и в Греции, на острове Закинф, где существовал особый чин литургии апостола Иакова. В Иерусалиме ее служат на греческом языке трижды в год - на память апостола Иакова (23 октября), в Неделю по Рождестве Христовом и на Собор 70-ти апостолов (4 января), а в Греции по желанию настоятеля ее можно совершать в любой день. В восточно-сирийской церкви (Антиохийского Патриархата) существует свое чинопоследование на арабском языке. |