Отец Арсений Соколов: нас справедливо называют «воскресными христианами»
О том, как строится община, о принудительной катехизации и прочих тяготах христианской жизни на португальском побережье рассказал доктор богословия о. Арсений Соколов
Игумен Арсений (Соколов)
Под предлогом презентации книги «Иберийская тетрадь» в Культурном центре «Покровские ворота» прошла встреча с библеистом, доктором богословия, настоятелем храма Всехсвятского прихода Московского Патриархата в Лиссабоне игуменом Арсением Соколовым.
- Я думала, что книга с названием «Иберийская тетрадь» должна быть о Португалии. Но на первых же страницах я читаю «полевой миссионерский журнал», а в другом месте «святитель Иннокентий Алеутский», дальше - «после евангелия всегда должна быть катехизическая проповедь», а о Португалии только чуть-чуть.
Таким впечатлением о книге поделилась преподаватель миссиологии Наталья Адаменко. Хотя она нашла для себя эту книгу полезной и интересной, но разговор на встрече шел не об «Иберийской тетради».
Встреча началась с рассказа о. Арсения о колоссальных волнах мигрантов на рубеже 1990-2000 годов.
- Современные люди очень мобильны: часто меняют место жительства, легко уезжают за границу. В таких условиях состав прихода за месяц меняется наполовину. С другой стороны, новые люди - это новые взгляды и новые таланты.
Игумен пояснил, что для строительства крепкой христианской общины они стараются совершать богослужение на языках всех прихожан и прежде всего на русском, так как он является общим для всех представленных народностей. Сами португальцы редко приходят в Православие. Отец Арсений вспомнил лишь несколько известных ему примеров. Чаще всего такое случается в смешанных браках, когда русская жена настойчиво приглашает мужа португальца в храм. Но есть и самые редкие случаи, когда православие становится плодом глубокого внутреннего поиска.
- Есть у нас такой монах Филипп. Он принадлежит к аристократическому португальскому роду, который в свое время был близок к трону. Он был благочестивым ревностным католиком, но попал в число тех, кто не принял II Ватиканский собор по части решений о Причастии. Тогда он и принял решение перейти в Православие.
Справа - Игумен Арсений (соколов); слева - директор КЦ «Покровские ворота» Жан Франсуа Тири
Отец Арсений также рассказал о главной проблеме веры западного человека. Для абсолютного большинства мигрантов в православии ключевую и фундаментальную роль играет обряд. Настоятель рассказал, как люди приходят крестить малышей перед отпуском, или для хорошего здоровья, или для аппетита. Но после предложения пройти катехизацию, хотя бы краткую - в несколько встреч, отказывались и даже жаловались церковному начальству. Но развенчание такой ложной религиозности священник находит одной из своих главнейших задач как пастыря.
- Здесь рядом есть Свято-Филаретовский институт. Там катехизация добровольная. А у нас - принудительная. Ведь нас справедливо называют «воскресными христианами». У людей так построена жизнь, что церкви и Богу место и время уделяется только по воскресениям.
По окончании встречи о. Арсений уделил личное внимание участникам встречи и каждому желающему подписал «Иберийскую тетрадь».