gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Новости arrow Роль и участие мирян в Божественной литургии
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
15.10.2013 г.

Роль и участие мирян в Божественной литургии

В Предании Церкви и православной духовности Божественная литургия является центром богослужения, христианского богословия и миссии Церкви. В Божественной литургии совершается таинство Церкви на основании литургического триединства - Собрания, Евхаристии, Церкви - через синергию или постоянное и действенное сослужение народа Божьего и священника в синаксисе Церкви.

Однако многие современные богословы указывают на литургический кризис, с которым в наше время сталкивается Православная церковь, рассматриваемая как церковь по преимуществу литургическая и сакраментальная. Двойная псевдоморфоза православного богословия, на котором оставило свой отпечаток влияние западного богословия, коснулась и литургической жизни Церкви. Этот кризис проявился в ложной герменевтике богослужения, а также в гиперклерикализации Церкви, выразившейся в том, что миряне были исключены из активного участия в богослужении. В литургических понятиях, «литургический кризис» проявляется в клерикализации Церкви и ограничении мирян ролью пассивных зрителей, низведении их до декоративного элемента, в поощрении экклезиологического индивидуализма, основанного на релятивизации церковного общения, в поощрении индивидуальных духовных и литургический потребностей, а также в ослаблении сослужения священника и верных.

В условиях этого кризиса современные православные богословы пытались восстановить литургическую синергию между священником и мирянами на основании трех богословских элементов - разработка богословия мирян, развитие литургической герменевтики или экзегезы, основанных на литургическом реализме, и переосмысление экклезиологии общения, благодаря которой должны быть заново актуализированы все ритуалы общения для укрепления литургического диалога между священником и верными, а также для воплощения духовного единства в евхаристическом синаксисе.

В этом контексте мы задаемся вопросом: каким образом можно пересмотреть положение и служение мирян в Церкви, как они могут превратиться из пассивных и декоративных элементов Церкви в активные и динамичные элементы для действенного литургического сослужения народа Божьего и священника?

В литургии первых веков христианства литургический синаксис обладал диалогичной структурой, основанной на сослужении епископа и народа. Эта литургически-диалогическая структура выражалась во взаимодействии между евхаристическим собранием, которое было носителем всеобщего священства, и предстоятелем, облеченным в священство сакраментальное. Таким образом, священство всеобщее и священство сакраментальное составляли литургическую структуру Церкви.

Эта литургическая синергия, сослужение народа (мирян) и священника, заключались в принесении даров верными, чтении молитв анафоры вслух священником и участии общины в литургических ответах и совместном пении, в участии мирян в других таинствах, соединенных с литургией, а также в более частом евхаристическом общении.

Большинство современных богословов считают абсолютно необходимым то, чтобы миряне причащались на каждой литургии, но с надлежащей подготовкой.

Другая форма привлечения мирян к более активному участию в литургии состоит в проведении агап или трапез для малоимущих христиан. В православных храмах Греции и на Западе у каждой общины есть рядом или даже в подвале церкви трапезная, где верующие устраивают агапы или трапезы любви после Божественной литургии. Такая практика существовала в древней Церкви и была возрождена в некоторых церквах нашего времени.

Таким образом, на наш взгляд, для современного христианства было бы благотворно возрождать эти практики древней Церкви, чтобы миряне могли принимать реальное и активное участие в Божественной литургии, а также для действенного сослужения священника и верных - в целях созидания живых церковных общин.

Свящ. Корнел Тома - доктор богословия, настоятель храма св. мч. Мины в Брашове. Ранее преподавал на богословском факультете в Тимишоаре.

Корнел Тома, свящ. / Pr. Cornel Toma. Rolul şi participarea credincioşilor la Sfânta Liturghie. 17.07.2008

Перевод с румынского  с сокращениями Елены-Алины Патраковой

По материалам блога

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Facebook Наш Facebook Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!