gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Новости arrow Возвращение практики целования мира среди мирян
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
03.10.2013 г.

Возвращение практики целования мира среди мирян

Фрагмент главы «Целование мира» из книги румынского священника Флорина Ботезана «Божественная Литургия - Таинство таинств».

 

На протяжении более десяти столетий все участники Божественной литургии - и духовенство, и миряне - давали друг другу целование мира. После X века участвовать в этом обряде могли уже только клирики в алтаре, однако это ограничение не было результатом какого-либо постановления церковных властей. Целование мира входит в изначальную структуру Божественной литургии. Этот жест не может быть сведен к некому душевному состоянию, но предполагает конкретный акт, посредством которого божественные любовь и мир принимаются и передаются брату в храме, объединяя всех нас в любви Христовой и в исповедании Святой Троицы.

Жест преподания мира присутствует во всех христианских литургических обрядах, хотя его конкретная форма варьируется от одного обряда к другому и от одной эпохи к другой, в зависимости от культурного контекста и местных традиций. Однако главным в целовании мира является не конкретная форма его преподания, но сам факт того, что этот телесный жест выражает чистую любовь к ближнему.

К счастью, целование мира среди мирян не исчезло полностью в Православии. Что касается нашей страны, свящ. Думитру Станилоае свидетельствовал о том, что в некоторых храмах в Трансильвании существует практика целования мира в специфической форме: младшие по возрасту целуют руки старшим, которые затем их обнимают - мужчины мужчин, женщины женщин. Аналогичная практика встречается и к югу от Карпат. Тот факт, что в некоторых местах в Православной Церкви сохранилось это преподание мира среди мирян, а также отсутствие какого-либо постановления церковных властей, налагающего запрет на эту практику, доказывают, что для целования мира не существует никаких канонических препятствий. Напротив, его особое значение в привлечении мирян к действенному участию в богослужении указывает на важность восстановления этой практики. К тому же в последнее время мы встречаем все больше инициатив в этом отношении. Многие верующие утратили сознание сослужения на Божественной литургии и склонны быть пассивными зрителями: они не приносят дары хлеба и вина в алтарь, не поют, редко причащаются, не дают целование мира. Разумеется, повторное введение практики целования мира не решит всех проблем, но это будет шагом вперед на пути к полноценному участию мирян в богослужении. Те, кто уже давали друг другу целование мира, могут засвидетельствовать, что когда оно совершается искренне, то самым действенным образом разрушает стены, нередко отделяющие нас от стоящих рядом, и помогают почувствовать себя братьями друг другу. Не будем забывать, многие из тех, кто уходит из Православия в секты, ссылаются на то, что не находили в Церкви общения и любви и не понимали богослужения.

Если говорить о конкретных формах этой практики среди мирян, в наши дни целование мира может быть преподано во время песнопения «Возлюблю Тебя, Господи», пение которого допускается в чинопоследовании литургии. Это песнопение очень подходит для этого момента, свидетельствуя о том, что любовь к ближнему черпает силы из любви к Богу. Как и в раннехристианскую эпоху, целование мира могут давать друг другу стоящие рядом - мужчины мужчинам, женщины женщинам, не производя при этом лишней суеты в храме. Если говорить о конкретной форме целования мира в современных условиях, здесь не ставится вопрос о целовании мира в уста. Можно выбрать традиционную румынскую форму целования рук старшим по возрасту молодыми с последующими объятиями или просто ограничиться рукопожатием, как в римском обряде. На наш взгляд, наиболее подходящей формой является та практика, которой следуют священники в алтаре, - рукопожатие с целованием в плечо, со словами: «Христос посреди нас!» - «И есть, и будет!» - «Ныне, и всегда, и во веки веков». Когда священник служит один, он может дать целование мира пономарю, как это практиковалось в древности.

Перевод с румынского Елены-Алины Патраковой

По материалам сайта kiev-orthodox

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!