Нам нужен живой пример служения ближним
Вспоминая новопреставленного владыку Гавриила (де Вильдера) бывшего главу Архиепископии приходов русской традиции в Западной Европе и экзарха Константинопольского патриарха, мы публикуем интервью, которое Архиепископ Гавриил дал газете «КИФА» в 2004 году. В день прославления новых святых во дворе Александро-Невского собора. 2 мая 2004 г., Париж - Владыка, нам известно, что канонизация матери Марии и ее сподвижников, кроме всего прочего - результат Ваших личных усилий. Скажите, что значит опыт новопрославленных святых в Вашей духовной жизни? - Документы на канонизацию представил в Константинополь вот уже несколько лет назад архиепископ Сергий, который управлял этой кафедрой до меня. Моя роль заключалась в том, что немедленно после моего избрания и интронизации я просил патриарха сделать что-нибудь для завершения этого дела. Мы сегодня не всегда готовы к такому общему служению, у нас прекрасная литургия, но мы недостаточно практикуем "литургию после литургии" Я думаю, что эта канонизация особенно важна - о чем я и говорил в своей проповеди в день торжественного прославления новых святых - не только с точки зрения духовного опыта, но и еще потому, что она дает нам живой пример. Многие знают о том, что мать Мария сделала для евреев, но мы не должны забывать того, что она сделала для многих русских эмигрантов в Париже, нищих, бездомных, голодающих. В целом это можно назвать таинством брата. Это была литургия в смысле общего дела, общего служения ближним, и в этом общем деле участвовали и мать Мария, и о. Дмитрий, и Юрий Скобцов, и Илья Фондаминский - еврей, который принял крещение перед тем, как его отправили в лагерь Аушвиц (Освенцим). Это относится и к нам сегодня. В западноевропейском обществе много бедных людей, нуждающихся в помощи, и в наше время тоже. Мы сегодня не всегда готовы к такому общему служению, у нас прекрасная литургия, но мы недостаточно практикуем "литургию после литургии". - Ортодоксия не всегда сопровождается ортопраксией? - Да-да. Я думаю, именно с этой точки зрения нам необходим опыт святых недавнего времени - и новых русских мучеников, и тех, кто пострадал здесь, в Западной Европе. Это очень важно для нас. - Те люди, которые прославляются сегодня, олицетворяют собой очень определенное движение в церковной жизни, то, что мать Мария называла "евангельским христианством". Что в этой традиции кажется Вам наиболее заслуживающим внимания, особенно важным для сегодняшней церковной жизни? - Прежде всего, мы не должны забывать, что те православные люди, которые оказались в начале XX века в эмиграции здесь, в Париже, все имели особенный опыт. Они потеряли прекрасные иконы, пышные храмы и соборы, и их опыт был в том, что Христос остался с ними - не в огромных храмах, а в простых, бедных людях. Диаспора была воспитана и взращена в этом опыте - Христос не только в великолепных соборах, но и в нас самих, потому что крещением нашим мы стали живыми храмами Святого Духа, о которых говорит апостол Павел. Это явилось истоком богословия диаспоры, которое поэтому было так важно тогда, и не потеряет своего значения и до сих пор. И это действительно чудо, ведь, скажем, создание, а затем само существование Свято- Сергиевского института казалось невероятным чудом. И мне кажется, это важно для вашей страны сейчас - искать Христа прежде всего не в больших храмах, а в сердцах ближних. Я думал об этом, когда видел в Москве на улицах нищих, просящих подаяние. - Что бы Вы хотели прежде всего пожелать нашим читателям? - Прежде всего мне хотелось бы пожелать священникам и дьяконам и в России, и в Европе быть приветливыми по отношению к верующим, и вообще к людям, которые обращаются к церкви. Часто люди не очень хорошо образованы с религиозной точки зрения, и поэтому мнение священника для таких людей звучит как мнение церкви в целом. Люди в современном обществе, к сожалению, быстро делают общие выводы. Для многих, если священник в общении непрост, значит, церковь не проста. Если священник любит деньги - значит, церковь любит деньги, и пр. Да, православные в России - большинство, а здесь в Западной Европе - меньшинство. Но мне кажется, это относится к церковной жизни у вас, как и у нас. - Наверное, это касается и ответственности мирян друг за друга? - Да. На нас очень большая ответственность, прежде всего за то, чтобы быть друзьями по отношению друг к другу, чтобы жить как братья.
Беседовали Александр БУРОВ и Александра КОЛЫМАГИНА |